В центре Севастополя произошёл очередной акт вандализма: на этот раз «художники» добрались до стены напротив памятника Затопленным кораблям, где установлена памятная доска о расстреле мятежных матросов с крейсера «Очаков».
Стену стали «украшать» не только автографы, но и ссылки на странички вандалов в социальных сетях.
Как уже сообщал ForPost, некоторые из авторов отреклись от своих художеств, заявив, что ссылки на их страницы сделали одноклассники. И всё-таки надеемся, что виновные будут найдены и понесут наказание.
Однако это происшествие, по словам историка, зампредседателя Севастопольского регионального отделения ВООПИиК Степана Самошина, привлекло внимание к целому комплексу проблем.
Во-первых, оказалось, что стенка рядом с памятником, на которой висит мемориальная доска, не является объектом культурного наследия.
«Объектом культурного наследия является только сам монумент. Это неправильно — на мой взгляд, стенка с якорями является его неотъемлемой частью. Я считаю, нужно изменить границы территории», — говорит Степан.
Во-вторых, сама доска, подчёркивает Степан Самошин, вводит людей в заблуждение. Речь идёт не о казни моряков с мятежного крейсера (несколько приговорённых к расстрелу, в том числе сам лейтенант Шмидт, были казнены на острове Березань, в 8 километрах от г. Очаков), а о том дне, когда орудия вели огонь по восставшим кораблям.
«С Приморского бульвара — вид на узкую и длинную бухту, обнесённую каменным парапетом. Посредине бухты огромный костёр, от которого слепнут глаза и вода кажется чёрной, как чернила. Три четверти гигантского крейсера — сплошное пламя. Остаётся целым только кусочек корабельного носа, и в него упёрлись неподвижно лучами своих прожекторов „Ростислав”, „Три святителя”, „XII апостолов”. Когда пламя пожара вспыхивает ярче, мы видим, как на бронированной башне крейсера, на круглом высоком балкончике, вдруг выделяются маленькие чёрные человеческие фигуры. До них полторы версты, но глаз видит их ясно», — так описывал этот кошмар потрясённый Александр Куприн в очерке «События в Севастополе».
Ни одно из «ужасных, потрясающих, отвратительных событий», которые ему приходилось видеть, не могут, по словам Куприна, сравниться с расстрелом «Очакова».
«Никогда, вероятно, до самой смерти, не забуду я этой чёрной воды и этого громадного пылающего здания, этого последнего слова техники, осуждённого вместе с сотнями человеческих жизней на смерть сумасбродной волей одного человека. Нет, пусть никто не подумает, что адмирал Чухнин рисуется здесь в кровавом свете этого пожара, как демонический образ. Он просто чувствовал себя безнаказанным», — пишет он.
Орудия, конечно, стреляли не с Приморского бульвара. Однако оттуда, по приведённым писателем свидетельствам, велась стрельба по несчастным, пытавшимся спастись.
«По катеру с ранеными, отвалившему от „Очакова”, стреляли картечью… Бросавшихся вплавь расстреливали пулемётами… Опять лопается броневая обшивка. Больше не слышно криков. Душит бессильная злоба; сознание беспомощности, неудовлетворённая, невозможная месть. Мы уезжаем. Крейсер горит до утра», — вспоминал Куприн.
Однако точное место, с котрого вклась стрельба, под вопросом. Поэтому установить доску, в принципе, можно было в любой другой точке Приморского бульвара.
«Доска со словами „на месте расстрела”, которая была установлена в советское время, вводит людей в заблуждение и вмешивается в другой мемориальный объект — памятник Затопленным кораблям», — считает Степан Самошин.
Не место здесь, добавляет он, и прожекторам — они портят вид и ржавеют, что для стены не полезно. Их вполне можно укрепить на опорах освещения.
«Эти проблемы я считаю более серьёзными. А против вандализма помог бы флотский патруль в центре города (да это и красиво к тому же)», — говорит историк.
С проявлениями вандализма действительно нужно что-то делать. Причём до, а не после того, как надписи и рисунки, которые хочется назвать наскальными, уже появились. Ни увещевания, ни показное раскаяние предшественников, судя по всему, на вандалов не действуют.
Ольга Смирнова
Обсуждение (35)
Нанесение надписей и рисунков, искажающих первоначальный облик строения или конструкции уже вандализм. В закон нужно внести изменения. А то мелкое хулиганство полицейские расследовать не станут
"Киса и Ося здесь были". Надписи - это следствие, а причины намного глубже. Отсутствие духовности, воспитания. По ящику - одни "телепузики" с чернухой по всем программам. Дети не вылазят из смартфонов. А там ...
За бездействие полиции будут отдуваться военные патрули!? Военным больше делать нечего!
Может, Самошина что-то и вводит в заблуждение, но стрельба с этого места по плывущим туда в надежде спастить людям - это и называется "расстрел". Для этого необязательно "ставить к стенке", как, видимо, шаблонно считает Самошин. Не знаю, какой уж из Самошина "историк", но в советских учебниках истории как раз об этом и рассказывалось. И что означает - "беспардонно установлена"? Беспардонно установлен памятник белогвардейцам, а это - память о трагическом событии, которое, вопреки личному мнению Самошина, имело место быть, что подтверждается вполне достоверными источниками.
Однако это происшествие, по словам историка, зампредседателя Севастопольского регионального отделения ВООПИиК Степана Самошина, привлекло внимание к целому комплексу проблем.
Главная тут проблема еще в другом, в возможностях разных вредителей. Если это не спланированная подстава, а банальное хулигпнство малолеток, то виновного 90% найдут и естественно накажут в соответствии с законом. Попутно от общественности получат родители порицания... а можно ли за ухо отаскать реконструкторов Херсонеса? Или дать ремня одному хозяину дворца с аквадискотекой, который нам попутно строя культур- мультур кластер древние обькты бетоном заливает?
В программе ЕГЭ ни слова про памятники. Они и не знают, что за табличка. Не говоря уже об уважении.
Если стена не памятник, то и противоправных действий нет. Целостность стены не нарушенна.
В соответствии с каким законом?
Вообще то задолбали уже с терминами "историческое наследие" - лишняя кормушка куче бездельников. Разве не должно быть бережное отношение ко всему городу? Или на стене Приморского нельзя писать, а на стенах домов можно и писать клеить всякую хрень? А как назвать в городском правительстве тех, кто затеял ремонт Ракушки на том же Приморском и жители и гости уже несколько лет не могут пользоваться тем, что было в хорошем состоянии и РАБОТАЛО! Иначе как "вандалами" не получается.... И где все эти "работнички" - зашитники исторического наследия?
В Севастополе никого эта доска в заблуждение никогда не вводила, все прекрасно знали, про какой расстрел ведётся речь почему доска и памятник Затопленным кораблям говорят о разных событиях. Не держите людей за полных идиотов, все прекрасно разбираются в истории и знают где найти информацию.
to SevMax@: в Вашими убеждениями можно безнаказанно изрисовать все стены в городе .Назовете, может быть , свой адрес - начинают пускай с дома, где обитаете.
О мифе про расстрел и появлении доски – лучший специалист по ПЗК Владимир Салтанов:
https://youtu.be/MCpbiPVHbZM?t=104
Не вдаваясь в исторические подробности,в словах историка об отнесении подпорной стены, на которой расположен памятный знак, к объектам культурного наследия, а, следовательно, установлению границ его охраны, есть здравый смысл. Даже, несмотря на то, что в непосредственной близости от него находится другой памятник истории, внесённый в реестр ОКН. Это касается не только этого места. Сама мемориальная доска- места расстрела революционных моряков, как объект культурного наследия, закреплен за ГУПС « Благоустройство Севастополя» и находится под его защитой.
http://wunderwafe.ru/WeaponBook/Ochakov/chap07.html
to Cтепан Самошин:
В ссылке - просто слова. Это даже не "разоблачение мифа", а просто необоснованное и ничем не подкреплённое, а потому - голословное утверждение.
В статье, кстати, приводятся цитаты Куприна, утверждающие, что стреляли как раз со стороны Приморского бульвара. А где архивные документы, опровергающие это, и подтверждающие заявление "лучшего специалиста" о том, что стреляли, оказывается, "с другого берега"?
Мои убеждения основанны на конституции РФ. Где не запрешенно - там и можно.
Такие надписи микроскопические написанные на моем доме, меня лично никак не возмущали бы... я бы в ответ чего-нибудь написал... Сейчас старые надписи на стенах - считаются культурным наследием.
to Cтепан Самошин: При всем уважении - сказанное Салтановым несколько противоречит сказанному Куприным, а тот как бы был на месте событий. В целом все правильно: формулировка на доске не совсем точная, правильнее было бы написать "рассрел корабля". Но Салтанов говорит, что с Приморского вообще не стреляли. И тут я больше верю Куприну.
to olga-smirnova2006:
Я бы сказал менее дипломатично: сказанное Салтановым - ложь. А насчёт формулировки на доске, то тут я с Вами не соглашусь - с Приморского стреляли всё же не по кораблю, а по плывущим людям, поэтому "расстрел корабля" - это менее точно, чем "расстрел матросов"...
to Serggio: Не надо так говорить о человеке, искренне любящем город. У нас была очень хорошая (не моя, поэтому говорю смело)) статья о нем и Памятнике затопленным кораблям, о котором Салтанов знает больше, чем кто-либо. Вот ссылка
Те, кто утверждает, что стреляли с Северной стороны не задумывались, что тогда стрельба велась бы и по Приморскому и по городу? Салтанов и Самошин ничего не слышали о балистике, рикошете? Тиражируют неправду, даже не придумав внятного обоснования. Самошин разочаровал. Всегда поддерживал, а тут такая беспардонность.
КСТА: Город можно и любить для себя, а севастопольцев, живущих в нём, нет.
to SevMax@: Так мы далеко зайти можем.
В Конституции не всё написано.
Думаю, что там не написано, что на стенах домов, на лестницах (любых), на дорожных знаках, городских скамейках, на лицах и телах людей и т.д. писать категорически нельзя.
Стена с памятной доской находится на территории ОКН "Приморский бульвар",поэтому подлежит охране,как и остальные объекты на территории ОКН.
История с "Ракушкой" тому подтверждение.
to SevMax@:
;
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Там еще не написано, что на порог гадить нельзя, так что отнеситесь с пониманием, если на своем пороге найдете кучу дерьма - конституцией не запрещено!
"Раздайте маркеры, поручик, деткам"...
Лахновские наступают.
Вангую: не без цели попилить немножко денег демонтируют, установят вместо помятник/табличку примирению/покаянию/просветлению/недержанию (нужное подчеркнуть), торжественно откроют с перерезанием красной ленточки в компании казаков и других городских сумасшедших.
По тому, что делается в городе, возникает вопрос: А сам Севастополь - это объект культурного наследия или как ?
to GP:
Сам Севастополь - это историческое поселение федерального значения (Приказ Минкультуры РФ от 11.01.2016 № 2).
Обратите внимание на статус и фактичекое состояние остатков акведука в Ушаковой и Аполлоновой балках и состояние прилегающей к ним территории.
Доска должа висеть именно в том виде, в каком ее повесили, а экскурсоводы расскажут детали. Когда кого и где.
я вот не пойму является эта стена памятником или обьектом культурного наследия или нет в чем разница? это центр города а какие то дебилы ее разрисовали-это как минимум хулиганство! вы спорите расстреливали от туда матросов с Очакова или нет!!!!!!!!!! да какая нафиг разница в данном конкретном случае! давайте им премию дадим на маркеры да на балончики с краской от туда ведь матросов не расстреливали ? вы еще скажите что Павел Степанович Нахимов никогда не стоял на том месте где его памятник стоит что теперь всяким недоумкам его разрисовывать можно?
Большое спасибо Степану Самошину за особое внимание к этой теме!
Теперь немного истории… По крейсеру «Очаков» вели огонь: Константиновская батарея; Михайловская батарея; батарея № 4 (Северная сторона); флагманский броненосец «Ростислав» (бочка № 5); броненосец «Три Святителя» (бочка № 7); броненосец Двенадцать Апостолов» (бочка № 9); пулемёты с Графской пристани…
До обстрела «Очакова» батареи с Исторического бульвара открыли огонь по мятежным судам, стоявшим у восточного берега Южной бухты…
Слово главному специалисту – В.В. Крестьянникову, который, будучи зам. директора музея героической обороны и освобождения Севастополя, профессионально вёл эту тему: «Матросы восставших миноносцев, находившихся в Южной бухте, на шлюпках и вплавь бросились к противоположному берегу, но были встречены ружейным и пулемётным огнём солдат Белостокского пехотного полка, расположенных по берегу Телефонной пристани и Пересыпи. Так развивались события в Южной бухте на виду широкой публики, наблюдавшей горящий «Очаков» с Приморского бульвара… …Наверное правильно было бы поставить вопрос о том, что доска с несколько изменённым текстом должна быть установлена в районе западного берега Южной бухты, где действительно расстреливали плывущих матросов, но то, что была проявлена жестокость при подавлении восстания, не вызывает сомнения.» («Слава Севастополя» 24 декабря 1992г. № 241)
В ходе изучения памятника Затопленным кораблям, неминуемо приходится изучать историю и Ноябрьского восстания в Севастополе. Потому что в центре мемориальной стены памятника Затопленным кораблям висит чёрная доска, которая превращает эту стену в «обелиск Очакова».
20 лет до неё (1955-1975), в 7 метрах правее, висела более скромная белая мраморная доска с тем же текстом. В Архиве есть её паспорт (ГАГС – Ф. 183, оп. 2, д. 84).
В этом паспорте – графа: «Описание события, с которым связан памятник». В этой графе записано следующее: «28 ноября 1905г. вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков» и других кораблях. До истечения срока ультиматума по восставшим был открыт огонь. Восстание было подавлено.» …
Надо отдать должное П.В. Гарусову. Составляя этот паспорт, он не взял грех на душу, не стал подправлять историю и выдумывать расстрел на Приморском бульваре.
Гарусов грех не взял…
А кто-то взял… Изрисовали священную стену фломастером… А до них кто-то прибил жестянку с объявлением, что «спасение не оказывается»… А кому-то нет дела, что с левого края – оползень, и кусок стены скоро обвалится… И висят ржавые прожектора с позорными проводами… И отслаивается краска с якорей… И чёрная ржавеющая плита продолжает врать, что это – не памятник Затопленным кораблям, а «расстрельная стенка»…
Что делать?
Наверно самое лучшее место для Очаковского обелиска – набережная бухты Матюшенко, где в 200 метрах от берега горел мятежный крейсер «Очаков». На этот обелиск и можно будет перенести чёрную доску, проявив тем самым должное уважение и к Памятнику Затопленным кораблям, и к памяти Ноябрьского восстания в Севастополе.
Здесь статья В. Крестьянникова в самом конце ссылки «Чугунная ложь»:
http://www.sevmb.com/recomend/sevast/p_1_at639_id990/
Здесь глава «Чёрная метка»:
http://blog.sevastopol.press/2018/12/2.html
Здесь 14 минутный рассказ о Памятнике:
https://www.youtube.com/watch?v=mkb-6ZP_iDQ
С наступающим Днём Города! Владимир Салтанов
На сйте Морской библиотеки есть статья "Символ Севастополя":
http://www.sevmb.com/recomend/sevast/p_1_at639_id331/
После неё идут ссылки. Если Вас интересуют другие проблемы памятника Затопленным кораблям, смотрите ссылку: "Утраченные фрагменты и вопросы по охранной зоне".
Владимир Салтанов
Если Вас интересует более подробная история бронзовой мачты, укреплённой (до 1975 года) на скале Монумента со стороны моря, то на сайте Морской библиотеки можно почитать:
http://www.sevmb.com/recomend/sevast/p_1_at639_id481/
Владимир Салтанов
Более подробный рассказ об истории и проблемах памятника Затопленным кораблям можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=OZawW_mmFao
Владимир Салтанов
Бывают антирекорды.
А у нас, в Севастополе, были антитрадиции, когда памятник Ленину водрузили на не свой пьедестал. Потом и Очаковскую доску повесили на не свою мемориальную стену.
Прошли годы... Наступили новые времена. И сейчас никому не придёт в голову, в память о митинге Народной воли, крепить мемориальную доску к пьедесталу памятника Нахимову. Наоборот, в 1959-м году пмятник Павлу Степановичу Нахимову вернули на свой пьедестал. А памятник Ленину обрёл собственный - на вершине центрального холма.
Придёт время, и Очаковская мемориальная доска обретёт свой - Очаковский обелиск. У нас же теперь НОВЫЕ времена?