Новости Севастополя

«Мне, конечно, хотелось бы, чтоб всегда у нас были самые лучшие судьи», – председатель городского суда

«Мне, конечно, хотелось бы, чтоб всегда у нас были самые лучшие судьи», – председатель городского суда

 Председатель Севастопольского городского суда Владимир Золотых в интервью ForPost рассказал, как он оценивает своих коллег в Севастополе, должны ли судьи учитывать общественное мнение, и когда в городе появятся суды присяжных.

Владимир Васильевич, в конце 2015 года вы участвовали в назначении первых мировых судей Севастополя, тогда вы сказали, что в судебной системе города не до конца решены проблемы материально-технического обеспечения судей и кадровая. С тех пор ситуация изменилась?

Владимир Золотых: Конечно, изменилась. Я не буду говорить, что все проблемы решены до конца – не думаю, что мы можем найти сферы жизни нашего города, где всё идеально, но уже созданы условия, при которых судьи могут и должны работать.

Да, не до конца решены все вопросы с помещениями для судов, к примеру, для мировых судей – они работают в условиях, при которых не соблюдаются необходимые нормативы. Я не говорю о каких-то шикарных условиях, а о тех условиях, в которых оказывается любой житель города. Человек приходит в суд, ему надо подождать, а в коридоре негде присесть или просто постоять – люди вынуждены ждать на улице.

Кроме того, должны быть залы заседаний, вмещающие не только участников процесса, но и всех желающих присутствовать в заседании – у нас же почти все процессы открыты.

Тогда же, в конце 2015 года, вы говорили, что введение института мировых судей в Севастополе поможет справиться с чрезмерной нагрузкой на районные суды. Мировые суды помогли?

Владимир Золотых: Конечно. Введение мировой юстиции в России было обусловлено задачей снизить нагрузку, с которой работали районные суды. И в Севастополе эта задача на сегодня выполнена.

Ранее нагрузка на наши районные суды превышала среднероссийские показатели, к примеру, по рассмотрению гражданских в два раза выше, а фактическая нагрузка на одного судью – в три раза. В Гагаринском районном суде была самая большая нагрузка – в 6,6 раза превышала среднероссийский показатель. И это сказывалось на судьях, которые просто не успевали рассматривать все поступавшие к ним дела в установленные сроки. Что сказывалось и на качестве выносившихся решений.

На сегодня этой проблемы нет. По показателям служебной нагрузки районные суды работают на уровне среднероссийских показателей, а мировые судьи даже несколько ниже. Нормальная нагрузка, при которой можно обеспечить нормальное отправление правосудия.

 

У вас большой опыт работы судьей – 31 год, какую оценку вы поставили бы севастопольским коллегам?

Владимир Золотых: Прежде чем любое лицо станет судьей, идёт достаточно кропотливая работа, предусмотрен сложный порядок наделения кандидата полномочиями судьи. И все те, кто сейчас у нас работает судьёй, прошли эту сложную процедуру: они назначены судьями и признаны достойными того, чтобы исполнять судейские обязанности.

Мне, конечно, хотелось бы, чтоб всегда у нас были самые лучшие судьи. Но сравнивать и говорить, что у нас хуже, чем у кого-то, совершенно нет оснований.

В судах Севастополя работают судьи, получившие свои мантии ещё при Украине. Им удалось адаптироваться к российскому праву и к российской судебной системе?

Владимир Золотых: Да. То, что они работали по другому, украинскому, праву, не говорит о том, что они попали в какую-то совершенно иную ситуацию. По сути украинское и российское законодательства очень схожи.

Мы – я имею в виду тех, кто начинал работать судьёй в одно со мной время или позже и работают сейчас, – учились по одним и тем же программам и учебникам. Потом – когда Украина и Россия пошли своими путями, – мы тоже шли в одинаковых направлениях, выстраивали судебную систему.

Поэтому говорить, что севастопольские судьи испытывали какие-то особые сложности, не приходится. Нынешний состав наших судов собран из тех судей, что работали ранее в них, и тех судей, что пришли после 2014 года – получился хороший коллектив в целом. А это позволяет решать все проблемы, которые стоят перед судьями в Севастополе.

У севастопольцев свои оценки судей города: от положительных до резко отрицательных, и не последнюю роль в этом играют вынесенные решения. Судьи должны обращать внимание на общественное мнение или мнение отдельных граждан?

Владимир Золотых: Я бы этот вопрос разделил на две части. Первая – если говорить о том, что судья вне службы ведёт себя недостойно; или при ведении процесса, на стадии досудебной подготовки, перед принятием окончательного решения нарушает определённые правила, встречается с некими людьми – и это влияет на него и принимаемое им решение. На это мы безусловно реагируем и будем реагировать.

В городской суд поступают заявления и жалобы на судей, которые изучаются и анализируются специальным отделом. К примеру, люди жалуются, что судья принял, по их мнению, неправильное доказательство по делу или неправильное решение. Может быть, это и так. Но ни я, ни кто-то ещё не имеем возможности повлиять на судью, я даже не имею права рассматривать такие жалобы. Мы отвечаем гражданам, чтобы они обращались с апелляционной или кассационной жалобой, разъясняем порядок обжалования. И если поступают такие жалобы, то мы в установленном порядке их рассматриваем.

И если мы устанавливаем, что судья нарушил закон в процессе, тогда мы имеем право привлекать – и привлекаем судью к ответственности. И мы привлекали судей к дисциплинарной ответственности за допущенные грубые нарушения.

Вторая часть – должен ли судья учитывать мнение общественности, граждан, СМИ при вынесении решения. Конечно, нет! Поясню, при принятии решений судья должен учитывать квалификацию преступления, его доказанность и так далее – всё это прописано в законе. И то, что судья учитывает – часть, пункт, подпункт статьи закона, остаётся не у него в голове, а на бумаге, в судебном решении – чтобы вышестоящий суд мог проверить, всё ли учёл суд первой инстанции. Как же можно учитывать общественное мнение?

 

Насколько остро судьи реагируют на критику, в том числе в публичном пространстве, в СМИ?

Владимир Золотых: Как и любой человек. Судья – это же человек. Любого человека возьмите, когда оценивают его работу, когда критикуют: если человек понимает, что он действительно что-то не так сделал, – у него нормальная реакция. Но когда человека начинают оскорблять, – это совершенно другая ситуация и иная реакция на неё. Когда клевету говорят или публикуют – третья реакция, которая выходит за человеческие рамки, и на это должны реагировать соответствующие службы.

В 2016 году Севастополь бурлил из-за дела Николая Соколова, который в состоянии опьянения на машине сбил насмерть двух молодых людей. И Нахимовским районным судом был приговорён к четырём годам колонии-поселения. Позже городской суд изменил колонию-поселение на колонию общего режима. За такие преступления нужно ужесточать наказание?

Владимир Золотых: Мне кажется, здесь должны сыграть свою роль наше общество, наши люди. Если наказание не признаётся обществом справедливым, тогда должен работать законодатель, вносить изменения в законы.

В России есть практика судов с участием присяжных. Севастополю, молодому субъекту РФ, нужна такая практика, и готов ли город к ней?

Владимир Золотых: Суд присяжных вводится в Севастопольском городском суде с 1 января 2018 года, в районных судах Севастополя – с 1 июня 2018 года. Согласно разработанному плану мы должны подготовить совещательные комнаты и залы судебных заседаний для присяжных – средств для этого достаточно, также мы будем готовить судей к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Что касается готовности города, его жителей. Меня всегда удивляет, почему такой вопрос возникает? Вот сколько в России существует суд присяжных, столько и обсуждается: что мы не готовы. Срабатывает что-то, может быть, комплекс неполноценности.

Посмотрите – люди интересуются судебной тематикой, выносимыми решениями. Они об этом говорят. И эти люди придут к нам присяжными, сами изнутри на всё посмотрят и сами будут судить – и получить иначе такой специфический опыт, пройти такую школу у них не получится.

Алексей Лохвицкий

Фото Дмитрия Осипенко

3809
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (9)

Profile picture for user Иценков
7759
Иценков

Это как надо написать законы или как их надо трактовать, если одни понимают их ТАК, а судьи - ЭДАК! Лукавит председатель суда, ох, и лукавит. Одно дело Мареты чего стоит. До сих пор не могу узреть там клеветы. И пока никто не узрел, кроме судей.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

Интервью НИОЧЁМ.

Profile picture for user sapun
9115
sapun

Тут не о хотелках надо спрашивать, а почему до сих пор не лучшие.

Profile picture for user Иннокентий Григорьевич
117
Иннокентий Гри…

По сути была нарушена ст.119 Конституции РФ.
Ни у одного из действующих судей нет стажа (пять лет) в Российской Федерации. Правда?

И соответственно, рекомендацию квалификационной коллегии судей, получить нет никакой возможности.
Это очевидное нарушение Закона "О статусе судей РФ".

Profile picture for user смерч
4049
смерч

Гагаринский суд - никакой!

Profile picture for user sevnavigator
4921
sevnavigator

В Гагаринском районном суде была самая большая нагрузка – в 6,6 раза превышала среднероссийский показатель. И это сказывалось на судьях, которые просто не успевали рассматривать все поступавшие к ним дела в установленные сроки. Что сказывалось и на качестве выносившихся решений.

О каком плохом качестве тут вещает городской судья???
Тут не в качестве даже дело, а в порой в полном провале судебной системе, в Решениях принятых в судах, в частности Гагаринском. Назвать их заранее решенными до судебного заседания предвзятыми - это самое малое, что можно сказать.
А городской суд - это вообще одна цепочка судов первой инстанции....

Profile picture for user Алекс Бур
522
Алекс Бур

Иэх... Правил Закона обязаны применяться госорганами, судами и силовиками и вообще всеми по СОВЕСТИ, по ПРАВДЕ и по СПРАВЕДЛИВОСТИ .. (или нет?)))
т.е. применяться по Правилам Морали общества в соответствии с преобладающими убеждениям "что такое хорошо и что такое плохо", определение которых есть прерогатива общества, которое выражает свое видение в виде общественного мнения

Товарищ не понимает или не знает, а может забыл ст. 17 УПК и ст. 67 ГПК?

ч. 1 ст. 67 ГПК РФ
Статья 67. Оценка доказательств
1. Суд оценивает доказательства по своему ВНУТРЕННЕМУ УБЕЖДЕНИЮ

ч. 1 ст. 17 УПК РФ
Статья 17. Свобода оценки доказательств
1. Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему ВНУТРЕННЕМУ УБЕЖДЕНИЮ, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и СОВЕСТЬЮ.
-----------------------------
Однако УБЕЖДЕНИЯ и СОВЕСТЬ - категории МОРАЛИ, а она-то разная (что такое хорошо и что такое плохо))) у разных групп, слоев и классов общества в соответствии с интересами и уровнем допустимого.

Отсюда непонятные, а то и вызывающие протест, общества, решения судей

Отчего зависят (как формируются) внутренние убеждения и совесть судей, следователей, дознавателей и прокуроров, как не на основе общественного мнения - коллективной совести и убеждений - Правил Морали преобладающей части общества.

И что такое суд присяжных, как не суд с приоритетом Правилам Морали, хотя и с учетом Правил Закона?

Profile picture for user M.V.Y
1312
M.V.Y

Гагаринский суд - никакой!

Это вы еще наверно в Балакавском не были...

Суд оценивает доказательства по своему ВНУТРЕННЕМУ УБЕЖДЕНИЮ

А надо бы - на соответствие их закону... Поскольку у некоторых судей официальная выписка из реестра прав - вызывает сомнение, я справка предоставленная прокурором без печати и подписи должностного лица - является доказательством.

Profile picture for user gutmanv_
71
gutmanv_

Уважаемые коллеги и граждане, хочу напомнить вам известную народную мудрость: "кто может писать стихи (повести, романы, музыку и т.п.), пишет их, кто не может, идет в критики!" Усматривается, что относительно интервью председателя городского суда отзывы здесь по аналогии с указанной народной мудростью. Особенно относительно внутренних убеждений. Я имею диплом юриста с отличием по российскому и украинскому праву, за 15 лет практики участвовал во многих судебных процессах, знаю многих судей города Севастополя, многие знают меня, не скрою, относятся с уважением. Никогда никому не давал взятку, однако почти все дела, которые можно выиграть, пусть даже в апелляционной инстанции, я выигрывал. Не могу согласиться с мнением, что какой-то суд, особенно Гагаринский, никакой суд, или того хуже. Я мог бы назвать 2-3 судьи в городе, при упоминании которых коллеги многозначительно ухмыляются, и я согласен с ними, но в судах Севастополя много хороших, честных, толковых судей, знающих и умеющих правильно применять законы и выносить справедливые судебные акты. Правда, я частично согласен с мнением Иценкова, но в части того, что российское законодательство очень сложное, запутанное, со множеством коллизий (противоречий), зачастую просто дурацкое ("стой криво, говори прямо!"), нормы которого могут трактоваться совершенно различно (отсюда поговорка, что два юриста могут иметь три мнения!). Это вам скажет практически любой юрист, адвокат, судья, любой специалист в области права. То законодательство Украины, в правовом поле которого мы работали еще несколько лет назад (до майданного переворота!), было гораздо проще, точнее, понятнее. Согласен с мнением Иценкова и по делу Мареты. У меня большая и положительная практика в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации. Дело Мареты - уголовное, но в этих делах много общего, и я давно высказал мнение, что в действиях Мареты нет состава преступления, он не подпадает под уголовную ответственность. В основном я согласен с интервью председателя городского суда и выражаю мнение, что судьи города Севастополя заслуживают большего уважения, чем высказано в комментариях к интервью судьи Золотых, или высказывается в иных публикациях. У меня на консультации был гражданин, который самостоятельно судился более 10 лет, обвинял судей всех инстанций в несправедливости. Посмотрев его судебные документы, я убедился, что все эти 10 лет он действовал с нарушениями норм ГПК Украины (тогда еще в Украине), на что суды ему указывали, но он не принимал это во внимание. На мой вопрос, есть ли у него ГПК, он ответил: "а зачем он мне нужен!?". Увы, он не единственный такой! Люди, мы требуем от судей справедливости, но судьи тоже вправе полагаться на нашу справедливость!

Главное за день

Когда бензин вернётся на крымские заправки

В регионе топливо продолжает оставаться самым дорогим по ЮФО.
18:30
2
256

Ударили по детству: в Ялте оценили ущерб от атаки беспилотников

Деньги на восстановление хотят взять из республиканского бюджета.
17:26
0
610

В Севастополе четыре дня ждут, когда дерево порвёт провода — сюжет ForPost

Жители Эдельвейсового проезда недоумевают от бюрократического футбола.
17:04
2
574

В каком состоянии находятся пострадавшие от атаки БПЛА на Форос

Решается вопрос с транспортировкой на материк тяжёлого раненого.
12:33
2
2486

Туризм

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
0
998

Где в Крыму ждут туристов с животными

Отели просят доплаты от 500 до 10 тысяч рублей за питомца в сутки.
12:34
0
1023

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
7985

Новый парк у пруда в столице Крыма «опаздывает» к жителям на пару месяцев

Изменится ли досуг местных после отбытия строителей?
15:26
2
738

Смертельная канатная дорога: арестованы директор и главный инженер

По факту гибели трёх человек на Эльбрусе было возбуждено уголовное дело.
12:25
0
1566