Россияне могут терять более 1 триллиона рублей каждый год из-за манипуляций недобросовестных магазинов с весом продуктов, оформлением ценников и акциями. У людей забирают деньги, которые не работают на развитие реальной экономики, сообщил «Известиям» юрист Дмитрий Тортев.
Одна из таких практик — шринкфляция. Это обман потребителей или введение его в заблуждение, пояснил глава Союза потребителей РФ Алексей Койтов. Подробнее о ней читайте в нашем материале.
Производитель для сохранения технологии должен поднять отпускную цену продукции при увеличении её себестоимости. Но вместо этого — для сохранения конкурентных возможностей — уменьшает количество товара в упаковке, так создаётся видимость неизменности прежней цены или небольшого удешевления, пояснил Койтов.
Он отметил, что потребителю об это явно не сообщается.
Какая позиция у объединения торговцев
Закон достаточно чётко регламентирует информирование покупателей о характеристиках товара, в том числе о весе и объёме, а фактические параметры всегда указаны на упаковке и ценниках торговых сетей, сообщили ForPost в Ассоциации компаний розничной торговли.
В организации заверили, что в магазинах крупных сетей есть разные фасовки для всех форматов предпочтений покупателя, чтобы он мог выбрать подходящее по объёму и стоимости.
Производители идут на шринкфляцию для оптимизации роста инфляционных издержек, чтобы у потребителя была возможность взять привычный продукт по старой цене. На рост шринкфляции влияют усиление сберегательных настроений покупателей, изменение их потребительских привычек, уточнил в ассоциации.
Как защитить потребителей
Для борьбы с манипуляциями Генеральная прокуратура России два года назад добилась изменения государственного стандарта на пищевые продукты и установления единых требований к их фасовке.
Производителям продовольствия первой необходимости — например, муки или сахара — нужно применять фиксированные значения количества таких товаров, если хотят заявить об их соответствии ГОСТу.
Но это не обязательное условие. И ряду компаний выгоднее продолжать уменьшать упаковки без обозначения о соответствии товара госстандарту, отметили «Известия» со ссылкой на источник.
Союз потребителей сейчас предложил федеральному правительству другие решения проблемы:
- обязать магазины писать на ценниках стоимость продукта в пересчёте на стандартизированную единицу измерения, например, за килограмм либо литр;
- установить чёткие условия единообразия стоимостей на ценниках: одинаковый шрифт, размер и цвет.
Однако есть минусы: это перегрузит ценники данными, усложнит восприятие веса и стоимости продукта, создаст дополнительную административную нагрузку на торговые сети и производителей, что может повлиять на конечную цену продуктов, указывают в Ассоциации компаний розничной торговли.
Кроме того покупатели вряд ли массово начнут пересчитывать вес за 1 кг и фактическую стоимость продукта в упаковке. Например, есть товары с крайне малым весом и их много не нужно для использования, типа ванилина.
Несмотря на минусы, такие меры позволят покупателям избежать существенных денежных потерь из-за недобросовестного оформления ценников и манипуляций с весом упаковок. Люди смогут быстрее наглядно сравнить стоимость разных сортов схожей продукции — и отказаться от лишних расходов.
Политолог Андрей Гусий в свою очередь считает предложение ввести обязательное указание цены за стандартизированную единицу измерения (за условные 100 или 50 граммов продукта) не помощью покупателю, а новой манипуляцией.
«Визуально цены станут меньше. Представьте, что цена за мясо стала за 100 грамм, как и допустим за молоко. Смотрится это не дорого, пока не пересчитаешь, — рассуждает он. — Такими манипуляциями уже занимаются некоторые торговые сети, потому что если поставить цену за килограмм, то у людей инфаркты будут».
Сколько так не делай, а на кассе всё станет просто и понятно — человек ориентируется именно по итогу, когда видит чек, уверен эксперт.
«Но сам момент появления таких предложений говорит о том, что впереди ничего хорошего нас не ждёт», — высказал опасение Гусий.
Напомним, в Госдуме также заявили о стелсфляции — другой уловке, чтобы подсунуть россиянам товар худшего качества по старой цене. В ней объединены шринкфляция и скимпфляция, то есть замена дорогих ингредиентов дешёвыми при производстве продуктов.
Пётр Фальков
