В Крыму аукционы закупки квартир для детей-сирот часто заканчиваются неоправданными надеждами у адресатов государственных подарков и их опекунов. Сами тендеры так устроены, что даже при приличном бюджетном финансировании иждивенцам могут достаться квадратные метры на задворках.
Крымская общественность требует искать компромиссы с застройщиками и целесообразно расходовать средства, выделяемые государством.
Закон в действии
На прошлой неделе ForPost опубликовал историю крымской сироты Карины Чебаненко, которой досталась квартира вдали от цивилизации в Черноморском районе. Девушка несколько лет пытается добиться, чтобы купленные за счёт государства квадратные метры признали непригодными для жизни, но, увы, чиновники её убеждают в обратном.
После публикации материала «Развалюха или ничего: какие квартиры приобретают для сирот в Крыму» Республиканская прокуратура и Следственное управление Следкома России по Крыму организовали проверку и обещают проверить не только соблюдение требований законодательства, но и качество предоставленного жилья и его пригодность для проживания.
Но случай Чебаненко — не первая и не последняя история, когда льготникам достаются квадратные метры не в новостройках, а на задворках цивилизации.
Дело в том, что квадратные метры тем, кто остался без родительской опеки, покупают на аукционах, как того требует закон 44-ФЗ. Победителем является продавец самого дешёвого лота, естественно, это сказывается и на состоянии ремонта в квартирах, и на удалённости приобретённого жилья от цивилизации.
Каких-то жёстких критериев, где должна быть закуплена квартира, нет, поэтому заветные квадратные метры могут быть расположены как в городской черте, так и в районе.
Кот в мешке
И вот очередной скандал: администрация Симферополя закупила восемь квартир, которые распределили между очередниками по жеребьевке. Жильё будущим жильцам не показали, а лишь сообщили адреса. К слову, в этом году максимальная стоимость каждого лота в Симферополе составила почти 3,4 млн рублей.
И всё бы ничего, если не учитывать, что все квартиры — вторичный жилой фонд, а одна из них находится в старом проблемном общежитии.
«Я требую, чтобы в закупленные квартиры дали доступ до подписания договоров спецнайма тем, кто там предположительно будет жить. Потому что это — не подарок сиротам! Это закупленные вами за бюджетные деньги, то есть собранные в виде налогов, квартиры для выполнения обязанностей государства перед этими детьми», — написала опекун одной из сирот Ирина Кожухарова.
К счастью, эта квартира оказалась светлой и с нормальным ремонтом.
В администрации крымской столицы закупку вторичного фонда пояснили тем, что застройщики не хотят участвовать в аукционах.
По словам главы администрации Симферополя Елены Проценко, чиновники пытались договориться с девелоперами, но поскольку однокомнатные квартиры раскупаются ещё на этапе строительства, ответные предложения от них не последовали.
На этот раз администрация Симферополя вышла из ситуации, применив альтернативный конкурентный способ определения продавцов, позволяющий оценивать заявки на участие собственников не только по цене, но и по году постройки дома, общей площади, месторасположению.
«Приобрели на вторичном рынке, но с качественным ремонтом. По условиям конкурса всё в квартире новое, ранее не эксплуатировавшееся (обои, пол, потолок, сантехника и т.д. — Прим.). Все квартиры с новым ремонтом и с новым оборудованием. И в них точно нет протекающих крыш. Сотрудники администрации в этом году отнеслись к покупке квартир для детей-сирот с ещё большей ответственностью», — заверила Проценко подписчиков социальной сети.
Власти не шевелятся
Ситуацию могли бы изменить договоры местных администраций с застройщиками, считает председатель общественной организации «Жизнь в твоих руках» Екатерина Горелкина, специализирующаяся на помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
«Письмами здесь проблему не решить, необходимо заключать договоры! Только таким образом можно перестать закупать хлам на задворках или в сёлах по неимоверным ценам», — пояснила ForPost Горелкина.
По её мнению, пока региональные власти не проявят инициативу, застройщики не будут принимать участие в тендерах, а государственные средства будут расходоваться нецелесообразно.
«Соберите застройщиков в Симферополе — давайте решим вопрос эффективного освоения средств на покупку жилья сиротам, будем планировать этот вопрос на пятилетку. Хватит закупать квартиры на вторичке сомнительного качества, в общежитиях, в сёлах», — сказала общественница.
Дарёному коню смотреть в зубы опасно
Кстати, если попробовать отказаться от квартиры, которая достаётся сироте на жеребьёвке, новое предложение можно ждать достаточно долго.
Так, сирота из Симферополя Ольга Черенкова могла получить квартиру ещё год назад в пригороде. Расположение девушку не смутило, а вот состояние закупленного лота оставляло желать лучшего.
«В подъезд было страшно зайти. В квартире косметический ремонт назвать ремонтом сложно: в комнате поклеены три вида обоев разных цветов, линолеум из кусочков, плинтуса разные, стены в трещинах, грибок. Проблемное отопление. В итоге я отказалась», — поделилась с ForPost Черенкова.
Примечательно, что, несмотря на постановление суда, другую квартиру девушке так и не предоставили, и она по-прежнему вынуждена скитаться по съёмным квартирам с двумя маленькими детьми в надежде на лучшую альтернативу.
Только в 2020 году Следственный комитет России возбудил 83 уголовных дела, связанных с нарушением прав детей-сирот на жилье, в том числе в Нижегородской области — 17, Республике Крым и Хабаровском крае — по пять, Ростовской, Самарской областях, республиках Башкортостан и Тыва — по четыре дела.
Часто для очередников приобретали непригодные для проживания квартиры, в некоторых случаях имелись нарушения аукционных процедур, из-за чего квартиры для детей-сирот приобретались по завышенной стоимости.
Юлия Михайленко
Фото: pixabay.com, скриншот сайта zakupki.gov.ru
Обсуждение (2)
бедные люди - столько мытарств с самого рождения!
Такое кругом твориться, во всех городах!