Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан встретился с главой КНР Си Цзиньпином.
Тур Виктора Орбана вызывает у деятелей Запада целую бурю эмоций. С другой стороны, а можно ли было ожидать от него чего-то другого? Как минимум, у этой линии поведения была предыстория.
Буквально накануне он заявил о неучастии Венгрии в возможных натовских военных операциях вне пределов альянса, в том числе и на Украине. Хоть и препятствовать им она тоже не будет. Орбан отдельно подчёркивал, что Венгрия резко против ведения подобных операций, но она «не имеет возможностей и сил на изменение ситуации».
Так ли это — спорный вопрос. Принятие фактически всех решений в рамках НАТО осуществляет так называемый Североатлантический совет, и Венгрия в него тоже входит. И решения эти он принимает только единогласием. То есть, если Венгрия скажет «нет», то этого будет достаточно для блокировки любых таких решений. Естественно, это не является препятствием для членов НАТО в проведении соответствующих действий «в индивидуальном порядке», который вполне может включать все государства НАТО кроме Венгрии. В общем-то, именно к такому решению, похоже, и пришли Орбан и Столтенберг: дескать, Венгрия не станет нарушать общеблокового консенсуса, а её взамен не будут лишать там права голоса и не начнут насильно загонять в те мероприятия, которых она не желает. Вероятно, со Словакией будет так же.
Для чего это надо НАТО? А для того, чтобы несогласие Будапешта не разрушало иллюзию внутреннего консенсуса НАТО. В самом деле, если, скажем, условная Америка предложит условной Польше где-нибудь повоевать, скажем, в условной третьей стране в том самом «индивидуальном порядке» — то это одно. А если для этого будут требовать того самого натовского консенсуса (мы все «за», а ты что себе думаешь?), то это совсем другое. И если даже сама по себе Америка запросто способна делать младшим партнёрам по альянсу «предложения, от которых невозможно отказаться», то здесь даже их отказ может не рассматриваться в качестве прямой зрады. Так что Орбан своим решением значительно облегчил дипломатию НАТО на пороге третьей мировой. А для России от этого лучше не стало — вот что надо понимать.
Уразумейте: Орбан — не наш. Он действует сугубо в интересах Венгрии так, как они ему представляются, и теперь такой интерес в избежании втягивания её в возможный большой военный конфликт. Удастся ли ему это — уже другой вопрос. Тем не менее, он пытается, и это вполне понятно. Раз старшие партнёры спятили и потянулись за ядерной дубиной, маленькая Венгрия должна быть от этого пира духа чем дальше, тем лучше. Орбану в принципе почти без разницы, кто конкретно и до какой степени в итоге всего этого обратится в радиоактивные руины, лишь бы этим «кем-то» не оказалась Венгрия. Почти.
Потому, как быть «в домике» в такой ситуации тяжело, если вообще возможно. Для радиации и ядерной зимы граница — не препятствие. Вот он и пользуется случаем, оттягивая, а, по возможности, вовсе предотвращая такое. Что тут скажешь? Орбан — не наш. Но он, хотя бы, не сумасшедший. А для нынешнего Запада и это уже неплохо.
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Скользкий тип хочет на 2 стульях усидеть и на них кинжал найдется