Новости России

На «девятках яиц» и неполных литрах молока россияне теряют 1 триллиона рублей в год

Что можно сделать во избежание манипуляций в магазинах, рассказали в Союзе потребителей.

Россиян лишают огромных средств манипуляциями с весом и ценниками в магазинах
Фото:
Татьяна Воробьёва / ForPost

Россияне могут терять более 1 триллиона рублей каждый год из-за манипуляций недобросовестных магазинов с весом продуктов, оформлением ценников и акциями. У людей забирают деньги, которые не работают на развитие реальной экономики, сообщил «Известиям» юрист Дмитрий Тортев.

Одна из таких практик — шринкфляция. Это обман потребителей или введение его в заблуждение, пояснил глава Союза потребителей РФ Алексей Койтов. Подробнее о ней читайте в нашем материале.

Производитель для сохранения технологии должен поднять отпускную цену продукции при увеличении её себестоимости. Но вместо этого — для сохранения конкурентных возможностей — уменьшает количество товара в упаковке, так создаётся видимость неизменности прежней цены или небольшого удешевления, пояснил Койтов.

Он отметил, что потребителю об это явно не сообщается.

Какая позиция у объединения торговцев

Закон достаточно чётко регламентирует информирование покупателей о характеристиках товара, в том числе о весе и объёме, а фактические параметры всегда указаны на упаковке и ценниках торговых сетей, сообщили ForPost в Ассоциации компаний розничной торговли.

В организации заверили, что в магазинах крупных сетей есть разные фасовки для всех форматов предпочтений покупателя, чтобы он мог выбрать подходящее по объёму и стоимости.

Производители идут на шринкфляцию для оптимизации роста инфляционных издержек, чтобы у потребителя была возможность взять привычный продукт по старой цене. На рост шринкфляции влияют усиление сберегательных настроений покупателей, изменение их потребительских привычек, уточнил в ассоциации.

Как защитить потребителей

Для борьбы с манипуляциями Генеральная прокуратура России два года назад добилась изменения государственного стандарта на пищевые продукты и установления единых требований к их фасовке.

Производителям продовольствия первой необходимости — например, муки или сахара — нужно применять фиксированные значения количества таких товаров, если хотят заявить об их соответствии ГОСТу.

Но это не обязательное условие. И ряду компаний выгоднее продолжать уменьшать упаковки без обозначения о соответствии товара госстандарту, отметили «Известия» со ссылкой на источник.

Союз потребителей сейчас предложил федеральному правительству другие решения проблемы:

  • обязать магазины писать на ценниках стоимость продукта в пересчёте на стандартизированную единицу измерения, например, за килограмм либо литр;
  • установить чёткие условия единообразия стоимостей на ценниках: одинаковый шрифт, размер и цвет.

Однако есть минусы: это перегрузит ценники данными, усложнит восприятие веса и стоимости продукта, создаст дополнительную административную нагрузку на торговые сети и производителей, что может повлиять на конечную цену продуктов, указывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

Кроме того покупатели вряд ли массово начнут пересчитывать вес за 1 кг и фактическую стоимость продукта в упаковке. Например, есть товары с крайне малым весом и их много не нужно для использования, типа ванилина.

Несмотря на минусы, такие меры позволят покупателям избежать существенных денежных потерь из-за недобросовестного оформления ценников и манипуляций с весом упаковок. Люди смогут быстрее наглядно сравнить стоимость разных сортов схожей продукции — и отказаться от лишних расходов.

Политолог Андрей Гусий в свою очередь считает предложение ввести обязательное указание цены за стандартизированную единицу измерения (за условные 100 или 50 граммов продукта) не помощью покупателю, а новой манипуляцией.

«Визуально цены станут меньше. Представьте, что цена за мясо стала за 100 грамм, как и допустим за молоко. Смотрится это не дорого, пока не пересчитаешь, — рассуждает он. — Такими манипуляциями уже занимаются некоторые торговые сети, потому что если поставить цену за килограмм, то у людей инфаркты будут».

Сколько так не делай, а на кассе всё станет просто и понятно — человек ориентируется именно по итогу, когда видит чек, уверен эксперт.

«Но сам момент появления таких предложений говорит о том, что впереди ничего хорошего нас не ждёт», — высказал опасение Гусий.

Напомним, в Госдуме также заявили о стелсфляции — другой уловке, чтобы подсунуть россиянам товар худшего качества по старой цене. В ней объединены шринкфляция и скимпфляция, то есть замена дорогих ингредиентов дешёвыми при производстве продуктов.

Пётр Фальков

Главное за день

Чтобы защитить виноградники, Севастополю приходится просить… меньше ограничений

Власти города-региона уверены, что знают, как не превратить виноградники в «коттеджные поля».
19:04
11
1082

Как пушистый гарнизон Севастополя несёт службу

Почему в Севастополе у котов привилегированное положение?
20:01
17
3349

Замглавы Ялты будут судить за получение особо крупной взятки

65-летняя чиновница решила нажиться на строительстве детского сада.
19:10
4
2369
Туризм

Чтобы защитить виноградники, Севастополю приходится просить… меньше ограничений

Власти города-региона уверены, что знают, как не превратить виноградники в «коттеджные поля».
19:04
11
1082

Для кого «Крымский Дубай» откроет свои пляжи?

Инфраструктура кластера пытается угодить всем.
14:24
2
2778

«100 закрытых кафе» в Дагестане: проверяем громкие заявления на фактах

История с "зачисткой" оказалась сложнее заголовков.
09:15
0
664

Гостиницы в лозах: шанс для виноделов или риск потерять землю

Закон разрешил застройку всего 0,5% площади, но это не снимает остроты.
13:20
3
699