В российских школах сократят объём домашних заданий, а также уменьшат количество контрольных работ. Такое поручение правительству России дал Президент Владимир Путин. Как к этому отнеслись севастопольские учителя, решил разобраться ForPost.
Стоит отметить, что высказывания учителей начальной школы по этому вопросу кардинальным образом разошлись с мнениями учителей-словесников.
Учителя начальной школы твёрдо убеждены, что уменьшать количество домашних заданий нельзя, так как они даются учащимся для закрепления пройденного на уроке материала, а также для формирования навыков и умений.
Недовольство количеством домашней работы, по их мнению, высказывают те родители, которые не приучили детей к самостоятельной домашней деятельности и вечером после работы садятся делать с детьми «домашку».
«Я считаю, что домашнее задание должны делать именно сами ученики. Оно задаётся для того, чтобы ребёнок научился самостоятельно искать информацию, самостоятельно её усваивать, потому что, когда он пойдёт в университет, ему уже никто не поможет. Научиться он может этому только в школе», — пояснила учительница начальных классов.
Стоит отметить, что в законодательстве не уточняется объём домашнего задания. Есть лишь рекомендации для учителей, что задание на дом не должно превышать одной трети от выполненного на уроке или определённого количества времени в астрономических часах по нормам СанПиНа. Однако эти нормативы являются примерными.
Против сильного сокращения домашнего задания выступила и учитель начальных классов с 40-летним стажем, которая в данный момент занимается репетиторством. Она считает, что некоторые учителя плохо готовятся к своим урокам, не умеют организовывать учебный процесс и поддерживать дисциплину в классе, что приводит к невыполнению учебной программы в полном объёме. Именно поэтому на дом помимо домашнего задания они задают то, что не успели на уроке. Тут и возникает перебор.
«Конечно, домашние задания надо регламентировать, чтобы не было перекосов, но мало задавать не стоит. Иначе дети совсем разболтаются, особенно неучи», — пояснила она свою точку зрения.
В противовес им учителя-русоведы считают, что сокращение объёма домашних заданий пойдёт школьникам только на пользу.
«За последние годы он [объём] настолько увеличился, что ребята уже в 5–6-х классах не успевают толком ни отдыхать, ни развивать свои таланты на кружках и в секциях. Чрезмерная нагрузка может привести к разным негативным последствиям, начиная от ненависти к учебному процессу и к школе в целом и заканчивая проблемами со здоровьем — скачками давления и неврозами. Школа должна воспитывать и учить, но не калечить», — поделилась своим мнением учитель русского языка и литературы.
Она считает, что в этом-то и заключается мастерство учителя — с помощью интересных и лаконичных домашних заданий привить детям любовь к языку и в целом к обучению.
Филолог признаётся: часто задания на дом своим ученикам она предлагает не из учебников.
«Зачастую для закрепления полученных на уроке знаний и отработки навыков достаточно перечитать правило и разобрать несколько предложений или словосочетаний. В современных же учебниках по русскому языку в одном упражнении может быть столько заданий, что приходится указывать: делаем задания только под номерами 1 и 4, например. Иногда я сама составляю домашние упражнения, печатаю карточки и раздаю каждому ученику», — рассказывает севастопольский учитель.
Ещё один учитель русского языка также считает, что объёмное домашнее задание не приносит никого эффекта — дети привыкли списывать его из готовых домашних заданий (ГДЗ), где им даже не приходится думать.
Она говорит, что все необходимые умения и навыки по её предмету дети с успехом получают во время уроков, а дома в коротких заданиях их просто закрепляют.
«Если говорить об устных предметах, например, литературе, истории и других, прочитать, выучить параграф и научиться его пересказывать — конечно, всё это необходимо делать дома, но в разумных пределах», — считает она.
Что касается контрольных работ, то учительница русского языка и литературы, наоборот, предлагает увеличить их количество с помощью новых разновидностей контроля, чтобы дети могли проявить своё творчество, свою индивидуальность, а не просто списывали с телефона или шпаргалок.
«Можно придумать что-то своё или разнообразить — тогда в этом есть толк, чтобы дети именно углублялись в изучение предмета, а не просто старались получить оценку. У нас проблема в этом — все работают ради оценки», — пояснила она.
Действительно, однозначного ответа на эти вопросы нет, да и не может быть, потому что отличия существуют не только в возрасте учащихся, изучаемом предмете, но в психофизиологических особенностях детей, темпе деятельности, способностях и их индивидуальных предпочтениях.
Ведь ни для кого не секрет, что дети с бо́льшим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания по любимым предметам, а здесь уже основополагающее значение имеет роль учителя, его личность и педагогическое мастерство.
«Меня количество домашних заданий устраивает. Конечно, если выпадают уроки, учитель задаёт дополнительные темы или параграфы, но это бывает не часто. Иногда я сама по любимым предметам, например, по английскому, выполняю больше, чем сказано в задании: могу написать сочинение с большим количеством слов или составляю не по одному предложению, а по два. Мне это легко и интересно», — отметила ученица 8-го класса.
Ранее ForPost писал, что в связи с низким уровнем знаний, который севастопольские школьники показывают на ЕГЭ и ОГЭ, педагогический уровень преподавателей решено подтянуть.
Ника Заринская
Обсуждение (12)
На мой взгляд, д/з в старших классах по профильным предметам уменьшать нежелательно. Что касается контрольных, то, при наличии ГДЗ по каждому предмету (включая контурные карты), самостоятельные и контрольные - единственная возможность проверить знания.
Потому, что домашние работы не самыми успевающими учениками всегда будут списаны из ГДС на пятерки.
Как по мне, так лучше бы разгрузили программу от предметов, которые не несут никакой образовательной нагрузки.
У детей после уроков должно оставаться время на отдых - это ключевой фактор. Сейчас, складывается впечатление, что каждый учитель задает столько, сколько посчитает нужным: один - задает вполне нормальный объем работ на дом, а другой - нагружает так, что дети до полуночи изо дня в день сидят, чтобы успевать в срок все выполнить. Даже на каникулы задают столько, что вместо периода отдыха каникулы превращаются в практически ежедневное выполнение домашних заданий.
Понятно, что каждый учитель считает свой предмет самым важным и хочет добиться положительного результата в усвоении предмета, но перегнуть палку здесь можно очень легко, что в свою очередь приводит к демотивации и потере интереса к предмету.
К слову, у меня ребенок вполне успешно учится, но усилия, которые приходится прикладывать для этого, иногда, мне кажутся чрезмерными и объективно могут влиять на здоровье далеко не в лучшую сторону. Надеюсь, что специалисты эти вопросы оценят, найдут золотую середину и сбалансируют данный процесс.
слишком хорошо, чтобы быть правдой.
в 2015 было поручение - мемориал защитникам города и парк. во что превратили это поручение лоббисты от строительства и распила хорошо видно.
Нужно не сокращать домашние задания и контрольные работы, а проверять, что в этих заданиях перед тем как их давать! Многие родители сталкивались с заданиями, которые даже сами не могут решить из-за неправильных условий заданий. Или задания второклассникам (на мой взгляд идиотское) нарисовать прОволочку и проволОчку. А уж как требуют писать ответы к заданиям - это вообще мрак... Чем не устраивала советская система обучения? Ну добавили информатику, новые темы в истории и зачем ломать то, что работало? Вы посмотрите на наши департаменты, найдите там хоть пару реальных специалистов! Одни манагеры, если не сказать хуже....
В советской системе образования были контрольные после каждой темы. А так же четвертные и годовые контрольные. Без этого дети совсем не будут учиться.
Мицуко,
В советской системе педагог учил, а не оказывал "образовательные услуги" сейчас эти контрольные проводят как раз по результатам домашнего задания (читай - изучения!) которое педагог выдал, а в классе не объяснял.
Мицуко,
Сейчас то же самое.
Верещагин,
В Законе об образовании больше нет понятия "образовательная услуга". А хорошие и плохие педагоги были всегда, при любом строе. Конечно сейчас им работать сложнее, такие условия им создают вышестоящие органы. Ну давайте ещё контрольную одну в год писать, и домашку сведём к нулю. А зачем нам умные дети((
еще одна мама …,
Ну да. Только сейчас предлагается убрать лишние контрольные. А которые из них лишние?
Мицуко,
Нет лишних.
О да писать сочинения по истории и географии шедевр в итоге в географии вообще никак страны не знают, меридианы вообще космос,фаршируют под завязку человека информационным мусором,который в реальной жизни никогда не пригодится.
О,да! мне ни разу не пригодились логарифмы,синусы-тангенсы,куча цифр из истории,названия государств и их столиц(половина уже поменялись).....и продолжать не хочу,А вот в последние дни мая учительница биологии так грустно сказала"Ребята ,мы не успели пройти половую систему человека.Почитайте сами летом"Но не всё плохо-учителя по труду научили-шью,вяжу,табуретку сляпаю,могу сверлить строгать,яблоки закатать,а еще ,за закрытыми на ключ дверями,вели половое воспитание отдельно мальчикам и девочкам.Считаю нужна в школе только БАЗА,если кому что интересно-то пожалуйте на факультатив! тем более что в интернете много школ,курсов