Одной из важнейших фигур отечественного авиастроения является создатель самого массового боевого самолёта в истории «Ил-2» Сергей Ильюшин. Мало кто знает, что его путь в профессию начался в восточном Крыму. Позже, благодаря усилиям Ильюшина, по его стопам смогли пройти Антонов, Туполев, Королёв и первая военная лётчица-бомбардир Турции Сабиха Гёкчен.
К 130 годовщине со дня рождения великого мастера воздухоплавания ForPost узнал больше об одном из проектов всей жизни Сергея Ильюшина, Высшей лётно-планерной школе на горе Узун-Сырт в Коктебеле.
Идеальные условия
Впервые горный хребет Узун-Сырт в Коктебеле привлёк внимание воздухоплавателей в начале XX века. Тогда эта местность приглянулась опытному лётчику, начальнику истребительного отделения Севастопольской авиашколы Константину Арцеулову.
«Он обследовал горы, удобные для парящих полётов, с борта своего «Ньюпора» (модель истребителя — прим.). После обследования воздушных потоков и рельефа местности в 1916 году Арцеулов указал на перспективность Узун-Сырта», — поделилась в беседе с ForPost директор Музея свободного полёта имени К.К. Арцеулова Ольга Силевич.
Лётчик не ошибся в своём выборе: земля Коктебеля будто бы была создана для воздухоплавания самой природой. В этом месте, как объяснила изданию Ольга Силевич, тёплый ветер со стороны моря обтекает крутые склоны Узун-Сырта и создаёт мощный восходящий поток воздуха, который как нельзя лучше подходит для планеров. Поэтому, когда сообщество планеристов решило организовать всесоюзные планерные испытания, Константин Арцеулов предложил провести их в Коктебеле.
Свет отечественной авиации
Первого ноября 1923 года энтузиасты отечественного планеризма подняли на горе Узун-Сырт флаг Первых Всесоюзных планерных испытаний. Тогда в Коктебеле собрался будущий свет советской авиации: молодой лётчик-испытатель Леонид Юнгмейстер, будущий «отец» транспортной авиации Олег Антонов, создатель самолётов и вертолётов «Як» Александр Яковлев и другие.
Среди них был и 29-летний студент Военно-Воздушной инженерной академии, глава Технической комиссии планерных слётов Сергей Ильюшин. Он приехал в Крым вместе со своим первым детищем, планером АВФ-3 «Мастяжарт».
«С Ильюшиным я познакомился осенью 1923 г. в Крыму. Он был конструктором одного из первых советских планеров, а я московским школьником, до потери сознания влюблённым в авиацию. Именно его помощи и постоянному вниманию я обязан всем, чего достиг», — так, по словам Ольги Силевич, вспоминал позже первую встречу с Ильюшиным авиаконструктор Александр Яковлев.
Планер «Мастяжарт», подготовка и полёт.
Резкий взлёт
Начиная с 1923 года, планерные испытания стали проходить в Коктебеле систематически. Интерес советских граждан к воздухоплаванию неуклонно рос: если на Первом слёте было представлено всего 10 планеров и проведено 35 полётов, то на второй год число планеров увеличилось до 42, а число проведённых полётов до 572.
На шестой год проведения испытаний планерный сектор ЦС ОСОВИАХИМа решил организовать недалеко от места слётов Высшую лётно-планерную школу (далее — ВЛПШ).
«Основной задачей школы была подготовка инструкторов-планеристов для местных планерных школ. Первым начальником школы был назначен Анатолий Сеньков, кроме него много сил вложил в создание школы Сергей Ильюшин», — уточнила Ольга Силевич.
Чтобы проводить обучение, на горе Узун-Сырт построили четыре больших барака, внутри которых расположились учебные классы, общежитие для курсантов и инструкторов, клуб-читальня, столовая и пекарня. Чуть позже к структуре ВЛПШ добавились каменные хозяйственные постройки и ангары.
Анатолий Сеньков и Сергей Ильюшин на строительстве Высшей лётно-планерной школы.
Первый набор учеников прошёл летом 1931 года. В ВЛПШ было зачислено 97 курсантов, которые приехали в Коктебель со всей страны. По плану занятий будущие планеристы должны были провести в крымском небе 62 лётных дня, однако из-за непогоды число практических занятий сократили почти вдвое, до 38 дней.
Несмотря на это, первый год работы оказался для ВЛПШ особенно продуктивным и удачным. Вместо 50 инструкторов школа смогла выпустить 70, часть которых дополнительно получила квалификацию планериста-парителя.
«Всего было совершено 5142 полёта, из них 91% учебные. Налёт по планерам распределился следующим образом: “Стандарт” — 4396 полётов, Г-2бис — 710 полётов, “Стандарт-2” — 14 полётов, прочие — 22», — привела данные директор Музея свободного полёта.
Международный уровень
Популярность ВЛПШ среди энтузиастов воздухоплавания стремительно росла. На второй год обучения было зачислено уже 176 курсантов. Среди выпускников курса значились будущие лётчики-испытатели Сергей Анохин, Виктор Расторгуев, Валентин Хапов и автор множества книг об авиации Игорь Шелест.
Начиная с 1933 года в программу обучения вошли фигуры высшего пилотажа на планере, а в 1934 году в качестве подспорья для будущих учеников выпускники Анохин и Симонов издали «Курс учебно-лётной подготовки ВЛПШ». Вскоре прогрессивные методы обучения и большое количество спортивных достижений вывели скромную ВЛПШ на международный уровень.
«Президент Турции Мустафа Ататюрк направил в ВЛПШ группу турецких планеристов, среди которых находилась его приёмная дочь Сабиха Гёкчен. В 1935 году она освоила парение на планере, прыжки с парашютом и стала единственной военной лётчицей в Турции», — привела один из примеров Ольга Силевич.
Сабиха Гёкчен и турецкие планеристы в Коктебеле.
В 1938 году Высшую лётно-планерную школу ОСОВИАХИМа расформировали. На её базе создали Коктебельскую лётную школу им. П.И. Баранова. В перспективе преобразование могло бы сулить воздухоплавателям большие горизонты. Но помешал случай: в 1939 году аэродром базирования школы передали в распоряжение пограничных войск НКВД СССР. Коктебельская лётная школа им. П.И. Баранова была незамедлительно расформирована, а на её месте возникла Коктебельская школа дегазационных отрядов.
Коктебельский феникс
Возродить лётную деятельность на горе Узун-Сырт удалось только в 1977 году. Тогда, по словам Ольги Силевич, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (далее — ЦАГИ) решил открыть в Коктебеле Научно-исследовательскую планерную базу.
«Был полностью восстановлен и реконструирован весь комплекс зданий и сооружений, проведены лётно-исследовательские работы в области аэродинамики на планерных летающих лабораториях и лёгких самолётах», — поделилась директор Музея свободного полёта.
В 1992 году на базе НИПБ ЦАГИ заработал Центр планерного спорта «Коктебель». Вплоть до 2015 года он был домом для многих любителей самолётного спорта и планеризма. В 2015 году полёты в ЦПС «Коктебель» были прекращены в связи с крушением частного самолёта Cessna, в результате которого погибли пилот и трое пассажиров.
В ходе расследования инцидента выяснилось, что в центре не было квалифицированных пилотов и техников по оперативному и техническому обслуживанию воздушного судна, а также руководителей полётов, из-за чего бывший директор ЦПС «Коктебель» Борис Небреев оказался на скамье подсудимых. В 2018 году суд признал его виновным сразу по трём уголовным делам, связанным с трагедией.
Позже Центр планерного спорта был передан республиканскому Министерству спорта и преобразован в ГБУ ДО РК «Спортивная школа технических видов спорта», которое работает и по сей день.
К сожалению, сейчас, в условиях проведения специальной военной операции, полёты в Крыму находятся под запретом. Но, несмотря на это, Коктебель остаётся колыбелью отечественной авиации и лучшим местом для обучения на дельтапланах и парапланах.
Елена Фокина
Фото: Александр Красильщиков «Планеры СССР», andepolis.de
Обсуждение (5)
А теперь на боингах и аэробасасах...
"Сергей Ильюшин. Мало кто знает, что его путь в профессию начался в восточном Крыму. Позже, благодаря усилиям Ильюшина, по его стопам смогли пройти Антонов, Туполев..." Да, об этом кроме автора по видимому никто не знает, ну хотя бы потому, что А.Н.Туполев (1888 г.р.) первый раз на планере, построенном совместно с товарищами по Воздухоплавательному кружку, совершил самостоятельный полет в 1910-м году. Учился у самого Н.Е. Жуковского и в 1918 г стал одним из организаторов и руководителей ЦАГИ , а С.В. Ильюшин (1894 г.р.) будучи солдатом (призван в 1914-м) аэродромной команды обслуживания и не имея высшего образования только в 1917 получил удостоверение пилота, а в1910-м, будучи молодым деревенским пацаном впервые увидел полеты аэропланов! Да, и все вышеперечисленные события происходили не в Крыму.
А в Крыму нарезались земельные участки и застраивались разные эксклюзивные места.
Чем история то закончилась с этой горой,кто в курсе?
to d dd: Думаю, что "в курсе" организатор джазовых фестивалей в Коктебеле.
to Справедливый_кот: На поездах мы теперь ездим. О самолётах мечтаем.
"А теперь летаем на боингах и аэробасасах..."