Традиционно перед началом учебного года управления образования подводят итоги минувшего года и намечают приоритеты и перспективы развития на следующий учебный год. В этом году, без сомнения, наиболее обсуждаемым в нашем городе стал языковой вопрос.
—Управлением образования в течение последних десяти лет проводится последовательная и выверенная языковая политика в регионе, основной задачей которой является утверждение статуса государственного языка и обеспечение права граждан Севастополя на обучение на родном языке, — говорит начальник управления образования и науки СГГА Николай Иванович Чербаджи. — Профессиональной и систематической работе органов управления образования и педагогических коллективов мешают некомпетентные заявления самозванных общественных организаций, отдельных средств массовой информации, действия депутатов городского и районных советов.
Так, через год после издания Министерством образования и науки Украины приказа N 461 об улучшении изучения украинского языка некоторые СМИ озвучили заведомо ложную информацию о том, что с 1 сентября 2009 года якобы все школы города переводятся на преподавание на украинском языке.
Непроверенную и скандальную информацию взяли на вооружение депутаты и подконтрольные им родители и объявили незаконными действие и выполнение приказа N 461, обвинили управление образования в нарушении прав русскоязычных граждан, дезинформировали общественность о несуществующих доплатах учителям украинского языка и, наконец, заявили о том, что в выполнении названного приказа "содержится угроза национальным интересам и национальной безопасности государства".
Принятое 19 мая 2009 года решение сессии городского совета утвердило обращение к депутатам Верховной Рады, к уполномоченному Верховной Рады по правам человека, в котором обращается внимание на "социальную напряженность среди родителей" будто бы из-за введения приказа N 461. Сложившаяся ситуация требует повторного обращения к языковым проблемам и проведения полного анализа данного вопроса.
Правовой основой для осуществления государственной и региональной языковой политики, выполнения приказа N 461 являются Конституция Украины, закон Украины "О языках в Украинской ССР" и решение Конституционного суда Украины от 14 декабря 1999 года N 10.
Анализ состояния изучения украинского языка в общеобразовательных школах с обучением на языках национальных меньшинств свидетельствует об определенных позитивных изменениях в регионе: во-первых, осознание учащимися и их родителями жизненной необходимости в овладении государственным языком, что создает мотивационную базу для изучения украинского языка;
во-вторых, расширение сети классов с обучением на украинском языке в общеобразовательных учебных заведениях, что является неотъемлемым правом на образование украиноязычных граждан Севастополя;
в-третьих, в Севастополе удалось решить комплекс мер(?! - ForPost), связанных с подготовкой педагогических кадров для преподавания украинского языка и на украинском языке.
Вместе с тем состояние изучения (?!) украинского языка в русскоязычных школах, степень владения государственным языком выпускников делают их неконкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения и дальнейшей интеграции в украинское общество.
Поэтому основной задачей отраслевой программы является расширение языковой компетентности наших учащихся, подготовка их к успешному прохождению основных государственных тестов по украинскому языку и литературе, математике и истории Украины, поэтапное и постепенное увеличение количества дополнительных (!) часов на изучение украинского языка, математики, истории Украины, предметов по выбору на украинском языке.
Следует отметить, что рекомендации управления образования и науки СГГА по введению дополнительных часов полностью учитывают специфику обучения детей в школах с русским языком обучения, и количество дополнительных часов значительно снижено по сравнению с запланированными министерством.
А количество часов на изучение русского языка не снизилось ни на час. Общее количество времени, отведенного на изучение украинского языка, составляет 49 часов в неделю, русского языка и литературы в тех же 1—11 — х классах — 52 часа.
Таким образом, севастопольские школьники фактически в двойном объеме получают знания по родственным и сходным морфологически, синтаксически, пунктуационно русскому и украинскому языкам и имеют гораздо более широкое образование и эрудицию в области литературы (для сравнения: общее количество учебного времени на русский язык и литературу (с 1 — го по 11 — й класс) в Украине—1820 часов, в Российской Федерации—1890 часов.
Наряду с усилиями по развитию государственного языка управление образования (?! - ForPost) и науки целенаправленно осуществляет меры по полноценному функционированию в учреждениях русского языка и обеспечению права русскоязычных граждан обучаться на родном языке.
В 2008 — 2009 учебном году на русском языке процесс воспитания и обучения осуществлялся в 98% дошкольных, 94% общеобразовательных и в 100% внешкольных и профессионально — технических учебных заведений. В высших учебных заведениях процесс обучения на русском языке обеспечен в 97% вузов.
Как уже отмечалось, в отличие от других регионов Украины мы полностью сохранили количество часов на изучение русского языка и литературы. С целью поддержания высокого уровня требований к преподаванию предмета ежегодно проводится государственная итоговая аттестация по русскому языку выпускников начальной школы, 9 — х и 11 — х классов.
На обеспечение всестороннего и равного развития и функционирования русского языка, организацию взаимодействия между Севастополем и Российской Федерацией в образовательной и культурной сферах, пополнение фондов библиотек литературой на русском языке направлена принятая в городе Программа развития регионального русского языка, русской культуры на 2007 — 2011 годы (для реализации всех мероприятий программы депутатами городского совета выделяется ежегодно 1 миллион гривен, из них на сферу образования в 2007 — м, 2008 — м и 2009 годах соответственно 600, 426, 505 тыс. грн).
Углубленное изучение русского языка и литературы организовано за счет дополнительных часов в профильных классах, а также проведения факультативных занятий. Используя часы вариативной составляющей учебного плана, в 15% учебных заведений ведутся спецкурсы "Риторика", "Морфология", "Русская словесность", "Стилистика", "Юный журналист", "Литературное краеведение", "Культура русской речи" и другие. В 23% школ организованы факультативные занятия следующей направленности: "Трудные вопросы орфографии", "Юный филолог" и прочие. В каждом третьем учреждении образования созданы классы филологического профиля обучения.
Результативность углубленного изучения школьниками русского языка и литературы подтверждают многочисленные языковые и литературные конкурсы, среди которых творческий конкурс юных журналистов "Проба пера" и проводимая в Севастополе Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе.
Только благодаря инициативе и настойчивости управления образования и науки олимпиада словесников перешла из статуса межрегиональной в статус всеукраинской. В организации и проведении олимпиады мы получили самую широкую поддержку министра образования и науки И. Вакарчука. Два года подряд на наши интеллектуальные соревнования съезжаются старшеклассники со всей Украины.
Всестороннему развитию русского языка, изучению русской культуры и истории способствует школьный курс "Севастополеведение", преподавание которого в соответствии с приказом управления образования и науки ведется с 2000 года.
За период проведения экспериментальной работы по данному вопросу курс "Севастополеведение" расширился на все образовательные ступени школы и ведется с 1 — го по 11 — й класс в 97% общеобразовательных школ города. Благодаря этому предмету стало возможным проведение научных и литературных общегородских мероприятий со старшеклассниками.
Так, ежегодно проводятся конференция "Потомству в пример" по страницам учебного курса "Севастополеведение", конкурс творческих работ "Жизнь каждого принадлежит Отечеству", уже упоминавшийся журналистский конкурс "Проба пера".
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что благодаря двум образовательным составляющим — отраслевой программе улучшения изучения украинского языка в школах с преподаванием на русском языке, с одной стороны, и региональной программе развития русского языка и русской культуры в Севастополе, с другой, — для подрастающего поколения нашего города созданы все условия для обучения в полноценном развивающем двуязычном пространстве.
Обсуждение (10)
Кого-то интересует мнение мексиканского мигранта?
...что двуязычное пространство полноценно развивает детей
Но лучше всего развивает детей 4-х, а лучше-5-ти языковое пространство. Тогда русский язык теряет политическую окраску.
to Soul crew Тут от города зависит. Вот в Симферополе да, там и в ВУЗах можешь работы писать на одном из трех языков: русском, украинском и крымско-татарском. И опять же, потому что состав города таков. А в Севастополе русский и немного украинский. А крымско-татарский тут некстати.
А почему- двуязычное? Чего "забыли" про крымскотатарский язык?2 Голубок
А ты из своего харькОва - будешь указывать, на каком языке мне говорить? Атмосферу своими указивками - сотрясать не устанешь, козлина?
to Paganel (Севастополь)
Я уважаю спор и обоснованное мнение, но что хорошего дельного ты сказал в своем спиче?
to Помидор
ФорПост - зарегистрированное в России электронное СМИ. Интересно, как ты можешь указать, на каком языке давать новости и комменты?
В СССР такие попытки уже были, например - глушили западные радиостанции.
Слушай, Коля Чербаджи,
Ты язык попридержи.
Из твоего, за все слова,
Можем сделать сразу два.
to Soul crew
Подтирать дипломом дупу,
Неудобно да и глупо.
Видел бы хоть раз диплом,
Не писал бы ты о том.
Может,анус ваш, пардон,
Переносит и картон?
Будем звать теперь мальца--
Каменная задница.
to Кобзарь (Севастополь)
..кто сможет сказать откуда взялся эта ЧУРКА.......