Театр имени Луначарского готовит нам еще один яркий подарок: в ближайшие дни здесь состоится премьера новой версии спектакля «Ханума». Чего ждать зрителям, рассказали журналистам режиссер-постановщик, художественный руководитель театра Григорий Лифанов и актеры, которые на время станут для нас горячими жителями грузинского города.
Прощание со спектаклем, который любим зрителями и дорог труппе, – всегда событие тяжелое. И, случается, люди настойчиво просят режиссера что-нибудь придумать и вернуть любимых героев на сцену. Именно так произошло со спектаклем «Ханума», который много лет шел на сцене Севастопольского театра имени Луначарского и теперь возвращается обновленным, сияющим новыми красками.
Собственно, он уже вернулся – премьера состоится 28 ноября, но яркий, живущий своей кипучей жизнью грузинский город Авлабар уже освоился на сцене театра и ждет встречи со зрителями. И первый вопрос журналистов режиссеру Григорию Лифанову – насколько новая версия спектакля отличается от старой?
«Эта премьера для нас – и праздник, и испытание. Любая премьера – событие для театра мощное, а когда речь идет о восстановлении спектакля по просьбе зрителей, – особенно. Конечно, нужно какое-то новое дыхание, новые интонации, новый музыкальный ряд. Но когда мы начали репетировать…»
В ходе репетиций выяснилось, что «Ханума» и сейчас живее всех живых, тем более что часть актеров занята в тех же ролях, что и прежде. Поменялся лишь молодежный состав.
«Основная гвардия остается прежней, они у нас все звезды. И глядя на то, как актеры существуют в этих обстоятельствах, как хулиганят, как радостно воспринимают эти тексты, мне уже не захотелось что-то очень серьезно менять», – говорит Григорий Лифанов.
Новыми, конечно, будут танцы, декорации, костюмы и вообще все, что касается визуального ряда. Он, по словам режиссера, будет еще более ярким и красивым.
«Что касается актерских работ, я думаю, это будет зрительский восторг – они очень яркие, мощные, индивидуальные, уникальные. Я сам, глядя на сцену, хохочу, потому что актерские проявления очень интересные и богатые», – рассказывает Лифанов.

Севастопольские зрители ждут премьеры с нетерпением, но наверняка найдется и тот, кто скажет, что сейчас веселиться не время. Спектаклей, посвященных драматическим страницам истории, заставляющих думать о вещах очень серьезных, а то и трагических, в репертуаре театра много. Но отнимать у людей возможность радоваться – преступление.
«Иногда человеку нужно прийти в театр, чтобы просто развлечься и посмеяться, испытать добрые и легкие эмоции», – считает режиссер.
Согласна с ним и Ирина Демидкина, исполнительница главной роли. Ее сваха Ханума – тот самый человек, чьими усилиями развяжутся все узелки и распутаются все хитросплетения, которые стоят на пути влюбленных и кажутся непреодолимыми.
«У нас так мало комедий, на которых можно расслабиться, посмеяться, послушать красивые песни, посмотреть на красивые костюмы. Вы уже видите мой костюм – не буду рассказывать, сколько килограмм он весит, но в нашем спектакле много восточного колорита, грузинских танцев. Думаю, это будет здорово», – говорит она.
Ирина Демидкина играла Хануму и раньше. И в сердцах многих севастопольских зрителей ее героиня оставила неизгладимый след:
«Я возвращаюсь к этой роли с радостью, потому что этот спектакль всегда очень хорошо принимался зрителями. И ко мне не раз подходили, в том числе и на улице, люди, которые жаждали его возвращения, – рассказывает актриса. – Запрос такой был, и зрители добились своего – мы возвращаемся».
В прежней роли зрители увидят и Анатолия Бобра – его князь Пантиашвили, конечно, прибавил несколько лет, но прежних ухваток не утратил. Актер тоже уверен – главное, что гарантировано зрителю после просмотра спектакля, – хорошее настроение, которое нам всем сейчас остро необходимо.
«Вчера сразу после окончания репетиции началась воздушная тревога. А закончили мы репетицию на такой фонтанирующей ноте! Наш спектакль о добре, о любви, нам хочется приносить людям радость», – говорит он.

Петр Харченко, которого зрители знают и любят по спектаклям «Горе от ума», «Преступление и наказание» и целому ряду других ролей, в «Хануме» появится впервые. Его герой – влюбленный, но бедный Котэ, племянник князя Пантиашвили. И первый вопрос к нему – трудно ли было вживаться в роль пылкого грузина?
Оказалось, не очень – во-первых, вырос Петр, как и многие его сверстники, на советских фильмах, где жители Кавказа с их характерным акцентом были персонажами частыми и любимыми – достаточно вспомнить «Кавказскую пленницу». Во-вторых, родственники напомнили молодому актеру, что и среди его предков, где-то далеко, были грузины. А в-третьих…
«Как только мы начали репетировать, наши мастера стали вспоминать сцены из прежнего спектакля. И это было невероятно – тебя просто втягивает в эту энергетику, эту пластику, этот характер. Последние два дня даже дома уже не получается без акцента говорить», – рассказывает актер.

Ну а что же имел в виду Григорий Лифанов, когда говорил об актерском «хулиганстве»? Оно, признается Петр, имеет место – иначе в этом веселом спектакле просто невозможно. Но попытки слишком уж разойтись пресекаются режиссером, поэтому хулиганство на сцене будет, но – в границах разумного.
Остается только ждать премьеры, которая состоится 28, 29 и 30 ноября. В подготовке подарка, которым станет для зрителей свадебное приключение в грузинском стиле, принимали участие костюмеры, гримеры, работники других цехов театра, без которых был бы невозможен ни один спектакль. «Ханума» по пьесе Владимира Константинова и Бориса Рацера. Музыку к спектаклю создал композитор Гия Канчели.
Ольга Смирнова
