Вновь разгорелся спор о передаче Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского в собственность Республики Крым. Сегодня горожан уговаривают согласится тем, что эта передача будет временной — для завершения реконструкции старинного здания галереи. Местные жители — в отказ, поскольку не уверены в том, что временное не обернётся постоянным.
Отрывок из завещания великого русского мариниста Ивана Айвазовского, в котором говориться о передачи галереи городу Феодосии, запечатлён на фасаде здания музея, в нём сказано: «…Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галлереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галлерее, составляли полную собственность города Феодосии. И в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галлерею) городу Феодосии, моему родному городу». Но мало кто видел документ в живую.
Ещё по теме: Удивительная прогулка по живописным пенатам Айвазовского
Завещание художника — не городская легенда, а реальный документ, нотариально заверенная копия которого храниться в фондах музея, рассказала ForPost директор галереи Татьяна Гайдук. По её словам, вопрос передачи галереи из городской собственности в республиканскую уже не обсуждается — эту информацию пока не подтвердили в минимущества Республики Крым, как и не уточнили, а есть ли альтернатива реконструкции объекта без его передачи в собственность РК.
«Это вопрос важный, в том числе и политически важный, для всех жителей Феодосии. Духовное завещание нашего великого земляка — галерея с имеющимися там картинами принадлежит городу Феодосии и феодосийцам — не будет нарушено. Тем более что и глава республики Сергей Валерьевич Аксёнов говорил об этом в ходе выездного заседания в Феодосии», — заверил глава администрации Феодосии Сергей Бовтуненко.
Компромиссом, по его словам, для проведения реконструкции на достойном уровне могло бы стать усиление управления капстроительства Феодосии необходимыми специалистами из республиканских органов власти.
Наследник вправе...
Учитывая, что этот вопрос возник не вчера, а бурное обсуждение возможной передачи галереи из собственности Феодосии в собственность Республики Крым продолжится, стоит разобраться, правы ли те, кто говорят о невозможности передачи галереи на основании завещания Ивана Айвазовского.
В юридической науке нет такого понятия как нарушение завещания, но есть понятие о нарушении права наследования чьими-то действиями, например, нотариуса, другими наследниками, госорганами. И нарушенное право подлежит защите в суде, пояснила ForPost cпециалист по наследственному праву юридической компания «ЮКС» (Симферополь) Галия Рябцева.
«Но также есть понятие толкование завещания. Если буквально толковать завещание Ивана Айвазовского, получится, что это <передача галереи в собственность Республики Крым> будет нарушать волю завещателя, не соответствовать последнему волеизъявлению, согласно того, о чём он распорядился в своём завещательном распоряжении на определённый объект, то есть — картинную галерею», — сказал она.
Однако трактовать только с этой точки зрения будет неправильно. Потому что, объяснила юрист, если Айвазовский завещал свою картинную галерею, свою коллекцию городу, то город стал правопреемником.
«И завещание в определённый момент уже было исполнено — передача имущества состоялась. И дальнейшее распоряжение этим имуществом уже не входит в предмет завещания. Я могу завещать кому-то квартиру, и когда мой наследник её получил, то он хочет — дарит её, хочет — продаёт, хочет — уничтожает», — уточнила Галия Рябцева.
То есть теперь городская община Феодосии в лице горсовета, который сформирован из её представителей — депутатов, может передать картинную галерею в собственность Республики Крым, если примет такое решение.
«Само завещание не значит, что ты на всю жизнь завещаешь судьбу этого имущества. И в данном случае завещание исполнено, имущество перешло городу, а уже дальше собственник, новый правопреемник этого имущества может распоряжаться им так, как хочет. Так что тут <в случае передачи галерее в собственность Республики Крым> нельзя будет говорить о том, что воля завещателя была нарушена, потому что она была исполнена», — подчеркнула cпециалист по наследственному праву юридической компания «ЮКС».
Галерея принадлежит городу
Но если с юридической точки зрения всё выглядит однозначно, вопрос нравственности такой передачи остаётся открытым, считает руководитель симферопольского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселёва.
«С нравственной точки зрения, понятно, что так <нарушать волю Ивана Айвазовского> нельзя делать по отношению к завещанию. Юрист сказал свою точку зрения, и он абсолютно прав с юридической точки зрения. Но с нравственной точки зрения, сравнение завещания квартиры и завещания картинной галереи не корректно, это разные категории», — сказала она.
Конечно, можно было бы опросить жителей Феодосии и принять решение на основе их позиции, но и это, с точки зрения нравственности, было бы не идеальным вариантом. Ведь маринист завещал не какому-то конкретному поколению горожан, а всем грядущим поколениям, более того — самому городу Феодосии.
«Население города постоянно меняется. После революции 1917 года оно было одним, с другими настроениями, во время оккупации <в годы Великой Отечественной войны> — другим, перед оккупацией — третьим. Поэтому руководствоваться в этом вопросе нужно нравственными критериями без учёта того, как меняется мнение горожан. Потому что город остаётся городом и у него должно оставаться его наследство, полученное от великого художника. Оно должно оставаться в городе», — считает Киселёва.
Власта Пидпалая
Фото Юрия Югансона/ForPost