Некоторые телеграм-каналы на этой неделе пытались якобы вывести Ozon и Wildberries на чистую воду. Однако за разоблачающими сообщениями ничего не стояло, кроме надуманного страха, направленного на потребителей.
Эксперты не только рассказали, кто может стоять за шокирующими новостями об Ozon и Wildberries, но и дали ценный совет потребителям.
Данные из «Госуслуг»
Телеграм-канал «Русский ритейл и бизнес» сообщил, что Wildberries якобы начал требовать от покупателей привязки аккаунта с «Госуслуг» и автоматически стал оформлять на них договор со своим банком при покупке товаров из Китая.
«По сути, покупка иностранного товара превращается в навязанное оформление комплексного банковского обслуживания в банке Wildberries», — сказано сообщении.
В качестве доказательства телеграм-канал приложил скриншоты, на которых видно, как в корзине клиента Wildberries появляется надпись «Доставка из-за рубежа: по закону нужны ваши данные из Госуслуг». В другом окне высвечивается сообщение, в котором мелким шрифтом указано, что, нажимая кнопку, покупатель соглашается с договором о комплексном обслуживании клиента ООО «Вайлдберриз банк», порядком обработки персональных данных и привязкой электронного кошелька WB для последующих оплат по СБП.
На «горячей линии» банка Wildberries в беседе с ForPost это сообщение опровергли:
«Покупатель вправе выбрать другой способ оплаты и не пользоваться кошельком нашего банка. Данные из "Госуслуг" нужны только для передачи данных в Федеральную таможенную службу».
Ещё одно пугающее сообщение касалось маркетплейса Ozon. Оно появилось в телеграм-канале «Питер сейчас»:
«Ozon будет принудительно списывать чаевые для сотрудников ПВЗ. Если клиент хотя бы раз оставит чаевые сотруднику, то эта сумма будет автоматически списываться с его карты при каждой выдаче заказа. Отказаться можно в течение 15 минут. Если деньги уже списали, то их не вернуть».
В пресс-службе маркетплейса это сообщение опровергли:
«В интернете пишут, что мы принудительно списываем чаевые для сотрудников ПВЗ. Это не так. <…> Без согласия клиента мы чаевые не списываем».
В пресс-службе пояснили, что при оформлении заказа по умолчанию отображается сумма чаевых, которую клиент указывал ранее. Покупатель может в любой момент изменить размер чаевых или выбрать опцию «Без чаевых».
«Кроме того, отменить или скорректировать чаевые можно до выдачи заказа, а также в течение 15 минут после его получения. Клиент может вовсе не устанавливать постоянную сумму и решать вопрос чаевых после получения заказа», — приводит ТАСС позицию маркетплейса.
Кому выгодно очернять маркетплейсы?
Совпадение или нет, но эти финансовые пугалки стали появляться в крупных телеграм-каналах на фоне противостояния маркетплейсов и банков.
Напомним, в начале ноября глава Сбербанка Герман Греф раскритиковал практику маркетплейсов, которые дают максимальные скидки только при оплате картами «своих» банков. По словам Грефа, когда покупатель вынужден заводить карту конкретного банка, чтобы получить скидку, это можно назвать «торговым рабством» и «нерыночными условиями конкуренции». Он также отметил, что комиссии для продавцов на таких площадках остаются очень высокими.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина также заявила, что скидки, привязанные к банкам, связанным с маркетплейсами, создают нечестные условия игры на рынке. Регулятор уже направил в Минэкономразвития РФ письмо с предложением ограничить возможность площадок менять цены в зависимости от способа оплаты и запретить им продавать финансовые продукты своих дочерних банков.
По оценке Грефа, из-за таких схем маркетплейсы в 2025 году недоплатили в бюджет около 1,5 трлн рублей.
В ответ объединения предпринимателей и сами маркетплейсы призвали Центробанк не торопиться с жёсткими мерами. Они считают предлагаемые ограничения излишними и предупреждают, что это может затормозить развитие платформенной экономики. Площадки надеются, что после обсуждений и работы совместной группы при ЦБ по программам лояльности регулятор выработает более мягкий, «сбалансированный» подход.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что скандалы вокруг маркетплейсов и их программ лояльности подогревают те, кому это напрямую выгодно.
«А выгодно здесь прежде всего банкам и сетевым магазинам», — сказал в беседе с ForPost Беляев.
При этом, по словам экономиста, банки применяют те же схемы, в которых обвиняют маркетплейсы: дают повышенные скидки только по своим картам и только своим клиентам.
Беляев напомнил, что маркетплейсы сейчас активно оттягивают спрос: только в октябре, по его данным, к пяти крупнейшим площадкам обратилось около миллиарда потенциальных клиентов. Это означает переток прибыли из сетевых магазинов в онлайн-формат, и потому в конкурентной борьбе за прибыль используются любые средства — вплоть до жалоб регулятору и попыток ограничить инструменты конкурентов, сказал наш собеседник.
Какие ваши доказательства?
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин также не исключает, что за информационными атаками на маркетплейсы через лояльные телеграм-каналы вполне могут стоять крупные банки.
«Банки потеряли сноровку: блокируют карты за обычные переводы, плохо обслуживают клиентов, а теперь завидуют тем, кто создал современную, удобную систему. Вместо того чтобы учиться работать, они выбирают классический путь — поливать конкурентов грязью и обвинять их в нарушениях», — высказал мнение Егармин.
По его словам, непонятной остаётся и позиция Центробанка, который «делает вид, будто не знает ответа на очевидный вопрос»: как упростить жизнь покупателю?
«Нужно делать так, чтобы товары стоили дешевле, а не обирать людей по дороге. Потребители свои деньги честно заработали, не надо всеми способами откусывать у них часть через комиссии и навязанные услуги», — сказал наш собеседник.
Безусловно, нет доказательств того, что за «разоблачительными сообщениями» стоят банки и сетевые магазины, но если обозначать интересантов этих вбросов, то они могут быть в их числе, сказал Беляев.
Также создавать шокирующие для потребителей новости о маркетплейсах могут «доброжелатели» из-за рубежа, которым выгодно подогревать общественное недовольство внутри страны, не исключает кандидат экономических наук.
«Тема маркетплейсов будоражит людей, так почему бы не подбросить условную банку керосина в этот костёр, усилить напряжение вокруг маркетплейсов и банков?», — задаётся вопросом Беляев.
Егармин призвал граждан к пугающим сообщениям о маркетплейсах относиться критически. Он напомнил, что существует множество площадок, которые генерируют информационный шум без фактов и доказательств.
Аналогичную позицию озвучил Михаил Беляев: «Нужно голову включать и не доверять на сто процентов тому, что пишут телеграм-каналы».
И финальное: по данным Егармина, пока не наблюдается нарушение прав покупателей в части способов оплаты на маркетплейсах. У клиента есть выбор — оплачивать покупки банковской картой Ozon, Wildberries или другой кредитной организации.
«С точки зрения платёжных прав сейчас достигнут определённый баланс: он, возможно, устраивает не всех, но для покупателя это не является нерешаемой проблемой», — подытожил наш собеседник.
Роберт Вочовский

А то, что для того, чтобы пользоваться различными опциями Сбера, надо заводить карточку Сбера, Грефа не смущает? Или "это другое"? 😂
"Есть у нас сомнения, что ты, мил человек, стукачок"... (с) )))