Вопреки здравому смыслу и чувству самосохранения, на оползнеопасных участках в Севастополе продолжают возникать новые индивидуальные стройки. А уже завершённые строения предлагают купить желающим.
Пример такого строительства можно увидеть в Балаклаве на улице Василия Жукова. Там активно ведётся обустройство участка, на котором в недалёком будущем возникнет терраса с домом и прилегающими площадями.
Стоит отметить, что эта зона строительства частного дома неоднократно фигурировала в перечнях оползнеопасных участков Севастополя. Однако строителей эти нюансы не останавливают.
В «Ежегодном докладе о состоянии и об охране окружающей среды города федерального значения Севастополя» Севприроднадзора за 2015 год можно увидеть перечень находящихся на территории города оползневых участков. Номер 126 присвоен оползню «Балаклавский» (длиной в 450 и шириной в 440 метров), захватывающему среди прочего перекрёсток улиц Василия Жукова, Снайперской и Скальной.
Кроме того, этот участок под номером 3 можно обнаружить на карте наблюдательной сети оползневых участков, размещённой на официальном сайте городского правительства.
«Продам дом»
Прямо на перекрёстке указанных улиц установлен билборд «Продам дом», иллюстрирующий ожидания строителей от процесса строительства. Позвонив по указанному на билборде номеру телефона, можно узнать, что стройка ведётся на основании проектной документации, выданной ещё «при Украине».
Напомним, с 4 августа 2018 года начать индивидуальное жилое строительство можно с минимальными формальностями — достаточно подать уведомление о строительстве. В течение семи дней департамент архитектуры сообщает о соответствии (или несоответствии) индивидуального строительства нормам на конкретном участке.
Нам подтвердили, что в данном случае департамент архитектуры возражений к месту строительства не имел.
Как сообщили продавцы будущего дома, за него просят 5.800.000 рублей, но сумма может быть и меньше в зависимости от размеров аванса — конструкция дома предусматривает все возможные геологические вызовы. В частности, он «рассчитан на сейсмоопасность в 9 баллов», а его фундамент сможет противостоять любым тектоническим катаклизмам, в том числе и оползням.
Стоит отметить, что стройка на участке не одинока — немного выше строительной площадки уже стоит завершенный дом.
«Не спасут»
Ведущий геолог ГУП РК «Крымгеология» Алексей Фёдоров к тезисам о безопасности традиционного строительства на оползнеопасных участках, в том числе и за счёт усиления фундамента и установки дома на сваях, относится скептически.
«Не спасут. Если склон активизируется, то мощность оползня там значительно больше, чем 3–5 метров. Если произойдёт активизация, то и сваи не помогут. В принципе, на сваях можно строить, но для этого необходимо определить плоскость скольжения оползня. Чтобы проникнуть сваей глубже этого уровня, хотя бы метров на 5. Нужно делать соответствующие изыскания, чтобы определить приемлемость в данном случае свай или нет.
Без геологии у нас никуда. Не то что покупатели — продавцы обычно не в курсе, что они участки получили на оползне», — подчёркивает эксперт.
Он напоминает, что оползень № 126 геологам Севастополя знаком давно. И как минимум в 2012 году упоминался в качестве зоны повышенного риска.
Оползень возник ещё в 1956 году в результате пригрузки склона отвалами при разработке Западно-Балаклавского месторождения флюсовых известняков. В 1968 и 1969 годах оползень уже давал о себе знать — были разрушены 2 жилых дома на ул. Жукова, деформированы строения на ул. Скальной.
Противооползневые мероприятия в этом районе были выполнены лишь частично — разгрузка и террасирование склона в головной части, посадка сосен на террасах.
Несмотря на отсутствие гарантий безопасности, значительный участок оползня чьим-то решением был отдан под индивидуальное жилое строительство.
«В настоящее время оползень визуально стабилен, однако начавшееся строительство в головной части неизбежно вновь снизит запас устойчивости склона и может вызвать (или приблизить) смещение всего оползня», — резюмирует Алексей Фёдоров.
Всего три месяца назад учёные пришли к выводу, что все дома, построенные в зоне оползня на мысе Толстом, — обречены. Наглядным аргументом в пользу этого заявления стал масштабный обвал грунта, в настоящее время угрожающий сразу 33-м участкам. Аналогичная ситуация возникает на улице Харченко. По мнению геологов, оползень № 126 в Балаклаве имеет много шансов продолжить этот ряд.
Николай Сведски
Фото автора и Алексея Фёдорова
Обсуждение (9)
Чем выше этажность хатынки,тем больше шансов для оползня.
Мы живем в оползневой зоне. Это перекресток улиц Володарского -Суворова. Тамже в подвале жилого дома " Театр юного зрителя выбрал себе место. Читайте эту статью. Рекомендую111
to Раиса Шевченко: "Мы живем в оползневой зоне. Это перекресток улиц Володарского -Суворова. Тамже в подвале жилого дома " Театр юного зрителя выбрал себе место. Читайте эту статью. Рекомендую111"
Даже жители Городского холма встревожились. Включая Вас, глубокоуважаемая Раиса Шевченко, всего с двумя постами. Не поздновато ли опомнились? Мы, "Легендарный Севастополь", Вас всех здесь, на Городском холме спасаем уже второй десяток лет. Спасибо, что наконец проснулись, бесценные вы наши.
Председатель региональной общественной организации "Легендарный Севастополь" Александр Данченко
Строителям пофиг на инстинкт самосохранения и здравый смысл - им лишь бы построить и продать. Сами они там жить не будут, да и деньги не пахнут, даже кровью. Думать надо потенциальным покупателям, чтобы не пришлось потом раскидывать мозгами, а также другими частями тела в завале.
Вот оно, русское АВОСЬ!!!
У нас даже строители "не в курсе" о геологии участка застройки. Да и главный архитектор города со своим замом тоже, судя по генплану.
to Сибирь: Строители и необязаны быть в курсе геологииучастка. Их задача построить дом в строгом соответствии с проектом или ТЗ. Но с этим в городе тоже большая проблема.
Когда "гром грянет", крайними окажутся не чиновники, выдавшие преступные разрешения, а дурачки, поверившие им.
Да хоть бронируй фундамент-не поможет,если земля "поплывёт"!!!!!!Нано технологии так же не спасут.