Чтобы свести к минимуму поставки фальсификата, правительство собирается внедрить систему прослеживаемости топлива от нефтеперерабатывающего завода до бензобака.
Пилотный проект такой системы будет реализован в первой половине 2019 года на территории Северо-Западного федерального округа, рассказал "РГ" министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Решение об этом принято специальной межведомственной рабочей группой, созданной при Росстандарте в рамках госкомиссии по борьбе с контрафактом, которую возглавляет Мантуров. В рабочую группу вошли представители ведомств, нефтяных компаний и экспертного сообщества.
"В рамках рабочей группы прорабатываются вопросы архитектуры и внедрения системы прослеживаемости топлива от НПЗ до бензобака", - сообщил глава Минпромторга.
Прослеживаться будут количественные и качественные характеристики топлива. Одно обычно прямо вытекает из другого: если с завода ушло 100 тонн топлива, то по бензобакам не может быть разлито 120 тонн.
Сейчас, однако, фальсификат именно так и появляется: к качественному бензину с НПЗ подмешивается продукт с мини-НПЗ, либо к АИ-95 добавляют прямогонный бензин или же к дизтопливу - судовое или печное топливо, у которого массовая доля серы зашкаливает. Потом эти гремучие смеси под легальными документами поступают на заправки.
"Система прослеживаемости как раз и покажет, где произошло подмешивание - на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже непосредственно в резервуарах АЗС. Это позволит понять, что мы заливаем в бензобак, а обнаружившаяся "неучтенка" топлива в одном из звеньев этой цепочки (за пределами метрологической погрешности) станет для контролеров ключевым индикатором риска, который укажет на необходимость внеплановой проверки", - пояснил "Российской газете" Денис Мантуров.
Участие в пилотном проекте для НПЗ, нефтебаз и АЗС будет добровольным - инициативу проявили сами участники рынка. Источниками данных станут информационные системы вертикально-интегрированных компаний и участников Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, агрегировать их будет Росстандарт. По итогам эксперимента ведомство должно разработать механизм всероссийской системы прослеживаемости.
Правительству предстоит определить требования к каналам и формату передачи данных, выбрать независимого оператора системы и подготовить проекты поправок, в том числе определиться с санкциями за отказ передавать данные и за заведомо ложные данные. В рабочей группе при Госкомиссии по борьбе с контрафактом намечают развертывание системы прослеживаемости на 2020 год.
Ранее принятые меры по зачистке рынка от фальсификата и контрафакта дали свой эффект, но не решили всех проблем. Власти готовят и еще нескольких инициатив, которые должны смягчить проблему некачественного топлива до введения системы прослеживаемости.
Во-первых, контролеры Росстандарта получат право проводить контрольные закупки без предварительного уведомления владельца АЗС или нефтебазы. Поправки об этом в законы о техническом регулировании и защите прав юрлиц уже вносились в правительство РФ, но вызвали замечания Минэкономразвития. В ближайшее время доработанные поправки будут внесены Минпромторгом повторно.
Во-вторых, контролеры получат право практически мгновенно приостанавливать продажу подозрительного топлива, не дожидаясь результатов его лабораторных испытаний. Соответствующие поправки в закон о техническом регулировании уже были одобрены Госкомиссией по борьбе с контрафактом и в декабре направлены Росстандартом в Минпромторг.
Наконец, в-третьих, заправкам запретят продавать "газойли" - дешевое топливо, популярное в небогатых регионах с большим парком старых грузовиков.
Обсуждение (6)
А в 1980 году будет коммунизм.
А контролировать контролёров кто будет? Чего тогда не хотят ввести уголовную ответственность и конфискацию по подобным эпизодам? Это все профанация, не более
Анализ стоит денег. Одно дело, когда анализ делается на партию в 1000 тон, а другое, если начнут требовать делать анализ на каждую ёмкость на заправке.
Это добавит пару-тройку рублей к стоимости литра.
Правительство создаёт очередную структуру, которая нам будет продавать нашу "безопасность". Ну и, как создаст, отдаст её в крепкие частные свои руки.
Надо проверять работу аппаратуры АЗС. Уже несколько раз на дергачевской заправке ATANа в 70 и 40 литровый бак "при заправке до отстрела пистолета" влезло на 5% больше. При Украине входило топлива больше, чем объем топливного бака только когда устанавливал машину под уклон и заправлял максимально "под горловину" с покачиванием машины для выхода воздуха из бака.
Прямо мазахизм какои-то. Пчелы, наконец, "забороли" мед.
Прочитал статью и плечи расправились сами собой!
Вот молодцы! Правильно! Почему раньше не додумались до такого!
Теперь я спокоен за своего стального коня. Только надо скорректировать его заводские ТТХ. Объем бензобака точно знают на заправках - не 45 литров, а все 50!