Резкое увеличение турпотока в Крыму, отмеченное в прошлом году, скорее всего, продолжится и в предстоящем курортном сезоне. А с запуском железнодорожной части моста через Керченский пролив и завершением строительства трассы «Таврида» крымский туризм ожидает новый виток роста.
В перспективе ближайших нескольких лет турпоток, по ряду оценок, может достигнуть 10 миллионов человек в год, что сопоставимо с главным конкурентом Крыма на внутреннем рынке путешествий — Черноморским побережьем Краснодарского края. Кубанские отельеры уже отмечают определённый отток своей привычной клиентуры в Крым, однако пока не демонстрируют по этому поводу особого беспокойства.
Разрыв между двумя регионами остаётся очень существенным не только с точки зрения уровня инфраструктуры, но и в качестве инвестиционного климата — столь же важной составляющей для быстрого развития туризма, как и новые дороги, отели и пляжи.
Туристы виртуальные и реальные
По официальным данным, регулярно публикуемым министерством курортов и туризма Республики Крым, в 2018 год в Крыму отдохнуло 6,8 миллиона человек, или на 28% больше, чем в 2017 году. По всем меркам, это рекордная цифра, которая превосходит максимум, достигнутый в украинский период.
Однако для получения более или менее объективной картины крымского туризма следует для начала разобраться, как формируется этот показатель.
Одним из азов теории туризма является разграничение между туристами, которые совершают в пункте назначения хотя бы одну ночевку, и так называемыми экскурсантами, приезжающими туда «одним днём». Например, Севастополь в прошлом году, по данным городского управления развития туристической индустрии, посетило свыше 436 тысяч туристов, а экскурсантов, приезжавших без ночёвки, было свыше 2,5 миллиона человек.
С этой точки зрения единственно возможным правильным способом подсчёта туристов является статистика ночёвок в коллективных средствах размещения — гостиницах, санаториях, хостелах, турбазах и так далее, с добавлением по возможности тех гостей, которые предпочитают снимать частные квартиры.
Но в существующих реалиях такой подсчёт для Крыма крайне затруднён — как откровенно признает то же региональное минкурортов, теневой сектор туристической отрасли достигает 50%.
Впрочем, так обстоит дело не только в Крыму — вообще во всех регионах России, где туризм имеет более или менее массовый характер. Вот что, например, в своё время говорил автору этой статьи по поводу методик подсчёта туристов на Кубани краснодарский отельер Евгений Бромберг, руководитель группы компаний Undersun, комментируя, на первый взгляд, внушительное количество гостей этого региона — 12 миллионов человек.
«Во-первых, существует отчётность по крупным объектам размещения — пансионатам, гостиницам, санаториям и так далее, которые ведут свою статистику, хотя её погрешность составляет 10-15%. В этом сегменте у нас на побережье примерно 250 тысяч койко-мест, что даёт годовую загрузку в три-четыре миллиона человек. Примерно такова же ёмкость частного сектора, хотя там никто не знает, что такое статистика и толком её не ведёт. Но при этом считается, что и здесь тоже наберётся три-четыре миллиона. И, наконец, оставшиеся — это палаточники, автотуристы, различные экскурсанты, многие из которых приезжают на море на один день и могут даже не оставаться с ночёвкой. Их условно считают по той же шкале, что и первые две группы.
В итоге и получается 12 миллионов, но повторю, что более или менее достоверному подсчёту поддаётся только организованный туризм», — говорил Бромберг.
При отсутствии надёжных методов оценки власти идут по пути наименьшего сопротивления и считают туристов на основании данных о транспортных потоках. Например, в материалах крымского минкурортов содержится такая детализация: из общего числа прибывших в Крым отдыхающих за 2018 год 37% прибыли авиатранспортом, 47% — по Крымскому мосту, 16% прибыли через государственную границу РФ на участках Армянск, Джанкой, Перекоп.
Несовершенство такого подхода легко заметить невооруженным взглядом. 37% прибывших в Крым воздушным путём, вычисленные от итогового показателя в 6,8 миллиона туристов, — это 2,516 миллиона человек, или практически в точности половина прошлогоднего пассажиропотока в аэропорту Симферополя (5,146 миллиона человек).
Иными словами, почти все прибывавшие в аэропорт, похоже, автоматически записывались в туристы (а в статистике самого аэропорта считается и обратный поток), хотя среди них могли быть, к примеру, командировочные или люди, летевшие в Крым к родственникам, не говоря уже о самих крымчанах, летающих в другие регионы.
Похожая ситуация и с теми 16%, кто прибывал через госграницу, то есть с Украины. Формально это ещё 1,088 миллиона человек, однако сколько из них можно считать туристами в собственном смысле этого слова, то есть приехавшими на отдых, категорически непонятно, учитывая опять же сохраняющиеся родственные, деловые и прочие нетуристические связи Крыма с Украиной.
Наконец, не вполне ясно, каким образом сортировать поток въезжающих по Крымскому мосту на «чистых» туристов и всех остальных (а также экскурсантов, ведь с открытием моста посмотреть достопримечательности Крым стали активно ездить «одним днём» жители и гости Краснодарского края).
Можно, конечно, сделать не самое искусственное допущение, что приезд в Крым с деловыми целями — это тоже туризм, но в таком случае едва ли корректно указывать в официальных бюллетенях, что речь идёт именно об «отдыхающих».
Тем не менее оценить фактический турпоток, исходя именно из критерия проведённых на полуострове ночей, в той или иной степени возможно.
Как следует из данных Крымстата, в прошлом году коллективные средства размещения (то есть «официальные» гостиницы, санатории, пансионаты, турбазы и так далее) обслужили 1,959 миллиона человек, из которых подавляющее большинство пришлось на граждан России. Сколько из них составляли «чистые» туристы, за исключением командировочных и прочих граждан, приезжавших не на отдых (например, в Симферополь), статистика не детализирует, однако приведённый показатель можно считать достоверным в очень высокой степени.
Дальше же мы вступаем в область приблизительных подсчётов, хотя входящие данные для них тоже можно считать в целом надёжными.
Как сообщил в ноябре прошлого года министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко, на территории Крыма функционирует ориентировочно 4,5 тысячи мини-отелей, в том числе 1390 из них зарегистрированы в качестве индивидуальных средств размещения, и 18 тысяч квартиросдатчиков, из которых только 399 зарегистрировано в качестве индивидуальных средств размещения. Главное слово здесь, конечно же, «ориентировочно», но и приведённые данные — это больше, чем ничего.
Средняя заполняемость гостиниц в Крыму прошлым летом приближалась к 80%, сообщала в июле 2018 года пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина со ссылкой на того же Волченко. Если допустить, что стандартная группа, снимающая номер в мини-отеле или квартиру, состоит из трёх человек (семья с одним ребёнком), а типовой период летнего отдыха составляет 10 дней (такую статистику давал в прошлом году, к примеру, сервис бронирования жилья Tvil.ru), то складывается следующая общая картина.
В сегменте частных апартаментов нужно принять ещё одно допущение, что каждый из 18 тысяч квартиросдатчиков имеет всего по одной квартире (в действительности это, конечно же, не так — настоящих рантье на этом рынке достаточно). В таком случае 18 тысяч квартир, заполняемые на 9 десятидневных периодов группами по три человека с коэффициентом загрузки 0,8, дают 388,8 тысячи человек. Для ровного счёта — 400 тысяч. Для 4,5 тысячи мини-отелей введём допущение, что в среднем каждый из них насчитывает 10 номеров, и в результате аналогичной калькуляции получим ещё 972 тысячи человек, которые можно округлить до миллиона.
Складывая порядка двух миллиона человек в организованном сегменте (за весь год), 400 тысяч постояльцев апартаментов и миллион человек в мини-отелях (за высокий сезон), мы получаем примерно 3,5 миллиона человек. К ним нужно добавить тех, кто останавливается в квартирах и мини-отелях в «низкий» сезон. В последнем случае даже приблизительная оценка затруднена тем обстоятельством, что многие мини-отели работают только в пиковые периоды года, но даже если предположить, что загрузка квартир и мини-гостиниц в «низкие» даты падает втрое, то это ещё как минимум 500 тысяч человек, а в совокупности уже около четырёх миллионов. К этому ещё нужно добавить совершенно не поддающихся точному учёту «дикарей», которые, впрочем, позволяют масштабно округлять финальную калькуляцию в сторону увеличения. В итоге можно предположить, что в Крым в прошлом году приехало не менее пяти миллионов туристов в самом широком понимании этого слова и ещё некое количество условных экскурсантов.
Мост в конкурентный рынок
Первоочередную важность, впрочем, имеет не то, что официальные показатели турпотока можно и нужно критиковать, а то, что этот поток в прошлом году, действительно, сильно вырос, в чём не сомневается практически никто. Если судить, к примеру, по данным Крымстата, то количество постояльцев «официальных» гостиниц и прочих средств размещения в 2018 году увеличилось на 23%, а количество ночёвок в них — на 28% (то есть продолжительность отдыха в Крыму несколько выросла).
«Даже если предположить, что 6,8 миллиона человек — это слегка завышенный показатель, в любом случае увеличение турпотока в Крым в прошлом году было существенным благодаря открытию <Крымского> моста.
Первые два-три года после присоединения Крыма к России заполнялись главным образом курорты южного берега. Теперь же к ним добавились Керчь, Феодосия и курорты западного побережья Крыма — Евпатория, Саки, Межводное.
В этом году можно ожидать роста потока не менее чем на 12-15%, а после открытия железнодорожного сообщения и завершения строительства трассы «Таврида» можно прогнозировать рост на 30-40% от нынешних показателей. Сейчас многих удерживает от летней поездки в Крым именно проблема пробок, и когда она будет снята, приток будет очень существенным», — говорит руководитель федеральной сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
По его мнению, после того, как появятся новые драйверы роста, турпоток в Крым может приблизиться и к 10 миллиона человек в год. Эту же цифру летом прошлого года называл спикер госсовета Крыма Владимир Константинов, напомнив, что 10 миллионов человек составлял максимальный турпоток в Крым при СССР.
Для понимания дальнейших перспектив важно понимать природу этого роста, ответив на простой вопрос: откуда взялись дополнительные туристы?
Совершенно очевидно, что в Крым они попали главным образом по мосту, поскольку пассажиропоток симферопольского аэропорта за год вырос очень незначительно. Если вернуться к приведенной в начале статистике крымского минкурортов, то количество въехавших на полуостров по мосту оценивается примерно в 3,2 миллиона человек — для сравнения, годом ранее, по данным того же источника, переправой через Керченский пролив воспользовались порядка 2,3 миллиона человек.
Если сделать вполне корректное допущение, что бóльшая часть этого прироста почти в один миллион человек пришлась на «чистых» туристов (плюс экскурсантов), то в таком случае напрашивается гипотеза, что именно этих гостей не досчитался в прошлом году Краснодарский край, по территории которого проходит дорога в Крым.
Кубань в прошлом году, по официальным данным, приняла более 17 миллионов туристов — на миллион больше, чем годом ранее, то есть, если считать эти цифры достоверными, туристов пока хватает на всех. Но определённые признаки того, что Крым успешно конкурирует с Кубанью, уже налицо.
«Конечно, Краснодарский край ощутил определённый отток туристов в Крым — прежде всего это касается анапского направления, — отмечает отельер Евгений Бромберг. — Многие из тех, кто традиционно предпочитал отдых в Анапе, сейчас заезжают туда на пару дней и дальше едут в Крым. Если в прошлом году в Крыму был зафиксирован значительный рост числа туристов, то произошло это во многом именно за счёт Краснодарского края, который где-то недополучил гостей — вряд ли общее число отдыхающих за год существенно увеличилось».
«Крым однозначно конкурирует с курортами Краснодарского края благодаря богатой экскурсионной программе — на Кубани таких возможностей просто нет, — добавляет Алексан Мкртчян. — Кроме того, Крым с его целебным воздухом привлекает тех, кому не рекомендовано ехать в Сочи по состоянию здоровья, хотя отдых с лечением в Крыму пока значительно отстаёт от пляжных и экскурсионных программ. Доля качественных объектов размещения в Крыму постепенно увеличивается, прежде всего за счёт реконструкции старого номерного фонда. Одновременно расширяются рамки сезона — в Крыму уже достаточно много отдыхающих в апреле и октябре, в том числе за счёт корпоративных программ».
В условиях продолжающегося падения доходов россиян основным конкурентным преимуществом Крыма, особенно в организованном сегменте размещения, зачастую оказывается стоимость оказываемых услуг.
По словам генерального директора адлерского санатория «Знание» Дмитрия Богданова, значительное отставание от санаториев Черноморского побережья Краснодарского края и Кавминвод в части номерного фонда и медицинской базы не мешает крымским здравницам при разумной ценовой политике чувствовать себя на рынке вполне уверенно, получая хорошую загрузку и довольных клиентов.
«Если крымский санаторий, сильно отстающий по материальной базе и сервису, выставит такие же цены, как в Сочи, он обрекает себя на недовольство гостей и минимальные продажи, — отмечает Богданов. — Но если цена будет на 20-25% ниже, люди приедут и останутся довольны: да, скромно, но цена хорошая. Несмотря на то, что в целом по рынку отставание достаточно серьёзное, школа курортологии в Крыму неплохая, ряд санаториев — имени Пирогова, имени Айвазовского и другие — обеспечивают хороший лечебный эффект. Прошлый год благодаря мосту действительно дал Крыму новых клиентов, рост турпотока можно оценить примерно в 15%. Хотя произошло это не в ущерб тому же Сочи, который тоже прибавил, пусть и существенно меньше. Индустрия гостеприимства вообще должна перестать мыслить терминами конкуренции и переходить к отношениям партнёрства. Наша общая задача с Крымом и Кавминводами — сделать так, чтобы на юг России приехало больше людей».
Климатический фактор
Будущее этой партнёрской конкуренции во многом зависит от того, насколько комфортная среда будет создана в Крыму для материкового бизнеса, заинтересованного в работе на полуострове. Акцент именно на материковом бизнесе объективен с учетом существующего отставания как в материальной инфраструктуре, так и в управлении туристическим бизнесом. С этой точки зрения, приход материковых инвесторов в крымский туризм должен принести не только новые капиталы, но и новые стандарты для этой отрасли.
Однако пока критической массы соответствующих примеров нет.
Спрос на качественные средства размещения в Крыму присутствует, их в любом случае меньше, чем на курортах Краснодарского края, при этом транспортно-логистическая ситуация улучшается, поэтому резервы для вхождения новых игроков имеются, особенно если учитывать перспективы межсезонья, отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, член общественного совета при Ростуризме Вадим Прасов.
Но любой сравнительно крупноформатный отельный проект требует в среднем от трёх лет от начала проектирования до открытия, поэтому говорить о больших результатах в Крыму пока достаточно сложно.
«Интерес инвесторов к вхождению в регион был и остаётся, но основной вопрос крупного капитала, рассматривающего возможности работы в Крыму, заключается в том, какой климат ему будет обеспечен, — продолжает Прасов. — Некоторые новые проекты, безусловно, на слуху, но о массовости пока говорить не приходится — опять же в силу фактора времени. Есть, конечно, и отдельные образцы отелей очень высокого уровня — прежде всего «Мрия», входящая в число лучших отелей России. Масштаб инвестиций, инфраструктура, качество реконструкции этого объекта действительно впечатляет. Но в целом приход инвесторов не движется быстро. Отдельный вопрос — структура собственности ряда активов, которые многократно перераспределялись, особенно в таком сегменте, как санатории. Реновация санаториев выглядит перспективной нишей, но нельзя сказать, что в ней много игроков, и здесь тоже возникает вопрос времени — чтобы привести такой объект в порядок, потребуется не менее двух лет».
Остается только процитировать данные правительства РФ об износе зданий санаториев Республики Крым: для объектов федеральной собственности это 76,4%, республиканской — 78,9%, частной — 76,2%.
О том, с какой спецификой инвестиционного климата зачастую сталкивается «материковый» бизнес, заинтересованный в работе в Крыму, рассказал на условиях анонимности один из предпринимателей, который сравнительно недавно выяснял возможности для развития сети отелей на полуострове.
«Мы пришли к бывшему министру курортов и туризма Сергею Стрельбицкому, изложили наши интересы. Он всё это выслушал и говорит: «Я — человек Аксёнова». Прекрасно, отвечаем мы ему, теперь объясните нам, как нам получить у вас землю, подключить коммуникации и так далее. Он в ответ опять говорит: «Я — человек Аксёнова». В общем, встретились, поговорили, разошлись», — рассказал бизнесмен.
К качеству делового климата в туризме относится и такой аспект, как конкурентоспособный уровень зарплат, которым Крым пока похвастаться не может.
«Квалификация отельных управленцев — как топ-менеджеров, так и руководителей среднего звена — в Крыму повышается, но их зарплаты остаются очень низкими по меркам материка, — констатирует Дмитрий Богданов. — Не так давно я публиковал у себя в блоге список вакансий с сайта минкурортов Крыма с зарплатами типа 13 тысяч рублей, 16 тысяч или 25 тысяч для шеф-повара. Топ-менеджеры в туризме сейчас должны зарабатывать как минимум 150 тысяч рублей, а сотрудники — от 30 тысяч. Меньше — это неправильно».
Наконец, «материковый» бизнес не забывает о факторе международных санкций.
«Туристический потенциал у Крыма не меньше, если не больше, чем у Краснодарского края, и строительство транспортной инфраструктуры, конечно, привлечет инвестиции в курортную сферу, — считает Евгений Бромберг. — Благодаря олимпиаде Краснодарский край получил задел лет на десять вперёд, и такой же срок, видимо, потребуется Крыму, чтобы сравняться с ним. Но пока для многих российских бизнесменов, которые могли бы начать работу в Крыму, он остаётся не до конца понятной территорией. Даже в Краснодарском крае отельный рынок сложно назвать зрелым с точки зрения современных форматов и технологий управления гостиницами, а в Крыму он ещё более архаичен. Очень многое зависит и от того, как будет развиваться политическая ситуация, возникнут ли какие-то иные потоки туристов в Крым, кроме российского. Если значительных внешних потоков не будет, Крым так и будет вынужден конкурировать с Краснодарским краем прежде всего ценой».
Очевидно, что привлекательность вложений в крымский туризм для внешних российских игроков будет в значительной степени определяться тем, насколько прозрачную систему правил игры удастся выстроить властям для «доморощенного» курортного бизнеса. Цена вопроса в данном случае измеряется в десятках миллиардов рублей доходов компаний и индивидуальных предпринимателей и в сотнях миллионов рублей налоговых поступлений для бюджета.
По данным Крымстата, в не самом удачном для турбизнеса 2017 году доходы «официального» гостиничного сегмента в Крыму превысили 23 миллиарда рублей. Если вспомнить приведённую выше оценку, что половина этого бизнеса находится в тени, то примерно в такую же сумму можно в очень общем приближении оценить и оборот тех, кто работает под «серым» или «чёрным» флагом.
Учитывая же существенный прирост турпотока в прошлом году, только объём услуг по размещению гостей в Крыму, скорее всего, приблизился к миллиарду долларов, и это не считая смежных сегментов, таких как общепит, транспорт, розничная торговля и так далее, где доля теневой экономики также высока. В прошлом году власти Крыма отчитались о росте прямых налоговых поступлений от туристской отрасли в региональный бюджет на 26,6%, но такая динамика в целом соответствует приросту турпотока. Основные баталии вокруг «обеления» крымского туризма ещё впереди и едва ли обойдутся без серьёзных конфликтов.
Николай Проценко
Фото pixabay.com