12.01.2021, вторник. В Москве прошли переговоры с участием президента России Владимира Путина, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева по Нагорному Карабаху. На них планировалось рассмотреть ход реализации соглашений от 9 ноября 2020 года и обсудить дальнейшие шаги по решению имеющихся в регионе проблем. На данный момент известно, что в числе рассмотренных вопросов было открытие прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией, а также практические меры по созданию транспортного коридора между Азербайджаном и Нахичеванью.
Что ж, уже сейчас можно сказать, что темы, рассмотренные на встрече, являются прорывными для данного формата. Это неудивительно: было понятно, что организовавшая встречу РФ с самого начала станет добиваться окончательного мирного урегулирования и подобные шаги сделаны как раз в этом направлении.
Москве подобный исход жизненно необходим для укрепления позиций в регионе, так как исход недавнего военного конфликта в Нагорном Карабахе для её интересов, мягко говоря, не настолько благоприятен, как утверждают многие официальные охранители. В этом смысле вчерашние переговоры прошли для РФ более чем успешно.
Тем не менее, на то, что в итоге действительно произойдёт окончательное мирное урегулирование, едва ли следует рассчитывать. Потому что ни для кого из игроков, действующих в регионе, нынешняя ситуация не является удовлетворительной. Ни для тех, кто решает, ни для тех, за кого решают.
Для Армении нынешнее положение дела является, во-первых, страшным национальным позором, лишившим её гордости и чувства собственного достоинства (по сути, она сейчас оказалась в том же положении, что Азербайджан после военной катастрофы 1994 года), во-вторых, откровенно геополитически угрожающим. Консервировать ситуацию для армян означает лишиться любого манёвра в регионе.
Для Азербайджана оставшаяся часть Нагорного Карабаха — по-прежнему его территория, которую он официально продолжает требовать обратно. В этом смысле для них ничего не изменилось. Карабах для Баку сейчас — как надкусанный бутерброд, который надо доесть. Не только с психологической точки зрения: его наличие точно так же геополитически связывает Азербайджан, как и Армению. Хоть теперь и в гораздо меньшей степени.
Турция и стоящая за ней Америка не заинтересованы в существовании Армении в принципе. Для коллективного Запада она — лишняя априори. В неоосманский проект она не вписывается как таковая. И даже новый геноцид здесь — вполне себе приемлемое решение. Случись он, и реакция их будет, как в Руанде: постоят рядом, а потом громко возмутятся, когда всё уже будет кончено.
Даже самой России нынешняя ситуация не нужна: что б там ни говорили «патриотические аналитики на зарплате», такое усиление влияния Турции и фактический заход её армии в регион является для РФ крупным геополитическим поражением. Которое отбрасывает её в ситуацию, бывшую чуть ли не до осады Баязета, и требует купирования.
Так что новая война в регионе — не вопрос переговоров. Она — вопрос времени.
(с) Павел Кухмиров
Обсуждение (2)
Лучше хрупкий мир, чем война.
to Линьков: Согасен с вами на все сто! Мир будет продолжаться до того момента, пока в Караабахе будут находится миротворцы РФ.