В 2025 году россияне стали вдвое чаще баловать себя спонтанными подарками, при этом больше половины делают это еженедельно. «Для настроения» чаще всего покупают одежду, обувь, парфюмерию и гаджеты, выяснили «Известия».
Тренд на «покупки для души»
Согласно исследованию сервиса «Долями», более половины россиян совершают импульсивные покупки ради удовольствия — 39% еженедельно, 19% почти ежедневно.
В основном это товары для внешнего вида и комфорта: одежда и обувь (60%), косметика (34%) и электроника (26%). Чуть реже россияне покупают книги и журналы (19%), ювелирные изделия (17%).
Рост покупок обусловлен бурным развитием онлайн-ритейла и маркетплейсов. Скорость доставки и лёгкость оформления заказов онлайн сделали этот способ покупок удобнее и менее ощутимым для бюджета. В 2025 году 46% опрошенных совершали покупки для себя преимущественно в интернете.
Покупки часто совершаются под влиянием хорошего настроения или в честь достижений. Однако существует и другая сторона: 21% людей прибегают к «маленьким радостям» для поднятия настроения в моменты стресса или плохого самочувствия.
Время года также имеет значение: осенью желание побаловать себя приятной покупкой возникает более чем у трети опрошенных, что может быть связано с сезонной хандрой.
Основным сдерживающим фактором при спонтанных покупках остаётся цена — 69% участников исследования избегают трат из-за высоких цен, что на 11% больше, чем в прошлом году, когда 58% респондентов указали цену как главный барьер.
Во что обойдутся подарки самому себе
Аналитика показала, что россияне стали чаще совершать покупки «для настроения», но при этом стараются тратить меньше за один раз:
- большинство (60%) укладываются в 2 тысячи рублей, что значительно больше, чем годом ранее;
- только небольшая часть готова потратить свыше 5 тысяч;
- треть опрошенных тратит от 2 до 5 тысяч рублей;
- более крупные покупки стали редкими: лишь 9% готовы потратить от 5 до 10 тысяч, а 2% — более 10 тысяч рублей.
На маркетплейсах за 10 месяцев 73% всех онлайн-транзакций не превысили 2 тысячи рублей. Средний чек составил около 2,5 тысячи, что почти не изменилось по сравнению с прошлым годом. Это подтверждает, что небольшие покупки остаются основным трендом в онлайн-потреблении.
Способы оплаты тоже играют роль.
Почти половина покупателей старается оплатить покупку сразу, и только четверть пользуется рассрочкой. Возможность оплаты частями влияет на количество приобретаемых товаров: при рассрочке доля покупок с двумя и более товарами составляет 56%, тогда как при обычной оплате — лишь 34%.
Средний чек при использовании рассрочки в 2,7 раза выше, чем при обычной оплате картой: 11,4 тысячи рублей против 4,3 тысячи. Эта разница особенно заметна в категориях одежды и обуви (13,8 тысячи против 6 тысяч), в покупках, связанных с путешествиями (14,4 тысячи против 2,7 тысячи).
Экономист Ольга Гогаладзе отмечает, что рост спонтанных покупок «для настроения» объясняется совокупностью факторов, но психологический аспект преобладает.
В условиях повышенной информационной нагрузки и общей неопределённости люди ищут лёгкие способы улучшить своё самочувствие, и небольшие импульсивные покупки становятся своеобразным проявлением заботы о себе.
В последнее время ряд Telegram-каналов публиковали «пугалки» для клиентов маркетплейсов, которые на поверку оказались далеки от реальности. Эксперты прояснили, кто может быть источником тревожных новостей об Ozon и Wildberries, и предложили покупателям полезные рекомендации.
