Во вторник, 14 марта, Госдума приняла в окончательном третьем чтении изменения в КоАП и Уголовный кодекс РФ. Принятые изменения предусматривают ответственность за дискредитацию и клевету в отношении участников спецоперации.
«Наказание негодяям грозит суровое — до 15 лет лишения свободы», — цитирует пресс-служба ГД слова одного из авторов законопроекта, спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина.
Закон предусматривает ответственность за распространение заведомо ложной информации об оказании добровольческими формированиями, организациями или физическими лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооружённые Силы.
Что ещё нового:
- наказание по ч.1 ст. 207.3 и ч.1 ст. 280.3 УК РФ увеличивается с трёх до пяти лет лишения свободы;
- наказание по ч. 2 ст. 280.3 УК РФ (повторная дискредитация, повлёкшая опасные последствия) — с пяти до семи лет;
- максимальный срок лишения свободы — до 15 лет, штрафы — до 5 миллионов рублей;
- ст. 20.3.3 КоАП дополнена ответственностью за дискредитацию добровольческих формирований, организаций или физлиц, которые выполняют задачи для ВС РФ. Штрафы — до 50 тысяч рублей для физлиц и до 500 тысяч рублей для юрлиц.
Уголовное наказание наступает в случае, если нарушителя уже привлекали по административной статье за аналогичные действия в течение года.
Рифы информации
Известный российский журналист Виталий Третьяков, освещавший две чеченские кампании, за принятым законом видит нерешённую, на его взгляд, проблему — отсутствие единой официальной информационной линии при освещении СВО.
Он отметил, что всё сводится к ежедневным сводкам Управления пресс-службы и информации Минобороны.
«Сводки охватывают весь театр военных действий. А людей интересуют, естественно, разные участки этого фронта, конкретные события и т. д. Я считаю, что информационная политика в данных условиях должна быть единая, государственная, которая отвечала бы на многие вопросы граждан. Она отсутствует. Должен быть единый государственный орган, наподобие Совинформбюро, который обеспечивал бы людей официальной, но отвечающей на многие вопросы информацией. Почему до сих пор такого не сделано? У меня нет ответа на этот вопрос», — сказал ForPost Третьяков.
Из-за отсутствия чёткой линии на инфополе, отметил наш собеседник, появилось множество околовоенных блогеров, телеграм-каналов, которые пытаются удовлетворить информационный голод россиян. Делают это они не всегда качественно, подчеркнул журналист.
В качестве примера он привёл сообщения об освобождении села N, которое занято нашими войсками на 65%, на 70%, на 80% — и такие сообщения появляются в течение нескольких месяцев. В результате, считает наш собеседник, у людей формируется ложное, иногда негативное мнение о происходящем.
Отчасти в сложившейся ситуации, считает Третьяков, виноваты некоторые военкоры — он вообще бы им «запретил выступать в эфире», поскольку они иногда «выдают расположение наших частей, другую информацию».
«Да, я говорю для себя рискованные вещи, так как журналист не может критиковать журналиста, особенно военного корреспондента, который находится на поле боя и рискует жизнью. Но поскольку я руководил в своё время военными корреспондентами, то имею моральное право говорить об этом», — отметил наш собеседник.
Также, добавил он, появились люди, которые, пользуясь своим статусом, не обращают внимания на ограничения, предусмотренные законом:
«Они тебя просто пошлют, не будут выполнять [закон]».
В свою очередь депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Султан Хамзаев уверен: новый закон призван решить озвученные журналистом проблемы.
Это не охота на ведьм, подчеркнул он, а защита людей, которые защищают Родину.
Собеседник ForPost напомнил, что сейчас против России развязана прокси-война, цель которой — развалить наше общество изнутри. Поэтому важно защитить интересы людей, которые рискуют жизнью ради благополучия миллионов россиян: они не должны видеть негатив и дискредитирующую их информацию.
Что касается информационного освещения СВО, то, отметил Хамзаев:
«Это напоминает спор — что было раньше: яйцо или курица. В этой ситуации нам также важно определиться, что важнее: победа или работа военкоров? Я считаю, что победа».
Читайте по теме: На западном побережье Крыма сформировали участки земли для ветеранов СВО
На роток по платку?
Журналист Виталий Третьяков считает, что запреты без позитива не сработают. Он напомнил о запретах на использование обсценной лексики — мат в фильмах и телепередачах стали запикивать, а ненормативные слова в блогах заменять разными символами:
«Это идиотизм! Почему? Слово прочитывается ещё легче, чем если оно написано полностью. Это один практический пример, который показывает неэффективность только исключительно запретов. Что в итоге? Если запреты не сочетаются с чем-то позитивным в той же сфере, они дают малый эффект».
Третьяков согласен с Султаном Хамзаевым, что нельзя давать врагам России, сторонникам поражения нашей страны открытую трибуну. Однако, подчеркнул он, пока нет понимания, как решить эту проблему.
Наш собеседник считает, что это предмет обстоятельного разговора представителей СМИ, властей, общества, IT-специалистов.
«Всем рот не заткнёшь в нынешних интернет-реалиях. Поэтому отталкиваться нужно только от официальной информационной линии, которая, повторяю, не должна сводиться к сообщениям генерала Конашенкова, а такой линии я не вижу. Поэтому поток противоречивых мнений, информации не иссекает», — уточнил Третьяков.
Читайте также: Названа предположительная дата окончания СВО. Что будет с Украиной?
О рисках в Сети
Почётный адвокат России Евгений Харламов советует россиянам внимательно перечитать свои блоги, страницы в социальных сетях: критические посты, опубликованные до принятия закона, могут довести и до тюрьмы.
«Владельца активного аккаунта, на котором ранее появилась информация, которая может попасть под дискредитацию участников СВО, с юридической точки зрения, я так думаю, могут привлечь к ответственности. Дело в том, что после вступления в силу нового закона наступает ответственность за то, что у тебя размещено на странице в соцсетях или блоге. Если ты продолжаешь на своём аккаунте держать эту запись, тем самым транслируя свою позицию, независимо от того, когда она была опубликована, то у правоохранительных органов есть юридические основания привлечь человека к ответственности», — сказал ForPost Харламов.
Он советует также внимательно писать комментарии к постам о спецоперации или проблемах мобилизованных.
Наш собеседник напомнил, что, озвучивая свою позицию, нужно предоставить неопровержимые доказательства:
«Если вы понимаете, что кроме слов вашего родственника у вас самих нет ничего, то риски быть оштрафованным или сесть в тюрьму высоки. Правоохранители будут опираться на официальную позицию Минобороны РФ. Если в ней нет того факта, на который указываете вы в комментарии к посту, то возникают вопросы. Поэтому из чувства самосохранения нужно думать головой и различать такие вещи».
Более оптимистично настроен журналист Виталий Третьяков. Он отметил, что у людей, работников СМИ, превосходно знающих русский язык, не возникнет проблем с высказыванием объективной, конструктивной критики.
«Написать то, что ранее бы ты написал в грубой, примитивной форме, написать другими словами, чтобы смысл был тот же, а формально нельзя придраться ни юридически, ни при помощью компьютерных систем, очень легко. И мы видим в интернете это постоянно», — резюмировал Третьяков.
Читайте по теме: Как найти людей для адресной помощи семьям погибшим и ветеранам СВО
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
Стряпать законы, как горячие пирожки, гораздо легче чем воевать тем кто их создаёт.
ну, недалёк тот час, когда участники сво начнут возвращаться к мирной жизни и, как водится, не смогут не столкнуться с хамством властелинов кабинетных стульев и пишущих палочек. включая непременное "я вас туда не посылал". вот тут-то и закон пригодится. хотя, к тому времени, боюсь что его выхолостят воизбежание.
Будут перегибы. Будут осуждены невиновные по формальным основаниям и сломаны судьбы у тысяч людей.
Я так думаю, что и те же участники СВО будут также привлекаться к ответственности, поскольку у многих из них есть вопросы относительно их службы, управления и обеспечения. Теперь такая критика вне закона и будет жестко пресекаться уголовной ответственностью.
to Власти нет: Критика и распространение ЗАВЕДОМО ложной информации не одно и то же. Но для нытиков это не важно. На ципсо работаете?
Пену со рта протрите, таблеточек от бешенства глотните и почитайте внимательно поправки.
Нежели что кто-то будет различать критику от заведомо ложной информации? Кто будет определять эту тонкую грань? Такие как вы, которым везде мерещится ципсо, госдеп, моссад и так далее?
Вот я просто озвучил мнение и уже прилетело обвинение в работе на ципсо)))