Кто из нас не знает лихого Григория Мелехова, знаменитого донского казака из «Тихого Дона»? Образ этого культового героя у большинства из нас ассоциируется с актёром Петром Глебовым, который сыграл Мелехова в киноэпопее Сергея Герасимова.
Но первым, кто воплотил в кино образ черноглазого красавца-казака, стал крымчанин Андрей Абрикосов. Эта роль, ставшая для молодого симферопольца первой, открыла ему дорогу в мир советского кино. После этого он снялся ещё не в одном десятке фильмов…
В день рождения артиста ForPost вспоминает его биографию: как выходец из семьи, стоявшей у истоков русского предпринимательства, оказался беспризорником и чернорабочим, а затем стал актёром. И как причудливо его семейные корни вплелись в историю полуострова задолго до рождения актёра.
От чернорабочего к кинозвезде
Абрикосов сыграл роль Григория Мелехова в экранизации «Тихого Дона» в 1930 году. Эта первая роль в кино сходу вписала его имя в историю советского кинематографа. Потом знаменитый роман-эпопею про жизнь донских казаков, который в 1965 году получит Нобелевскую премию, экранизируют ещё не раз. Изначально первая экранизация была немым кино, в 1933 году его озвучили. Фильм был в программе первого Венецианского кинофестиваля.
На момент получения роли Абрикосову было 24 года. Режиссёры сочли идеальным его попадание в образ Мелехова. А между тем роман главный герой прочёл уже после того, как получил роль, чтобы войти в образ.
«Необычная биография. Он — правнук фабриканта, одного из богатейших людей своего времени в России Алексея Абрикосова. Отец актёра — Лев Алексеевич Абрикосов. Видимо, судьба их разбросала во время перипетий гражданской войны. Крыму в те годы, на излёте гражданской войны, досталось особо. Тогда имели место драматические и сложные сюжеты в истории семей», — рассказал киновед, историк кино Майкл Львовски.
Кстати, последний корабль с беженцами отошёл от крымских берегов 14 ноября 1920 года, в день, когда Андрею Абрикосову исполнилось 14 лет.
«Известно, что Андрей Абрикосов беспризорничал. Позже он перебрался из Крыма на Кубань, работал чернорабочим», — отметил Майкл Львовски.
Читайте по теме: Крымские адреса и вехи несравнимой Фаины Раневской
Возможно, именно то, что Абрикосов своими глазами видел изнанку гражданской войны, как она разрывает в клочья семьи, калечит людские судьбы, ставит братьев по разные стороны баррикад, и делает его исполнение роли Мелехова таким особенным.
«Всего десять лет прошло с момента окончания гражданской войны. С этой точки зрения роль особо примечательна. Какие-то моменты книги Абрикосов должен был чувствовать особо хорошо. Если не в части казачьего народного менталитета, то в части трагичности гражданской войны», — добавил Майкл Львовски.
После этого Абрикосов снялся ещё в ряде ролей советского кино. В фильме «Свадьба в Малиновке» 1967 года он сыграл Балясного. В этом же фильме снялся сын Андрея Абрикосова, Григорий Абрикосов — в роли сына Балясного, атамана Грициана Таврического.
Но задолго до того, как стать своеобразной кино-династией, фамилия Абрикосовых уже успела прославиться в совсем иной ипостаси.
Как Симферополь временно стал «сладкой столицей» России
Прадедом Андрея Абрикосова был русский фабрикант Алексей Абрикосов, жизнь которого также оказалась связана с Крымом.
«Это очень интересная фигура. Человек, который стоял у истоков традиций русского предпринимательства. Мы снимали о нём, о крымском этапе его биографии, документальный фильм», — рассказал ForPost режиссёр Одиссей Пипия.
Товарищество «Абрикосов и сыновья» сейчас известно, как концерн «Бабаевский». В Российской империи оно входило в тройку крупнейших кондитерских предприятий: только шоколада производили около 80 видов. Особое место занимало производство глазированных фруктов. Оно и привело Абрикосова в Симферополь.
В 1879 году он приобрёл участок земли у крымского купца Цапли, на тот момент не афишируя цели покупки. Тогда люди с достатком часто вкладывались в землю в Крыму, но ценились участки у моря. Зачем Абрикосову понадобилась земля в Симферополе, озадачило тогда многих.
Между тем, это было отличным предпринимательским ходом. Половину участка заняли сады, половину — помещения фабрики, где и делали глазированные фрукты. Таким образом, отпадала необходимость в их транспортировке после сбора урожая на фабрику. А нахождение в Симферополе, который уже тогда считался относительно крупным городом, решало вопрос с рабочей силой.
По сути, производство было безотходным. Самые лучшие, отборные фрукты покрывали глазурью. Глазировали даже арбузы. Фрукты похуже шли на компоты, джемы, пастилу и так далее.
Читайте по теме: Достоевские в Крыму: что известно о судьбе родственников великого классика
На симферопольской фабрике внедрялись все доступные на тот момент технологии. Действовали передовые по тем временам порядки — например, фиксированный 12-часовой рабочий день с 6 часов утра. На московской фабрике Абрикосова он был ещё короче — 10 часов. Сегодня это звучит сурово, но тогда и 12 часов было социальным достижением. Для обычного крестьянина работа на такой фабрике становилась «шагом вверх» в социальном положении и образе жизни. Зарплата была относительно высокой, от 125 рублей в месяц в 1900 году.
Но и требования были непростыми. Такая политика «пряника и кнута» повышала производительность труда.
Были у Абрикосова на производстве, как бы сказали сейчас, и другие «фишки» эффективного менеджмента. К примеру, свою продукцию работники могли получить по цене в 10 раз меньше магазинной. Таким образом на фабрике боролись с «несунами» — неизбывной проблемой почти любого производства и по сей день. Ведь какой смысл выносить «под полой» товар, рискуя рабочим местом, если он и так стоит буквально копейки?
В XXI веке Алексея Абрикосова назвали бы и хорошо разбирающимся в маркетинге. Предприимчивый кондитер огромное значение придавал красивой упаковке и рекламе. Так, на Пасху фабрика выпускала шоколадные яйца с игрушкой внутри — можно сказать, прообраз «киндер-сюрпризов». А на Рождество — шоколадные игрушки на ёлку, которые после праздника можно было съесть.
На фабрике Абрикосова в Симферополе трудились 600 рабочих. Для работников построили общежития. Одно из них сохранилось в Симферополе до наших дней, и известно, как «дом Абрикосова» (хотя сам он никогда в нём не жил). Вместо обычных по тем временам бараков с нарами каждой семье предоставлялась отдельная комната, а холостым мужчинам и женщинам — одна комната на двоих.
По воскресеньям в фабричной столовой всем работникам показывали бесплатное кино.
Сохранившийся в Симферополе Дом Абрикосова.
Уже вслед за Абрикосовым производство в Симферополь перенёс другой крупнейший кондитер того времени, Эйнем. В некотором роде Симферополь недолго, но был «фруктово-кондитерской столицей» России. Глазированные фрукты фабрики Абрикосова в 1900-м году в Париже стали даже украшением Всемирной выставки в Париже…
В годы первой мировой войны крымская фабрика перешла на производство мясных консервов для солдат. Преемником предприятия после прихода советской власти стал консервный завод им. Кирова.
Андрей Брегов
Фото: Пелагея Попова|ForPost
Обсуждение (2)
Спасибо за познавательную информацию, очень интересно.
кстати можно понять почему утвердили на роль, действительно типаж, у Мелеховых ж прозвище было "турки", из-за прабабки привезённой с похода в Турцию