В мире

Что стоит за протестами в Иране

Павел Кухмиров о ситуации в исламской республике.

За время протестов в Иране арестовали не менее 40 иностранцев. Власти обвинили США, Израиль и европейские страны в попытке развязать гражданскую войну в стране, «расколоть» её протестами.

Заявление властей Ирана логично, ведь как минимум очевидно, что происходящее — не просто некое низовое возмущение, возникшее стихийно. Происходящее вне зависимости от того, о каких протестующих идёт речь (о курдах, столичных хипстерах или «свободных женщинах Востока»), является в первую очередь проявлением масштабных тектонических процессов, которые происходят в Иране.

Есть основания полагать, что всё это — вырвавшаяся на улицы борьба за власть двух основных групп, правящих Ираном: теократическими и военными кругами в лице армии и КСИР (Корпус стражей исламской революции — элитное иранское военно-политическое формирование). Здесь можно отметить, что иранская армия по факту срослась с КСИР. По объективным причинам: она в основном управляется генералами, выдвинувшимися в период ирано-иракской войны.

И конфликт между этими группами уже перестал походить на борьбу за влияние и некие ресурсы, в которой арбитром выступал аятолла Хаменеи — верховный лидер Ирана. Сейчас это уже нечто экзистенциальное, всё более напоминающее битву двух образов будущего и систем государственного устроения. За то, каким Иран будет дальше — светским или религиозным. А самого рахбара (Высшего руководителя) ставят по факту перед жёстким ультиматумом, принуждая к транзиту власти.

В данный момент активным участником борьбы за власть, противостоящим угрозе существующей системе, является сын рахбара — Моджтаба Хаменеи. Он не так давно тоже получил статус аятоллы. Это было поспешно в Куме, дабы он получил формальную возможность стать рахбаром — верховным лидером Ирана, стоящим над всеми ветвями власти.

Есть вероятность, что он даже готов договариваться с США ради того, чтобы теократический режим сохранился. А именно — провести системные реформы. В качестве такого посыла можно истолковать публичное заявление его сподвижника Галибафа (спикера парламента), в котором он высказался насчёт необходимости защиты существующего режима ради проведения структурных реформ.

Сам Хаменеи-младший в разгар событий провёл целую серию встреч с бывшим руководителем разведки КСИР. Этот человек — Хоссейно Тайеб — довольно примечателен. Являясь священнослужителем, он возглавлял разведку КСИР практически с начала её существования — более десятилетия. Он являлся одним из самых влиятельных «серых кардиналов» Ирана, близких к клану Хаменеи. Этим летом его сместили с поста по итогам долгой и сложной интриги одного из лидеров силового блока и высшего офицера КСИР, главы Высшего Совета нацбезопасности Али Шамхани. Группа Хаменеи начала вытесняться силовым кланом.

Встречи Хаменеи-младшего и Тайеба многими однозначно толкуются как усиление кругов, близких к Израилю в иранской борьбе за власть. Как ни странно, но его группа близка с рядом кругов в Израиле, которые, к примеру, выступают против так называемой «ядерной сделки».

Что до Америки, то её модель «наследного принца» явно устраивает, о чём свидетельствует целый ряд заявлений, прозвучавших из Вашингтона, о необходимости реформ, а не революции.

Впрочем, в сохранении режима любой ценой заинтересована не только группа Хаменеи, но и ряд групп, оппозиционных ей. Например, так называемая «Партия боевого духовенства», представленная рядом членов Ассамблеи Экспертов, избирающих рахбара. Они, впрочем, продвигают в качестве будущего нового верховного лидера нынешнего президента Раиси — представителя суперконсервативного крыла.

Более того, конкуренты Моджтабе есть даже внутри самого клана Хаменеи. Например, Али Багери Кани, брат зятя рахбара — мужа его младшей и любимой дочери. Его кандидатура не такая уж и невероятная, так как сам аятолла Али Хаменеи всегда подозревал своего сына в заговорах. Так что «противовесы» его влиянию — это естественный результат. Даже внутри лагеря консерваторов, не говоря уже о реформистах, представленных экс-президентом Хасаном Роухани и ещё целым рядом кланов и групп (таких как клуб ветеранов Министерства разведки).

Но в любом случае и клан Хаменеи, и весь теократический класс Ирана (как и противостоящий ему военный клан) сейчас находятся под ударом со стороны протестов, наиболее серьёзных и продолжительных со времён Исламской революции. И исход в любом случае будет связан с тем, как они с этим справятся.

Читайте по теме: Саммит G20: главные итоги для России и мира

Павел Кухмиров

681
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user мерцание
5113
мерцание

Прогнило всё и в этой консерватории.

Profile picture for user Верещагин
13379
Верещагин

to мерцание:  Вы не поверите, но так у всей мировой "филармонии". А автор молодец от высокотехнологичных проблем термоядерного синтеза к проблемам хитросплетений внутри иранской политики в кратчайший срок и с сохранение уровня "глубины вспашки".

Profile picture for user мерцание
5113
мерцание

Автор "молоток".В хорошем смысле.biggrin Уже писал,что от многих отличается добросовестно проделанной работой,а не дешёвыми попытками завоевать популярность на низменном или чванстве.

Profile picture for user Линьков
32224
Линьков

Уши американцев.

Главное за день

Енот-беглец пугает крымчан и заглядывает в окна

Напуганный зверёк не сможет выжить в крымском климате.
18:16
5
822

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
1
484

Как пережить всё то, что сейчас происходит, и не потерять рассудок?

Как россиянам сохранить ментальное здоровье на фоне постоянных разговоров об угрозе применения ядерного оружия?
15:24
5
863

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
512