Крымское предпринимательство стремительно молодеет. Число бизнесменов в возрасте до 25 лет за последние два года увеличилось с 6% до 8,7%, а в возрасте до 35 лет — на 34%. И такая тенденция отмечается в целом по России.
Открытие собственного дела требует определённых знаний и навыков. При этом, согласно исследованиям, большинство предпринимателей были в школе хорошистами, а то и вовсе троечниками. Существует ли связь между школьными оценками и успехом в бизнесе, разбирался ForPost.
«Неровные ученики» и харизматики
Больше половины предпринимателей признались, что в школе были хорошистами. Около четверти учились на тройки, а отличником оказался лишь каждый десятый, — таковы результаты исследования бухгалтерии для бизнеса «Моё дело». Остальные респонденты называли себя «неровными учениками» — теми, кто мог получить как двойку, так и пятёрку. Были и харизматики, которым помогало умение договариваться, а не зубрёжка.
Среди школьных навыков, пригодившихся в бизнесе, первое место, судя по результатам опроса, уверенно заняли системность и дисциплина: этот вариант выбрали почти половина опрошенных (48%). Четверть участников опроса назвали важным умение выкручиваться из сложных ситуаций, каждый седьмой (15%) — способность искать нестандартные решения, ещё 17% — умение договариваться и находить общий язык с людьми.

При этом более половины опрошенных предпринимателей считают, что главный пробел школьного образования — это отсутствие такой дисциплины, как финансовая грамотность. Также многие из респондентов отметили, что хотели бы видеть в школьной программе психологию, управление стрессом, основы бизнеса, экономики и налогообложения.
Примечательно, что бывшие отличники чаще других развивают бизнес в образовании, производстве и финансах. Школьные хорошисты впоследствии в основном открывают своё дело в сфере услуг, финансов и бухгалтерии, ритейла и строительства. А вот троечники, согласно данным проводивших опрос аналитиков, чаще всего представлены в IT, производстве и ритейле.
Не зубрить, а договариваться
ForPost решил поинтересоваться у крымских молодых предпринимателей, как они учились в школе и какие полученные знания и умения им в дальнейшем пригодились.
Так, владелец сети кофеен «COOL DAY CAFE» на севере Крыма Антон Абрамов не скрывает, что в школе был троечником. Но из школьных стен он вынес очень важный навык, который помог ему в бизнесе — это умение договариваться с людьми.
«Я учился из-под палки, часто и поведение хромало, — смеётся собеседник издания. — Мне легко давались литература, труды, физкультура и я очень любил рисовать. А вот с химией и физикой было тяжеловато».

Тем не менее свои способности к рисованию Антон смог использовать в нужном русле. Парень вызвался изображать разных исторических личностей, военные сражения и многое другое для наглядного показа на уроках истории. Учитель поддержал инициативу школьника. А преподавателю алгебры и геометрии Антон помогал искать в интернете нужную для уроков литературу, ведь люди в возрасте не всегда дружат с компьютером.
Взамен учителя прощали ему некоторые пробелы в знаниях, признаётся собеседник издания.
«Спустя годы могу с уверенностью сказать, что оценки в школе — это не самое главное. Важно научиться общаться, находить какие-то нестандартные решения, быть готовым идти на риск», — поделился своим мнением предприниматель.
Вырастить картофель не научат в школе
А вот глава фермерского хозяйства из Красногвардейского района Салиме Ефимова считает, что построить успешный бизнес шансов больше у тех, кто учился хорошо.
Сама собеседница издания окончила школу с хорошим аттестатом (все четвёрки и пятёрки и только одна тройка), поступила в медицинский колледж, думала посвятить себя медицине. Но жизнь распорядилась иначе: волею судьбы девушка стала фермером, поскольку пришлось влиться в семейный бизнес по выращиванию овощей.

Чтобы быть успешным в этом деле, нужно не только получить хороший урожай, но и продать его. А для этого важно анализировать ситуацию на рынке и быть в курсе всех тенденций, отметила Салиме Ефимова.
«Выработке стратегии и продвижению бизнеса не учат в школе. Этому приходится учиться самому. Но решение задач по математике способствует развитию логики, а это важно в своём деле», — уверена фермер.
Важна мотивация
Не каждый отличник умеет преодолевать трудности и достигать в жизни высоких результатов своими знаниями и инициативностью. Но и не каждый троечник — это человек со средними амбициями, который бежит от трудностей. От однозначных штампов по отношению к школьникам предостерегла в беседе с ForPost эксперт по семейной конфликтологии Анна Антонец.
Как напомнила специалист, многие дети, которые получают тройки по школьным предметам, могут иметь способности и таланты в других сферах.
«Они, например, становятся хорошими спортсменами. Или высокопрофессиональными музыкантами или художниками», — рассказала психолог.
К тому же, по словам Анны Антонец, бывает так, что в определённый жизненный период ребёнок не может справиться с эмоциями, какими-то личными обстоятельствами, и у него не получается сфокусироваться на учёбе. Или, к примеру, не сложились отношения с учителем. Всё это в конечном итоге отражается на оценках.
Поэтому делать какие-то выводы об успехе в жизни на основании школьной успеваемости неправильно, подытожила психолог.
«Важны внутренняя мотивация ребёнка и его желание чего-то достичь в жизни», — пояснила она.

Впрочем, плохие оценки – далеко не самая большая проблема в школьном периоде жизни современных детей. Всё чаще в соцсетях появляются истории о плачевных последствиях школьного буллинга. Год назад опрос ВЦИОМ показал, что более трети россиян знакомы с этой проблемой не понаслышке. И Крым, увы, не является исключением: совсем недавно одна такая история в симферопольской школе чуть не закончилась гибелью шестиклассницы.
Юлия Суконкина
Фото: из личного архива Антона Абрамова, из личного архива Салиме Ефимовой, Арина Розанова|ForPost|нейросеть Freepik
