Крымчанам всё чаще приходится сталкиваться с неприятными последствиями использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). Любимые многими электросамокаты и моноколёса всё чаще попадают в сводки МЧС о пожарах. Почему призванные облегчить передвижение устройства горят и взрываются, узнал ForPost.
Не в первый раз
На днях в Крыму произошёл очередной пожар, вызванный электроприбором. Как рассказали в пресс-службе регионального главка МЧС, причиной возгорания стало средство индивидуальной мобильности.
«Мужчина на ночь поставил на зарядку моноколесо. Горящий транспорт он пытался потушить самостоятельно, но не смог», — сообщили в чрезвычайном ведомстве.
В результате пожара спасателям пришлось эвакуировать из подъезда 12 жильцов, включая маленьких детей. Чтобы вывести людей из задымлённого подъезда, пришлось надеть на них дыхательные маски. Возгорание на пяти квадратных метрах удалось оперативно ликвидировать.
Интересно, что похожие истории уже происходили в других регионах России. Например, в 2021 году, как рассказывал ForPost, в одной из квартир пермской многоэтажки снесло стену — последствия взрыва самоката, поставленного на подзарядку.
Через год пресс-служба МЧС России рапортовала о ещё 10 пожарах с участием электросамокатов. Причём в одном из них погиб человек.
Почему они горят?
С точки зрения своего «наполнения» средства индивидуальной мобильности мало чем отличаются от других электроприборов, подчеркнул в беседе с ForPost ассистент кафедры электроэнергии и электротехники Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Решат Абдурахманов.
«Основное различие состоит в том, что данные устройства постоянно подвержены воздействию агрессивных внешних факторов, таких как дождь или палящее солнце. Производитель должен на стадии разработки предусмотреть возможные среды использования его оборудования и заложить необходимые поправки в конструкцию устройства», — пояснил Решат Абдурахманов.
Как и другие виды техники, СИМы могут страдать от коротких замыканий. Подобные сбои обычно происходят из-за бракованных элементов конструкции, ошибок монтажа, механических повреждений. Однако главной причиной поломок индивидуального электрического транспорта всё же является человеческая невнимательность и халатность.
По данным Решата Абдурахманова, нередко владельцы «загоняют» свои транспортные средства. Эксплуатация же на пределе возможностей, к примеру, перевозка тяжёлых грузов, езда по неподходящему покрытию, ни к чему хорошему не приводит.
«Все эти факторы, собираясь вместе, приводят к более быстрому выходу устройства из строя, что в свою очередь может приводить к возгоранию», — объяснил Решат Абдурахманов.
К слову, халатное обращение с СИМами и пренебрежение правилами их эксплуатации может негативно отразиться не только на состоянии внутренних электрических элементов. В какой-то момент может отказать система защиты аккумулятора — это довольно частая причина возгораний, когда техника находится на зарядке, отметил специалист.
«Наглядным примером выступает телефон: многие ставят устройство на зарядку и кладут его под подушку. При зарядке устройство и так нагревается, а кровать и подушка усугубляют этот процесс, из-за чего может перестать работать устройство защиты аккумулятора, произойдёт возгорание или взрыв», — предупредил ассистент кафедры электроэнергии и электротехники КФУ.
Если же выполнять все требования производителя к эксплуатации, с которыми можно ознакомиться в инструкции, риск возгорания, по словам Решата Абдурахманова, будет минимальным.
Напомним, неделю назад неправильная эксплуатация электротехники обернулась трагедией для жительницы восточного Крыма. Как сообщал ForPost, на время сна женщина оставила электрочайник включённым в сеть, произошло короткое замыкание. Её тело обнаружили прибывшие на вызов о пожаре спасатели.
Елена Фокина
Фото: Елена Фокина|ForPost
Видео: МЧС России|ВКонтакте
Обсуждение (1)
На самокатах и моно колёсах возгорание и взрывы происходят в отсеке, где размещаются литий-ионные аккумуляторы. Мировая практика рассказывает о многочисленных подобных случаях на различных видах транспорта использующего в качестве источника энергии литий-ионные аккумуляторы. Причинами самовозгорания литий-ионных аккумуляторов является короткое замыкание внутри электрохимической ячейки аккумулятора. После того, как произошло короткое замыкание, аккумулятор начинает нагреваться. Когда температура достигает 70-90 °C, ион-проводящий защитный слой на аноде начинает разлагаться. А дальше литий, встроенный в анод, вступает в реакцию с электролитом, выделяя летучие углеводороды: этан, метан, этилен и т.д. Когда температура достигает 180-200 °C, материал катода вступает в реакцию и выделяет кислород. Вот тут-то и происходит самовозгорание и ещё более резкий скачок температуры. Параллельно идёт термическое разложение электролита (200-300 °C), также выделяющее тепло. И, в конце концов, в реакцию с электролитом (если он ещё остался) вступает графит, а когда температура достигает 660 °C, плавится алюминиевый токоприёмник. Ликвидировать такое возгорание обычными средствами не получится, поскольку кислород выделяется аккумуляторами.