В условиях дефицита воды выращивать сельскохозяйственные культуры в Крыму становится всё труднее. Но есть технология, которая помогает аграриям справляться с недостатком влаги. В том, как в регионе практикуют «нулевую обработку» и почему экономически выгодный метод выращивания подойдёт далеко не всем, разбирался ForPost.
Без лишних усилий
Суть технологии no-till, также известной как система нулевой обработки почвы, заложена в названии, обратил внимание директор НИИ сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий.
«При no-till почва не обрабатывается вообще. Нужно разрезать диском сеялки почву, заложить зерно, сверху накрыть растительными остатками. И всё, дальше только обработки от вредителей», — пояснил ForPost специалист.
Если после сборки урожая не убирать с поля растительные остатки, называемые мульчею, то они образуют собой что-то вроде «подушки» — био-прослойка не позволяет влаге испаряться. Вместо этого вода накапливается в корневой системе растений, что также препятствует эрозии почвы.
Для сравнения, традиционный метод возделывания культур требует по меньшей мере двух-трёх культиваций, а при рыхлении земля теряет драгоценную влагу.
«Самым актуальным преимуществом применения системы нулевой обработки в Республике Крым является почвозащитная роль», — выделил в ответе на информационный запрос ForPost министр сельского хозяйства Республики Крым Денис Кратюк.

Экономически выгодно
По данным, которыми с ForPost поделились в ведомстве, система нулевой обработки почвы стала активно внедряться в Крыму в 2013 году. Тогда площадь полей, где практикуют эту технологию, составляла около 20,4 тысячи гектаров. К 2016 году цифра выросла до 26 тысяч, а засуха 2018 года способствовала удвоению ареала применения.
«На сегодняшний момент на территории Республики Крым основной технологией подготовки почвы является комплекс агротехнологических работ, он занимает 94% посевных площадей под основными полевыми культурами сельскохозяйственных предприятий. Ещё 5% занимает технология нулевой обработки почвы», — объяснил Денис Кратюк.
Десять лет назад к исследованию технологии присоединился и НИИ сельского хозяйства Крыма. По словам Владимира Паштецкого, долгое время институт бился над созданием экспериментального поля беспахотного земледелия. Наконец в 2015 году в селе Клепинино заложили первые культуры.
Чтобы понять, есть ли преимущества у технологии no-till, на том же поле разбили и участок, где применялись традиционные методы возделывания. Результат не заставил себя ждать: оказалось, что при беспахотном посеве затраты на производство значительно уменьшаются. Вместе с этим, обратил внимание Владимир Паштецкий, падает и средняя урожайность, но даже при этом «нулевое» хозяйство выгоднее.
«Средняя урожайность культур по традиционному севообороту составляет 2,16 т/га, при общих затратах на гектар севооборотной площади 45,7 тыс. рублей; урожайность по технологии прямого посева (она же “no-till” — прим.) — 2,04 т/га с затратами 27,4 тыс. рублей на гектар. Рентабельность по технологии прямого посева, по данным ФГБУН (НИИСХК), составляет 26%, что на 17% превышает рентабельность традиционной технологии», — привели данные в республиканском Министерстве сельского хозяйства.
Такое значительное отличие «ценника» специалисты объясняют снижением потребления энергии, а именно топлива для техники, и труда. И в этом, уверен Владимир Паштецкий, существует и обратная сторона медали: при высокой рентабельности технологии она оставляет большое количество людей без рабочих мест и зарплат.

Кроме того, чтобы впоследствии сильно экономить, сперва фермеру придётся хорошенько потратиться: переход на no-till требует специальной техники и постоянных обработок химикатами. Без гербицидов и родентецидов поле захватят сорняки и мыши. Поэтому, как отметил директор НИИ сельского хозяйства Крыма, технология подойдёт далеко не всем.
Его слова подтверждают и свежие данные крымского филиала ФГБУ «Россельхозцентр»: «Мышевидные грызуны — одна из наиболее опасных групп вредителей. Питаясь зелёными частями растений летом и подземными органами зимой, они способны наносить серьёзный ущерб посевам. При несвоевременном контроле численности потери урожая зерновых культур могут достигать 35–40 %. Особенно уязвимы хозяйства, использующие технологию no-till, где сохраняется значительное количество растительных остатков, служащих укрытием и кормовой базой для грызунов».
Дело в ядах
По мнению специалистов, несмотря на все преимущества, технология беспахотного земледелия не может стать панацеей для Крыма и его сухого климата. Применение no-till без научного обоснования, сопровождения и апробирования, подчеркнул Денис Кратюк, может обернуться для фермеров необоснованными финансовыми издержками.
Кроме того, первые 3-5 лет хозяевам, добавил Владимир Паштецкий, придётся бороться с настоящим засильем грызунов.
«Да и сейчас данная технология в массовом производстве нежелательна для почвы. Чтобы создать ту самую растительную подушку, которая будет удерживать влагу, придётся использовать очень много гербицидов», — считает директор НИИ СХ Крыма.
Возможно, со временем технология нулевой обработки почвы сможет стать менее зависимой от химикатов. Напомним, этим летом руководитель проекта «Дрофа — символ степей Крыма и Херсона», старший преподаватель кафедры геоэкологии Таврической академии КФУ Григорий Прокопов заявил, что вместо родентицидов (средств защиты от грызунов) бороться с мышами и хомяками могла бы безобидная краснокнижная дрофа.
На помощь ей пришли бы жуки-энтомофаги и бактерии, которых в качестве эффективных методов борьбы с насекомыми-вредителями в Крыму изучают вот уже несколько лет. Как рассказывал ForPost, «снайперы» аграрного мира помогают спасать от засилья ядов не только растения, но и пчёл.
Елена Фокина
Фото: Тарас Любимов|ForPost, автора
