В школах Крыма буллинг остаётся прискорбной нормой, хотя причины травли одного ребёнка группой одноклассников хорошо изучены и известны. Почему же не удаётся избавить от этого зла крымские учебные заведения, в которых работают психологи, разбирался ForPost.
Страшный пятый класс
Как оказалось, более трети россиян знакомы с буллингом не понаслышке, в том числе каждый четвёртый (25% от общего числа опрошенных) сталкивался с травлей в школе. Об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В основном речь идёт о травле учеников, но 31% респондентов рассказали о таком явлении со стороны учителей.
Серьёзность этой проблемы подтверждается и тем, что в Госдуме РФ готовят законопроект о борьбе с травлей в школах. В этом документе дадут определение понятию «травля», а школы обяжут передавать данные «детей-агрессоров» в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нарушителям школьного порядка грозит «курс исправления» — участие в волонтёрских проектах и работа с психологом, сообщают РБК.
То, что в крымских школах буллинг широко распространён, подтвердила в беседе с ForPost эксперт по семейной конфликтологии Анна Антонец. Каждое третье обращение к специалисту связано именно с проблемой травли или с преодолением её последствий.
Самым уязвимым по части травли, отмечает психолог, является пятый класс. Ближе к двенадцатилетнему возрасту в группах детей начинается «прощупывание» слабостей и сильных сторон друг друга, а также борьба за лидерство, теневой стороной которой и может стать буллинг.
«Объектом травли может стать любой ребёнок. Часто начинается с прощупывания всех подряд, кто выдал реакцию, того и будут травить. Это может быть и объект зависти, например, ребёнок с дорогим телефоном или тот, кто отличается от других по внешности: росту, весу, форме ушей. Основная мотивация травли — почувствовать своё лидерство», — поясняет Анна Антонец.
По словам эксперта, в таких ситуациях родители и педагоги часто допускают одну ошибку. Виновником «назначают» либо саму жертву травли (утвердиться в классе мешает низкая самооценка), либо организатора буллинга. Упускается одна немаловажная деталь — в такого рода конфликтах участвует группа детей.
«Если есть жертва и преследователь, то есть и свидетели, ради которых всё это разыгрывается. Это проблема взаимоотношений в целом. У детей нет понимания: один за всех и все за одного», — поясняет психолог.
Очень важно как можно раньше начать учить детей контактировать друг с другом и правильно разрешать возникающие конфликты. По мере взросления проблема будет только усугубляться, предупреждает Анна Антонец.
Психология, политика и дворники
Восьмиклассница одной из симферопольских школ Алина рассказала ForPost, как к проблеме буллинга относятся учителя и школьный психолог.
«В нашем классе есть пример буллинга: в прошлом году у нас появился новый ученик — мальчик переехал в Крым с Украины, одноклассники его сразу начали “буллить”. Он полный и у него проблемы с учёбой: он много пропустил», — рассказывает девочка.
Дело даже несколько раз доходило до драки, но в основном ребёнка обзывают и смеются над ним.
Можно было бы предположить, что учителя не знают о травле, поскольку нападки в основном происходят на переменах. Однако, когда на уроке кто-то из детей оскорбляет новенького, учитель, как правило, делает вид, что ничего не слышат, заметила Алина. Классному руководителю никто не жаловался, уточнила она.
«Ябедничать вообще не вариант, за это только больше будут “буллить”», — пояснила нюансы «школьного этикета» девочка.
Школьный психолог, по словам юной собеседницы ForPost, тоже в ситуацию не вмешивается: специалист не сделал ничего, чтобы помочь новенькому влиться в коллектив. У учащихся сложилась уверенность, что «врачевателя душ» мало интересует обстановка в классах, взаимоотношения между детьми.
«Психолог заходит в класс раз в пару месяцев и у него в основном три темы для разговора: мы не должны курить «ашки» (электронные сигареты — Прим.), из-за этого нас могут поставить на учёт или, если мы будем делать что-то противозаконное, оштрафуют наших родителей, а если не будем учиться, то пойдём в дворники. Не помню, чтобы с нами говорили о буллинге или спрашивали, как мы себя чувствуем в моральном плане», — рассказывает девочка.
В целом Алина характеризует свой класс как не очень дружный.
«У нас группы по интересам: есть популярные ребята, которые своей компанией общаются и за пределами школы, они курят «ашки». Есть компания мальчиков, которые сидят на задних партах и всё время втыкают в телефон. А есть ребята, которые ни к одной из этих компаний не относятся, их большинство — они не изгои, но с ними другие не горят желанием общаться, но их и не “буллят”», — описывает школьница.
Симферопольская школьница поделилась с изданием своим рецептом преодоления буллинга: учителям надо больше уделять времени и внимания детям, говорить с ребятами о том, что интересно именно им.
«На классном часе надо говорить с нами не о политике, а о том, что нас действительно волнует: прочитайте какую-нибудь психологическую лекцию про подростков, чтобы мы лучше поняли себя и свой переходный возраст. Говорить надо о том, что не понимать какой-то конкретный предмет — это нормально, ты можешь не разбираться в одном, но понимать другое и ты не пойдёшь в дворнике, если не сдашь математику или физику. Вот об этом надо говорить с детьми, а не о политике!», — уверена Алина.
«Склеить» коллектив
Травли не бывает в контролируемом взрослыми детском коллективе, где есть какие-то скрепляющие факторы, считает эксперт по семейной конфликтологии Анна Антонец.
«У детей есть важная потребность найти своё место в коллективе. А взрослые должны научить их взаимодействовать между собой. В ситуациях с травлей взрослым надо анализировать, когда и с чего всё это началось. Почему у детей нет других способов «склеиться», почему они по-другому не могут выделиться и найти точки соприкосновения», — поясняет психолог.
По наблюдению специалиста, в некоторых крымских школах ответственно подходят к проблеме буллинга, понимая, насколько такое явление травмирует детей. Например, приглашают в школы медиаторов — специалистов по конфликтам, которые разбирают с детьми сложные ситуации.
«Есть школы, где проводится много мероприятий по сплочению детей, большое внимание уделяют вопросам общения ребят между собой, выясняют, есть ли у них друзья», — перечислила позитивные примеры Анна Антонец.
Остро проблема школьной травли обстоит в Севастополе. Как рассказывал ForPost, буллинг довёл севастопольскую школьницу до больницы и смены школы. Одноклассники портили личные вещи девочки, унижали её, преследовали. Классный руководитель и администрация школы ничего не сделали для урегулирования конфликта.
В 2021 году ученица четвёртого класса одной из севастопольских школ принесла на уроки нож для защиты от одноклассников. К счастью, никто не пострадал. Как оказалось, на такой отчаянный шаг девочка решилась из-за травли одноклассников.
Влада Браилова
Фото: Арина Розанова|нейросеть Freepik|ForPost; ФГБУ «Заповедный Крым»|Telegram
Обсуждение (11)
Из личного опыта. Чтобы избежать травли, занимайтесь спортом, желательно, силовым - турничок, гири, гантели. Из секций - дзюдо, борьба, карате. Поверьте, вас будут не травить, а уважать, даже те, кто прослыл на районе хулиганом и бандитом. Самое трудное, не стать таким же хулиганом и бандитом. Травят, как правило, тех, кто не может за себя постоять. У детей ещё не полностью развито чувство осознания своих поступков, и поэтому, у них преобладают инстинкты. А инстинкт - это право сильного. Приучайте своих детей к спорту.
alexveb1,
Поддерживаю. Это явление было в школах ещё во времена СССР. И проблема решалась моментально прицельным ударом в бубен.
Потому что классы есть, а коллективов в них - нет. Каждый сам по себе, а объединение внутри классов по микрогруппам происходит само по себе, безо всякого участия администраций и учителей.
не из Украины а с Украины
Да не надо ничего выдумывать и искать новые пути ... !!! У моих приятелей в Санкт-Петербурге, их родная тетя работает директором в обычной средней школе ...и вот как они рассказывали, по словам их родственницы: что, если там , в её петербургской средней школе выявляют какого-нибудь несовершеннолетнего маленького негодяйчика, который - и морально и физически "троллит" - какого нибудь своего одноклассника ( сверстника) ...то после предупреждения, беседы с ним и постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних - его , при повторных и следующих проявлениях агрессии и физических оскорблений ... практически в ту же неделю-две... подготавливают необходимые бумаги и через соответствующие инстанции отправляют в САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ закрытого типа, что расположено в Санкт-Петербурге, в его городе-спутнике Колпино ! И там, в среде таких же малолетних хулиганов и обидчиков, его самого уже, ждут не самые приятные и лёгкие дни , где уже некого троллить ...а, наоборот приходится самому, СОВСЕМ В ИНЫХ УСЛОВИЯХ ... тяжело, туго и лихо доказывать в новом коллективе - своё место ... "под солнцем"!
И все по закону : Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)
Так в чем проблема..? , ответственным должностным лицам наших севастопольских школ - поступать по вышеуказанному Федеральному закону , т.е. - в случае неисправления ( после месяца = бесед, предупреждений и постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних ) подготавливать соответствующие бумаги и через соответствующие инстанции , отправлять этих несовершеннолетних правонарушителей в такие закрытые "спецшколы" ..?
P.S. Именно там, как указано, на официальном сайте этого специального учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, что = Главная цель в работе с такими подростками - это психолого-медико-педагогическая реабилитация, социальная адаптация и коррекция девиантного и делинквентного поведения воспитанников.
Источники : - https://base.garant.ru/12116087/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/?ysclid=m1nhrmikqd651305924
- https://spb-specpu.ru/
Иллюзионистъ,
А у нас в городе есть такие школы?
Смутно вспоминаю, что-то похожее происходило в классе наверное 3м. И не помню, чтобы я прямо сильно кому-то навалял, но пару драк было. Этого было достаточно чтобы "хулиганы" от меня отстали. Они поняли, что я как объект их внимания не очень выгодный т.к. в любом случае будет драка, будет грязная и разорванная форма со всеми вытекающими. Ну и в классе восьмом одному "дерзкому" по щам конкретно прописал без предварительных ласк. Все, почет и уважение до конца школы.
круто было в школе, когда шутят не про тебя...
gos_linux,
Издевательство не шутка. Ничего тупого "крутого".
Классическое "А король то голый" (с). Психолог - как оказалось профанация на окладе, классные часы и разговоры о влажном - просто задалбывание неокрепших умов политикой (абсолютно бесполезное, патриотами не на классных часах становятся).
Элементарно вопрос решается. Исключать из школы с соответствующей записью в электронном виде и бумажном. Дебилов нужно "лечить" кардинально. Не думаю что директор следующей школы возьмёт с удовольствием маленького уродца. Не хочет учиться, пусть мусор убирает. Ввести футбольную систему карточек. Кроме этого обязать родителей оплатить за год исключения.