Россия

«Издёвка над покупателем»: сначала девяток яиц, а теперь килограмм молока

Как в России борются с инфляцией: производители экономят на сырье, а цены остаются на прежнем уровне.

Российские производители решили необычным способом победить продуктовую инфляцию — перевести литры в килограммы. Казалось бы, антинаучный подход, но это как посмотреть. Маркетологи напомнили, что килограмм меньше литра. Получается, одна килограммовая упаковка позволяет экономить около 3% продукта, а следовательно, сдерживать цены на еду.

Чем меньше тара, тем дешевле продукты?

Тренд на уменьшение объёма упаковки и тары наметился не вчера. Потребительские новости о появлении девятка яиц в российских магазинах ещё четыре года назад наделали много шума. Руководители птицефабрик тогда отмечали, что таким образом пытаются сделать конечную продукцию более доступной для потребителей с достатком ниже среднего. Девяток яиц — дешевле десятка. «Похудели» ли в цене яйца после тренда на уменьшение упаковки? 

Согласно составленному в январе 2022 года отчёту Банка России «Динамика потребительских цен», в последние три года основная часть отклонения годовой инфляции от 4% приходилась на плодоовощную продукцию, яйца, молочную, мясную, рыбную продукцию, продукты переработки зерна (хлеб, макароны, крупы), мебель и стройматериалы, легковые автомобили.

Эта аналитика не учитывает «безумных» санкций, введённых в прошлом году в отношении России. Из-за них резко подорожало импортное сырьё. Себестоимость выпуска яиц увеличилась на 15–40% в зависимости от категории. Девяток яиц не спас россиян от инфляции. 

А что с соками и кисломолочной продукцией? Литровые бутылки в прошлом году стали заменять на тары объёмом 900 мл, 870 мл. Всё это подавалось под соусом борьбы с инфляцией. Производители экономят на сырье, цены остаются на прежнем уровне.

Но так ли это на самом деле?

В начале 2022 года производители соков и сладкой газировки предупредили о росте цен на 25%. После начала специальной военной операции напитки подросли в цене ещё на 10–15%.

Эксперты отмечают: дешевле в этом году продукция не станет. С 1 июля в России введут акциз на сахарсодержащие напитки — 7 рублей за литр. Цены на лимонад, сладкую газировку и сладкий холодный чай вырастут. Нововведения пока не затрагивают соки, морсы, нектары, молоко, чайный гриб и квас. Однако аналитики потребительского рынка не исключают, что эта продукция также подорожает. Получается, тара объёмом 900 мл также не спасла россиян от инфляции.

Отметим: дорожают не только соки, яйца, но и молоко. По прогнозам президента Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея Карпова, в некоторых регионах цены на него могут быть выше уровня инфляции.

Но не стоит паниковать. Производители нашли нестандартный способ решения проблемы. Они стали продавать свою продукцию не в литровых, а килограммовых упаковках.

Читайте также: Как с помощью спичек и йода замылили проблему роста цен

Борьба с инфляцией или обман?

На такой эксперимент отважились «Домик в деревне», «Бежин луг» и Viola, сообщает РБК со ссылкой на данные сервиса «Продажи.рф».

Сколько было продано килограммов молока, пока неизвестно. Аналитики только просмотрели чеки и данные из открытых источников. Такие расчёты обозначают наметившийся тренд, но не дают чёткой картины. 

Эксперты не исключают, что таким образом производители молока пытаются замаскировать шринкфляцию — снижение объёма или веса товара в упаковке. Один килограмм молока из-за высокой плотности занимает около 970 мл.

За счёт такой упаковки производитель экономит примерно 3% сырья, следовательно, он может не повышать отпускные цены на молоко, отметил гендиректор Национального союза производителей молока Артём Белов.

Но цены всё равно выросли. Согласно данным Росстата, в 2022 году сырое молоко в среднем подорожало на 20,1% к уровню 2021 года — с 27,5 до 33 рублей за один килограмм.

Согласно данным Союзмолока, в декабре 2022 года себестоимость производства молока, по предварительным данным, была на 51,6% выше в сравнении с началом 2017 года.

За последние пять лет средние закупочные сопоставимые цены на сырое молоко выросли на 26,9%, а годовой темп роста абсолютных уровней цен составил по итогам прошлого года 16,9%.

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин уверен: за мнимой борьбой с инфляцией пытаются скрыть обман потребителей. Чтобы это понять, достаточно произвести несложные математические расчёты.

«Килограмм молока — примерно 0,9 литра. Допустим, раньше литр молока мы покупали за 50 рублей, теперь за эти же деньги будем покупать килограмм молока, или 0,9 литра. За те же деньги мы будем потреблять меньше молока. Никакой экономии нет. Налицо обман потребителей», — сказал ForPost Егармин.

Он уверен: бороться с продовольственной инфляцией можно только одним способом — стандартизацией упаковки. Молоко, соки, кисломолочная продукция должны разливаться в тары объёмом 0,5 литра, 1 литр. По такому пути, отметил Егармин, пошли многие страны. По нему, считает он, должны идти и российские производители.

Читайте также: Почему россиянам не избежать хлебной инфляции

Издёвка над покупателем

Экономист Виталий Калугин просит остудить пыл и трезво посмотреть на ситуацию: эксперимент по переводу литров в килограммы провальный, так как сопряжён с репутационными рисками.

«Да, если продавать один килограмм вместо одного литра и при этом не повышать цены, то инфляция формально не вырастет. Но выглядит это как издёвка над покупателем. Проще вместо килограммовой упаковки разливать продукцию в тары объёмом 900 миллилитров», — сказал ForPost Калугин.

Руководитель фермерского хозяйства Алексей Якушев вообще считает, что производители не с того начали. Чтобы удешевить продукцию, отметил он, нужно увеличить объём тары. Якушев напомнил, что себестоимость одного литра подсолнечного масла в пятилитровой «баклажке» дешевле, чем в литровой бутылке. 

«Намного выгоднее покупать пятилитровую бутылку, чем поллитровую. Поэтому, если хотите удешевить продукцию, то увеличивайте объём тары. Такая продукция отпускается по оптовым ценам», — сказал ForPost Якушев.

Также он советует на время специальной военной операции отменить маркировку на молочную продукцию.

Напомним, 1 декабря 2021 года была введена обязательная маркировка для молочных продуктов со сроком хранения 40 дней и меньше. С 1 сентября 2022 года розница, продающая маркированную молочную продукцию, обязана сканировать 2D-коды при продаже и использовать онлайн-кассы для передачи сведений в «Честный ЗНАК».

«Таким образом государство ударило по себестоимости продукции. Вместо того, чтобы на время специальной военной операции снять с производителей расходы по маркировке, они сильнее закручивают гайки. Зачем в такое непростое время вести учёт каждой бутылки, заставлять производителей тратить деньги на покупку оборудования для маркировки, клеить штрих-код на каждую бутылку? Когда закончится спецоперация, тогда и посчитаете. Сейчас нужно убрать все наценки, чтобы сделать продукцию максимально дешёвой и качественной», — заявил Якушев.

Экономист Калугин считает иначе.

«Маркировка перераспределяет наценку, которую население может платить в ограниченном объёме. Если её отменят, то продовольствие дешевле не станет. Производители не дураки, чтобы сбрасывать цены на свою продукцию», — резюмировал Калугин.

Читайте также: Стало известно, когда еда в магазинах обновит ценники

Роберт Вочовский

1645
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user КРЫМЧАК
15934
КРЫМЧАК

«Издёвка над покупателем»

Вещи, надо называть своими именами, это не "издёвка", это мошенничество, обман и надувательство народа!!

Profile picture for user Верещагин
13359
Верещагин

А какое вообще отношение к "борьбе с инфляцией" имеет  экономия на сырье, сокращение яиц или молока в упаковке?

Profile picture for user zhenyas
2219
zhenyas

Если будет обман, люди перестанут покупать магазиное, а будут домашнее на рынке.

Profile picture for user sks144
513
sks144

Так повышайте цену, но оставляйте стандартную упаковку. Всё это заставляет ходить в магазин с калькулятором и таблицей плотностей жидкостей, и существенно затрудняет покупки. Хотя, например, я, когда вижу две пачки сливочного масла, одна 200 гр, другая 187 гр, даже не глядя на цену, предпочту 200. Для меня это нестандартная упаковка - это сигнал - МЕНЯ ХОТЯТ ОБМАНУТЬ. На досуге достал бы калькулятор и посчитал, но сейчас недосуг. Хватаю стандартную упаковку (здесь без обмана, хоть она и дороже).

Ещё очень настораживает, когда цена оканчивается на девятки. Тоже сигнал - держи ухо востро, хотят обмануть.

Желаю, чтобы тех, кто придумал такую тару хоронили в 0.87 гробах. Т.е. снимали мерки, потом бы их умножали на 0.87, чтобы пятки торчали. 

Profile picture for user Captain Nemo
387
Captain Nemo

Достаточно просто убрать т.н. "Коррупционные налоги" -пример маркировка Честный знак, доходы получает РОТОЖОП усманов (бывш. муж виннер),а платит вся страна-вода,молочка и т.д., система Платон- в цене перевозки любого товара доходы РОТОЖОПАМ ротенбергам, все кассовые аппараты страны каждую пару лет покупают т.н. фискальнын накопители у одного производителя и ...... таких примеров очень много.

Profile picture for user zhenyas
2219
zhenyas

Почему приводят пример, что во многих странах перешли так? Зачем мы опять берём чужое?

Главное за день

Жуткого вида «наследие» украинского прошлого встречает въезжающих в Севастополь

Почему за десять лет не удалось привести в порядок заброшенное место?
17:10
22
5054

Как «пяточка» спасает крымских малышей

Меньше, чем за два года, тест помог сохранить 16 детских жизней.
11:16
0
666

Как в Крыму поселились предки домашних овец

Европейские муфлоны более ста лет активно расселяются по Крыму.
16:20
0
874

В Севастополе сняли с продажи скандальное вино

«Золотая балка» заявляет о наказании тех, кто поставил пятно на репутации фирмы.
11:04
52
13260