Поскольку массовые общественные протесты сейчас не провести из-за пандемии, неравнодушные жители Симферополя клеят на машины стикеры «Защитим Заводское!». Горожане — против застройки лётного поля запасного аэродрома на западе крымской столицы.
История кратко
Если международный аэропорт Симферополя в 2021 году будет отмечать 85-летие, то аэродром в Заводском уже давно разменял вековой юбилей. Ангары и самолёты здесь появились в 1915 году. В 1932 году была создана первая в Советском Союзе школа гражданских лётчиков, которую в 1938 году окончил будущий ас, дважды Герой СССР Амет-Хан Султан.
Первые ангары и самолёты в Заводском
В послевоенные годы здесь расположился запасной военный аэродром. Также на поле принимали пассажиров местных авиалиний и санитарную авиацию.
Кстати, именно сюда в 2018 году садились санитарные вертолёты с пострадавшими во время теракта в Керчи.
Кроме того, здесь базировался авиаспортивный клуб ДОСААФ, выпускавший сотни десантников, готовых нести службу в войсках спецназначения, а также десятки лётчиков для военных училищ и гражданской авиации.
Вертолёты несут мир
Аэродром в Заводском относится к классу Д. Здесь могут садиться и взлетать воздушные судна типа Л-410, Ан-2, а также вертолёты всех типов.
Именно вертолёты стали визитной карточкой Заводского после перестройки. Базирующееся здесь предприятие «Универсал-Авиа» считалось ведущим по эксплуатации вертолётной техники на Украине.
«При Украине мы были предприятием-донором», — вспоминает в беседе с ForPost начальник коммерческой службы организации Владимир Кушнир.
Основная деятельность «Универсал-Авиа» проходила зарубежом. Предприятие одно из немногих в мире имело допуск на работу в миротворческих миссиях ООН. Кроме этого, крымские вертолёты помогали тушить горные пожары в Испании, Португалии, Греции, Турции.
«При переходе в Россию мы потеряли много на счетах украинских банков и два вертолета в Африке (их не успели вывезти. — Прим.)», — рассказал Кушнир.
Празднование годовщины Крымской весны на аэродроме Заводское
«Не можем работать даже в России»
Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот. Предприятие находится под международными санкциями и работать, как раньше, за границей не может.
«Мы не можем работать на рынках даже внутри России. Потому что нормальные крупные компании отказываются с нами работать из-за санкций. <...> Внутри России рынок специфический. Он дешевле. И все российские компании стремятся попасть на европейский рынок, на котором мы работали», — продолжает коммерческий директор.
За шесть лет, что Крым находится в составе России, ничего для развития «Универсал-Авиа», по словам работников, с которыми беседовал ForPost, не делается.
У предприятия осталось четыре рабочих грузо-пассажирских вертолёта: один Ми-8Т и три Ми-8 МТВ. Все они были получены ещё в 90-е.
Две машины в 2021 году должны пройти капитальный ремонт. Это требует порядка 140 млн рублей, которые должны быть заложены в бюджет Республики Крым на следующий год, поскольку сейчас «Универсал-Авиа» — это государственное унитарное предприятие.
Кладбище вертолётов «Универсал-Авиа»
Источником бедствий собеседники ForPost называют руководство «Универсал-Авиа». На прошедшем в феврале 2020 года собрании весь трудовой коллектив предприятия выразил недоверие директору Борису Перекрёстову.
«Мы надеялись, что он [Перекрёстов] уйдет. Но в мае ему [Минтранс РК] продлили контракт, независимо от нашего голосования», — жалуется сотрудница, просившая не называть её имени.
Неравнодушные к судьбе предприятия работники куда только не обращались: от президента России до прокуратуры, но все жалобы спускаются вниз и буквально тонут в кабинетах. По свидетельству нашей собеседницы, «в прокуратуре лежит десять томов по нам».
Нью-Заводское
«Всё движется к тому, что аэропорт Заводское стараются обнулить», — считает депутат Перовского сельского поселения Геннадий Коваленко.
По его данным, раньше территория аэропорта относилась к землям запаса Перовского сельсовета, но теперь её отнесли в состав границ поселения Перово Симферопольского района.
«Но каким-то образом после вхождения в Российскую Федерацию эти земли стали принадлежать Республике Крым. По новому генплану [Симферополя] идёт речь о застройке лётного поля — порядка 200 га земли», — рассказывает депутат.
О том, что этот проект реален и всерьёз рассматривается крымскими властями, ForPost уже писал.
Напомним, что согласно документам, предоставленным редакции, на месте нынешнего лётного поля планируется возвести модульные кварталы, оснащённые цифровой системой «умный город», и парк-бульвар протяжённостью более двух километров. Предполагается построить жилые многоэтажки на 18 тысяч квартир, что обеспечит жильём 37 тысяч человек. Сдача объекта в эксплуатацию намечена через четыре года.
Как будет выглядеть будущий микрорайон, можно посмотреть в ролике, выпущенном крымской архитектурной мастерской 8D architects.
В беседе с ForPost архитекторы сказали, что разработкой проекта они занимались при Совете министров Крыма. В частности, работа велась под руководством главного архитектора республики Ирины Соловьевой.
Так будет выглядеть Заводское в будущем
По мнению собеседников ForPost, такая многоэтажная застройка нарушит экологический баланс в крымской столице. Дело в том, что свободная от зданий территория Заводского служит естественной вытяжкой для смога, скапливающегося в котловине Симферополя. Город задохнётся в выхлопных газах.
Что происходит
Намеренное саботирование деятельности одного из старейших предприятий республики и уничтожение такого стратегически важного объекта, как аэропорт, неравнодушные крымчане связывают с прямой заинтересованностью первых лиц республики и строительных компаний, которые им принадлежат. Кто победит в итоге — вопрос открытый.
В завершение приведём информацию издания «Воздушный транспорт» о том, что в России осталось всего 220 аэродромов против 1300, существовавших в 1991 году.
Александра Радченко
Фото: Защитим Заводское|Facebook, предоставлены ForPost сотрудниками ГУП «Универсал-Авиа»
Обсуждение (14)
Всё идёт по зараннее подготовленному плану!
Вопрос уже решён.
Помню ещё советский аэропорт Заводское , принимавший в 70х АН-24, ЯК-40. Удивило тогда поле, выложеное специальными металлическими решётками, позже ставшие ограждениями на дачах...
Так строят ещё и из говна. Если бы хоть не экономили на стройматериалах
Там картинка большая висела. Гуси над озером. Старший брат пошутил, что именно такие попадают в двигатель. Весело было всем пассажирам Ан24... пока меня в кабину экипажа не пригласили!...и так бывает как-то так.
Вы правы. Когда у руководителей страны в целом и региона в частности нет стратегического долголетнего плана развития страны и региона и никакого понятия, куда направить страну, в каком направлении, то единственным способом поддержания жизни в экономике остаётся массовая коммерческая жилищная застройка, спекуляция земельными участками и недвижимостью. Это жирные куски для всех, кто допущен к столу.
Страна встала на тот же тупиковый путь, которым давно идут страны Запада, где уровень экономической активности региона измеряется количеством выданных городскими властями лицензий на снос старых (прочных) домов и постройку на их месте фанерных (дерьмовых). Но по крайней мере здесь развиваются высокие технологии, нано-, фарма-, эко- и т.д., а в России?
К слову, моих покойных дедушку и бабушку в середине 1970-х выселили из центра Симферополя на самый край города, в Заводское (Заводской переулок). Помню старый аэродром прекрасно, с балкона всё время смотрел на посадки и взлёты. Здорово было. Страна жила, была какая-то перспектива.
Скоро все застроят ...
Это капитализм. Основной закон - у кого больше денег, тот и сильнее.
Меня во всей этой истории смущает лишь экологический аспект - то, что Симферополь продуваться не будет в случае застройки этой территории. Так как самолётики - развлечение не для бедных, и квартиры, которые там могут появится врядли смогут себе позволить крымчане со средним достатком.
Когда то летал на АН-2 в Поти с Заводского.....
С одной стороны, город растёт, надо строиться. С другой стороны, что другого места, кроме как в Заводском нету? Ну, у югу (Алушта) горы, в западу - выхлопная труба Заводского. Ну сдвиньтесь дальше к Тавриде. Есть ещё север и восток...
Однако, нищий народ не сможет покупать жильё. Размножаться нищий народ не хочет.Безработный народ тоже не будет. Ипотеку нищий народ не будет. А если в семье один ребёнок, то и их построенное жильё будет не востребовано. Они обанкротятся.... Если в семье один ребёнок, а бабушек и дедушек два, то ребёнок будет владеть двумя квартирами, в конечном итоге
Смотрел ТВ Крым 24, очень интересно, как три государственных чиновника Вице Губернатор, его советник и гл. архитектор с пеной у рта защищали не интересы гос. предприятия (Универсал-Авиа), а интересы частного застройщика. Гл. архитектор прямо говорила, что если построить такой же комплекс в другом месте, то потребуется выкупать земельные паи у частников, а здесь земля ни чем не обременена. Гос. земля предоставляется без конкурса, в интерсах единственного застройщика- структуры аффилированой Председателю Гос. Совета РК В. Константиву. Доводы гос. чиновников, что Универсал Авиа перебазируется на аэродром Центральный в Симферополе, предоставляется ещё более абсурдной, во первых любой переезд приравнивается к пожару, так в аэропорту Симферополя ещё более странные дела творятся. Имущество аэродромного комплекса принадлежит АО "Международный аэропорт "Симферополь" (100% собственность Республики Крым), но каким то чудом передано в хоз. ведение ООО "Международный аэропорт "Симферополь" (частная структура), так вот Универсал-Авиа- гос предприятие РК будет размещаться на государственном имущественном комплексе принадлежащем тоже РК, но арендовать и деньги платить (и не малые) частной компании ООО "Международный аэропорт "Симферополь" - вот такие напёрстки получаются. интерсная двухходовочка получается - В. Константинов получает дешёвую землю, а частная компания аренду с ГУП РК. Доводы, что инвестор компенсирует издержки связанные с переездом, тоже ни чем не подтверждаются, ни договорными условиями зафиксированными письменно, ни другими документами о намерениях. Глава РК и Правительство РК ни как не участвет в судьбе Универсал-Авиа, так год назад ГК "Ростех" намеревался совместно развивать Универсал-авиа, предоставить новые вертолёты и самолёты, на Заводское на двух вертолётах прилетело руководство Ростеха, Объединённой авиастроительной корпорации, но на встречу к ним не приехал НИ КТО из Правительства РК. Гости постояли и улетели ни с чем. Так вот ГУП сам тихо выкарапкивается, но правильнее сказать оно обречено.