Поскольку массовые общественные протесты сейчас не провести из-за пандемии, неравнодушные жители Симферополя клеят на машины стикеры «Защитим Заводское!». Горожане — против застройки лётного поля запасного аэродрома на западе крымской столицы.
История кратко
Если международный аэропорт Симферополя в 2021 году будет отмечать 85-летие, то аэродром в Заводском уже давно разменял вековой юбилей. Ангары и самолёты здесь появились в 1915 году. В 1932 году была создана первая в Советском Союзе школа гражданских лётчиков, которую в 1938 году окончил будущий ас, дважды Герой СССР Амет-Хан Султан.
Первые ангары и самолёты в Заводском
В послевоенные годы здесь расположился запасной военный аэродром. Также на поле принимали пассажиров местных авиалиний и санитарную авиацию.
Кстати, именно сюда в 2018 году садились санитарные вертолёты с пострадавшими во время теракта в Керчи.
Кроме того, здесь базировался авиаспортивный клуб ДОСААФ, выпускавший сотни десантников, готовых нести службу в войсках спецназначения, а также десятки лётчиков для военных училищ и гражданской авиации.
Вертолёты несут мир
Аэродром в Заводском относится к классу Д. Здесь могут садиться и взлетать воздушные судна типа Л-410, Ан-2, а также вертолёты всех типов.
Именно вертолёты стали визитной карточкой Заводского после перестройки. Базирующееся здесь предприятие «Универсал-Авиа» считалось ведущим по эксплуатации вертолётной техники на Украине.
«При Украине мы были предприятием-донором», — вспоминает в беседе с ForPost начальник коммерческой службы организации Владимир Кушнир.
Основная деятельность «Универсал-Авиа» проходила зарубежом. Предприятие одно из немногих в мире имело допуск на работу в миротворческих миссиях ООН. Кроме этого, крымские вертолёты помогали тушить горные пожары в Испании, Португалии, Греции, Турции.
«При переходе в Россию мы потеряли много на счетах украинских банков и два вертолета в Африке (их не успели вывезти. — Прим.)», — рассказал Кушнир.
Празднование годовщины Крымской весны на аэродроме Заводское
«Не можем работать даже в России»
Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот. Предприятие находится под международными санкциями и работать, как раньше, за границей не может.
«Мы не можем работать на рынках даже внутри России. Потому что нормальные крупные компании отказываются с нами работать из-за санкций. <...> Внутри России рынок специфический. Он дешевле. И все российские компании стремятся попасть на европейский рынок, на котором мы работали», — продолжает коммерческий директор.
За шесть лет, что Крым находится в составе России, ничего для развития «Универсал-Авиа», по словам работников, с которыми беседовал ForPost, не делается.
У предприятия осталось четыре рабочих грузо-пассажирских вертолёта: один Ми-8Т и три Ми-8 МТВ. Все они были получены ещё в 90-е.
Две машины в 2021 году должны пройти капитальный ремонт. Это требует порядка 140 млн рублей, которые должны быть заложены в бюджет Республики Крым на следующий год, поскольку сейчас «Универсал-Авиа» — это государственное унитарное предприятие.
Кладбище вертолётов «Универсал-Авиа»
Источником бедствий собеседники ForPost называют руководство «Универсал-Авиа». На прошедшем в феврале 2020 года собрании весь трудовой коллектив предприятия выразил недоверие директору Борису Перекрёстову.
«Мы надеялись, что он [Перекрёстов] уйдет. Но в мае ему [Минтранс РК] продлили контракт, независимо от нашего голосования», — жалуется сотрудница, просившая не называть её имени.
Неравнодушные к судьбе предприятия работники куда только не обращались: от президента России до прокуратуры, но все жалобы спускаются вниз и буквально тонут в кабинетах. По свидетельству нашей собеседницы, «в прокуратуре лежит десять томов по нам».
Нью-Заводское
«Всё движется к тому, что аэропорт Заводское стараются обнулить», — считает депутат Перовского сельского поселения Геннадий Коваленко.
По его данным, раньше территория аэропорта относилась к землям запаса Перовского сельсовета, но теперь её отнесли в состав границ поселения Перово Симферопольского района.
«Но каким-то образом после вхождения в Российскую Федерацию эти земли стали принадлежать Республике Крым. По новому генплану [Симферополя] идёт речь о застройке лётного поля — порядка 200 га земли», — рассказывает депутат.
О том, что этот проект реален и всерьёз рассматривается крымскими властями, ForPost уже писал.
Напомним, что согласно документам, предоставленным редакции, на месте нынешнего лётного поля планируется возвести модульные кварталы, оснащённые цифровой системой «умный город», и парк-бульвар протяжённостью более двух километров. Предполагается построить жилые многоэтажки на 18 тысяч квартир, что обеспечит жильём 37 тысяч человек. Сдача объекта в эксплуатацию намечена через четыре года.
Как будет выглядеть будущий микрорайон, можно посмотреть в ролике, выпущенном крымской архитектурной мастерской 8D architects.
В беседе с ForPost архитекторы сказали, что разработкой проекта они занимались при Совете министров Крыма. В частности, работа велась под руководством главного архитектора республики Ирины Соловьевой.
Так будет выглядеть Заводское в будущем
По мнению собеседников ForPost, такая многоэтажная застройка нарушит экологический баланс в крымской столице. Дело в том, что свободная от зданий территория Заводского служит естественной вытяжкой для смога, скапливающегося в котловине Симферополя. Город задохнётся в выхлопных газах.
Что происходит
Намеренное саботирование деятельности одного из старейших предприятий республики и уничтожение такого стратегически важного объекта, как аэропорт, неравнодушные крымчане связывают с прямой заинтересованностью первых лиц республики и строительных компаний, которые им принадлежат. Кто победит в итоге — вопрос открытый.
В завершение приведём информацию издания «Воздушный транспорт» о том, что в России осталось всего 220 аэродромов против 1300, существовавших в 1991 году.
Александра Радченко
Фото: Защитим Заводское|Facebook, предоставлены ForPost сотрудниками ГУП «Универсал-Авиа»
Обсуждение (14)
Всё идёт по зараннее подготовленному плану!
Вопрос уже решён.
Помню ещё советский аэропорт Заводское , принимавший в 70х АН-24, ЯК-40. Удивило тогда поле, выложеное специальными металлическими решётками, позже ставшие ограждениями на дачах...
Так строят ещё и из говна. Если бы хоть не экономили на стройматериалах
Там картинка большая висела. Гуси над озером. Старший брат пошутил, что именно такие попадают в двигатель. Весело было всем пассажирам Ан24... пока меня в кабину экипажа не пригласили!...и так бывает как-то так.
Вы правы. Когда у руководителей страны в целом и региона в частности нет стратегического долголетнего плана развития страны и региона и никакого понятия, куда направить страну, в каком направлении, то единственным способом поддержания жизни в экономике остаётся массовая коммерческая жилищная застройка, спекуляция земельными участками и недвижимостью. Это жирные куски для всех, кто допущен к столу.
Страна встала на тот же тупиковый путь, которым давно идут страны Запада, где уровень экономической активности региона измеряется количеством выданных городскими властями лицензий на снос старых (прочных) домов и постройку на их месте фанерных (дерьмовых). Но по крайней мере здесь развиваются высокие технологии, нано-, фарма-, эко- и т.д., а в России?
К слову, моих покойных дедушку и бабушку в середине 1970-х выселили из центра Симферополя на самый край города, в Заводское (Заводской переулок). Помню старый аэродром прекрасно, с балкона всё время смотрел на посадки и взлёты. Здорово было. Страна жила, была какая-то перспектива.
Скоро все застроят ...
Это капитализм. Основной закон - у кого больше денег, тот и сильнее.
Меня во всей этой истории смущает лишь экологический аспект - то, что Симферополь продуваться не будет в случае застройки этой территории. Так как самолётики - развлечение не для бедных, и квартиры, которые там могут появится врядли смогут себе позволить крымчане со средним достатком.
Когда то летал на АН-2 в Поти с Заводского.....
С одной стороны, город растёт, надо строиться. С другой стороны, что другого места, кроме как в Заводском нету? Ну, у югу (Алушта) горы, в западу - выхлопная труба Заводского. Ну сдвиньтесь дальше к Тавриде. Есть ещё север и восток...
Однако, нищий народ не сможет покупать жильё. Размножаться нищий народ не хочет.Безработный народ тоже не будет. Ипотеку нищий народ не будет. А если в семье один ребёнок, то и их построенное жильё будет не востребовано. Они обанкротятся.... Если в семье один ребёнок, а бабушек и дедушек два, то ребёнок будет владеть двумя квартирами, в конечном итоге
to А за то честно:
Будет у вас как на Западе: превышение спроса излишним предложением квартир (чтобы строительная промышленность ни на минуту не останавливалась) при неснижаемх спекулятивных ценах. Пузырь долго будет надуваться, раздуваться, потом громко лопнет. Цены чуть упадут. Через время всё повторится. Цены на недвижимость никогда сильно не понизятся, только временно на 1-2-5%, не больше. В России при новом строе ничего своего не хотят придумывать, всё копируют с западной спекулятивной модели.
Смотрел ТВ Крым 24, очень интересно, как три государственных чиновника Вице Губернатор, его советник и гл. архитектор с пеной у рта защищали не интересы гос. предприятия (Универсал-Авиа), а интересы частного застройщика. Гл. архитектор прямо говорила, что если построить такой же комплекс в другом месте, то потребуется выкупать земельные паи у частников, а здесь земля ни чем не обременена. Гос. земля предоставляется без конкурса, в интерсах единственного застройщика- структуры аффилированой Председателю Гос. Совета РК В. Константиву. Доводы гос. чиновников, что Универсал Авиа перебазируется на аэродром Центральный в Симферополе, предоставляется ещё более абсурдной, во первых любой переезд приравнивается к пожару, так в аэропорту Симферополя ещё более странные дела творятся. Имущество аэродромного комплекса принадлежит АО "Международный аэропорт "Симферополь" (100% собственность Республики Крым), но каким то чудом передано в хоз. ведение ООО "Международный аэропорт "Симферополь" (частная структура), так вот Универсал-Авиа- гос предприятие РК будет размещаться на государственном имущественном комплексе принадлежащем тоже РК, но арендовать и деньги платить (и не малые) частной компании ООО "Международный аэропорт "Симферополь" - вот такие напёрстки получаются. интерсная двухходовочка получается - В. Константинов получает дешёвую землю, а частная компания аренду с ГУП РК. Доводы, что инвестор компенсирует издержки связанные с переездом, тоже ни чем не подтверждаются, ни договорными условиями зафиксированными письменно, ни другими документами о намерениях. Глава РК и Правительство РК ни как не участвет в судьбе Универсал-Авиа, так год назад ГК "Ростех" намеревался совместно развивать Универсал-авиа, предоставить новые вертолёты и самолёты, на Заводское на двух вертолётах прилетело руководство Ростеха, Объединённой авиастроительной корпорации, но на встречу к ним не приехал НИ КТО из Правительства РК. Гости постояли и улетели ни с чем. Так вот ГУП сам тихо выкарапкивается, но правильнее сказать оно обречено.