Экономические трудности уходящего года, конечно же, не обошли Крым стороной, но полуостров в очередной раз подтвердил свой особый статус — крымские проекты по-прежнему остаются в приоритете для федерального бюджета.
Но чем больше бюджетных вливаний получает Крым, тем более парадоксально выглядит его экономика: с одной стороны, она служит некой витриной российского госкапитализма, с другой, она сохраняет довольно непритязательную отраслевую структуру.
Впрочем, это и позволило избежать слишком серьезных проблем в 2020 году — уровень государственных расходов на Крым если и снижался, то не слишком сильно, а курортный сезон состоялся, несмотря ни на что.
1. Назначение новым федеральным куратором Крыма вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина (январь)
Сверхамбициозный карьерист Марат Хуснуллин определенно претендует на то, чтобы снискать в современной российской истории лавры Роберта Мозеса — знаменитого американского градостроителя 1930-60-х годов, во многом сформировавшего облик ряда крупнейших городов США, прежде всего Нью-Йорка. Именно Мозес курировал строительные мегапроекты, начатые президентом Франклином Рузвельтом в ответ на Великую депрессию, и звезда Хуснуллина взошла в схожих обстоятельствах.
Вскоре после кризиса 2008 года он перебрался из родного Татарстана в Москву, где почти десять лет заведовал столичным стройкомплексом, в том числе начинал проект «реновации». А его назначение в федеральное правительство совпало с очередным кризисом, на который российские власти, кажется, собираются дать вполне кейнсианский ответ — ускоренное развитие инфраструктуры в надежде на то, что это даст импульс всей экономике.
Читайте по теме: Из Москвы с любовью. Кто такой новый федеральный куратор Крыма в Кремле
В Крыму перед Хуснуллиным стоят две сверхзадачи — контроль над федеральными стройками и ускорение жилищного строительства. Фронт работ настолько широкий, что по итогам первого года давать оценку эффективности Хуснуллина на крымском направлении определенно рано. Хотя ускорение на уровне Москвы давно зависших решений по водной проблеме Крыма, несомненно, можно записать ему в актив.
Однако можно с уверенностью сказать, что в Крыму вице-премьеру придётся — и уже приходится — преодолевать огромное сопротивление инертности местной бюрократии, которая не раз демонстрировала умение спускать на тормозах любые, даже самые продуктивные инициативы федерального центра. Поэтому результат, в конечном итоге, будет зависеть от того, каким образом Марат Хуснуллин сможет выстроить отношения «на земле».
Некоторые события 2020 года показали, что действовать привычными Хуснуллину методами «бури и натиска» в Крыму явно не получится. В ноябре многие ответственные лица наверняка облегченно вздохнули после того, как план по вводу жилья в Республике Крым на 2020 год был снижен более чем на четверть — до 729 тысяч вместо миллиона квадратных метров.
Новый план по жилищному нацпроекту предполагает, что в Крыму должно быть построено порядка 11,7 млн «квадратов» жилья до 2030 года, но эта перспектива выглядит настолько далекой, что напоминает о хрестоматийной дилемме «или ишак, или падишах». Марат Хуснуллин определенно будет прилагать все усилия для того, чтобы «раскачать» жилищное строительство, но конфликтный потенциал этой сферы хорошо известен, поэтому подводных камней наверняка тут будет очень много — равно как и в сфере строительства федеральной инфраструктуры.
2. Санация Севастопольского морского банка (январь)
Решение Банка России отправить на санацию существующий с украинских времен Севастопольский морской банк (СМБ) незамедлительно вошло в федеральную повестку деловых новостей, несмотря на то, что даже по крымским меркам это кредитное учреждение имело совсем небольшой масштаб деятельности. Дело в том, что с банками такого размера ЦБ обычно не церемонится — при наличии более или менее серьёзных нарушений у них попросту отбирают лицензию. Однако СМБ остался в живых, хотя фактический контроль над ним уже почти год осуществляет крупнейший крымский банк РНКБ.
Необычным было и то, что считающийся основным бенефициаром севастопольского банка бизнесмен Александр Анненков пошёл на публичный конфликт с регулятором — прежняя администрация СМБ решила судиться с Банком России. По её мнению, СМБ были необоснованно выданы предписания доначислить резервы по кредитам, которые выдавались в украинский период, и теперь по понятным обстоятельствам не могут быть взысканы. Ещё в прошлом году, уверяют истцы, СМБ разработал программу «самооздоровления», но ЦБ не принял её во внимание и решил отдать банк на внешнюю санацию.
Читайте по теме: Спасение хуже смерти? Что стоит за решением о санации Севастопольского морского банка
Не исключено, что лицензию у СМБ не отозвали просто потому, что в таком случае банковский «пейзаж» в Крыму выглядел бы совсем уж минималистично. Вскоре после присоединения полуострова к России желание работать там выразили несколько небольших московских и региональных банков, но почти все они в дальнейшем были лишены лицензии, в связи с чем сложилось небезосновательное мнение, что готовность прийти в Крым воспринималась ими как некая индульгенция.
В результате на сегодняшний день в Крыму осталось всего три с половиной местных игрока в этом секторе — РНКБ и примкнувший к нему СМБ, Генбанк и Черноморский банк развития и реконструкции, а из крупных федеральных игроков на полуострове фактически работает только банк «Россия».
3. Экстремальный курортный сезон (июль-октябрь)
Эффект первой волны коронавируса для Крыма был отчасти сглажен тем, что весной, когда страна сидела на карантине, одна из главных отраслей экономики полуострова — туризм — работает в лучшем случае на треть своих мощностей. К маю беспокойство по поводу возможного срыва курортного сезона стало нарастать с каждым днём, но фактическое открытие полуострова для гостей с материка состоялось лишь 1 июля.
Согласно данным Госсовета РК, объём недополученных доходов от предоставления туристских услуг за апрель-май составил 18,7 млрд рублей, снижение налоговых поступлений в бюджет оценили в 504 млн рублей, а с учётом мультипликативного эффекта туризма для других отраслей — в 2,1 млрд рублей. В переводе в относительные показатели недополученные доходы эквивалентны примерно 4,5% ВРП Республики Крым, а недополученные налоги — 4,3% от собственных доходов регионального бюджета в том его в виде, в каком он был утверждён в конце 2019 года.
Читайте по теме: Статистика есть — туристов нет: россияне хотят этой зимой именно в Крым
Компенсировать эти потери в дальнейшем, когда после отмены карантина в Крым хлынул поток отдыхающих, не удалось, даже несмотря на то, что «высокий» сезон фактически продлился на месяц, захватив октябрь. По данным Министерства курортов РК, за девять месяцев налоги от туристской отрасли сократились на 9,8% к тому же периоду прошлого года, до 2,257 млрд рублей. Не удалось, разумеется, выполнить и «план по валу» в абсолютных показателях турпотока: согласно официальным подсчетам, на середину декабря в Крыму побывало 6 млн гостей, существенно меньше, чем в 2019 году (7,4 млн).
Однако апокалиптический сценарий, казавшийся реальным весной, не состоялся, коллапс туризма на полуострове не произошел — это, пожалуй, главный итог курортного сезона-2020. В конечном счёте, Крым выручила неизменная популярность и доступность внутреннего туризма в России. Для сравнения можно привести куда более плачевные показатели Турции, где курортная индустрия ориентирована главным образом на иностранцев — у южного соседа произошло падение международного турпотока на три четверти, а собственные отдыхающие компенсировать этот провал в принципе не смогут.
4. Запуск грузового железнодорожного сообщения по Крымскому мосту и открытие трассы «Таврида» (июль-август)
Завершение крупнейших федеральных проектов, начатых вскоре после присоединения Крыма к России, должно было завершить интеграцию полуострова в единое экономическое и инфраструктурное пространство РФ. Однако, по сути, этот процесс далеко не завершен, поскольку при сохранении режимов международных санкций Крым даже при наличии суперсовременных коммуникаций будет оставаться полностью или частично закрытой территорией для присутствия многих ключевых федеральных компаний.
На полуострове по-прежнему не работают крупнейшие материковые торговые сети, нет АЗС ведущих российских нефтяных компаний, сохраняются особые условия работы телеком-операторов и т.д.
Читайте по теме: С ветерком! Москва и Краснодар станут ближе к Крыму
Но главное — запуск железнодорожной части моста и «Тавриды» пока не слишком сказывается на стоимости товаров в крымской рознице. «Использование железнодорожного сообщения позволит снизить стоимость доставки [товаров в Крым] на 30-50 процентов», — это громкое заявление министра транспорта РФ Евгения Дитриха, сделанное им в конце июня, большинство жителей Крыма наверняка хорошо помнят, даже несмотря на то, что сам Дитрих уже ушёл в отставку.
Как поясняли ForPost эксперты транспортно-логистической отрасли, стоимость доставки товаров в Крым летом действительно снизилась, но это отнюдь не повлияло на ценники в магазинах или на бензозаправках. Транспортная составляющая — это лишь один из многих факторов, определяющих конечную цену товаров, причём далеко не самый главный. Ощутимый положительный эффект появится лишь после того, как конкуренция на потребительских рынках в Крыму будет сопоставима, к примеру, с соседним Краснодарским краем, но пока реальных предпосылок для этого, увы, нет.
5. Продление крымской ФЦП до 2024 года (июль)
«Выделим дополнительное финансирование, что позволит, безусловно, для Севастополя и Крыма более плавно, планомерно рассчитывать свою работу, иметь возможность для гибкого управления — перебрасывать по тем объектам, которые строятся быстрее или медленнее, но делать оперативное управление программой», — прокомментировал Марат Хуснуллин решение правительства РФ пролонгировать федеральную целевую программу для полуострова еще на четыре года.
В контексте перестановок в Кабинете министров, состоявшихся в начале года, этот шаг, несомненно, выглядит сделанным «под Хуснуллина», хотя назрел он ещё задолго до его появления в кресле вице-премьера. Эффективность реализации крымско-севастопольской ФЦП в последние пару лет, мягко говоря, оставляла желать лучшего в части как проработки проектов, так и их реализации.
В особенности не повезло Севастополю, где за пять лет сменилось три губернатора, и каждый из отставников оставлял своему преемнику ворох проблем по линии ФЦП. Нынешний глава города Михаил Развожаев по этому поводу не особо стеснялся в выражениях, охарактеризовав, к примеру, доставшуюся ему реконструкцию Камышового шоссе как отвратительный проект.
Читайте по теме: Для очистных под Севастополем придётся рыть туннель
Состав участников ФЦП является неполным и не обеспечивает достижение ее цели, решение её задач и достижение планируемых результатов, подчеркнула Счётная палата РФ в своём сентябрьском отчете о мониторинге мероприятий программы. Отметило ведомство Алексея Кудрина и специфическую финансовую дисциплину при её реализации: финансовое обеспечение программы не было увязано с её отдельными показателями, а при кассовом исполнении расходов по ФЦП в объёме 71,9% сводной бюджетной росписи плановые значения были достигнуты только по 8,3% показателей.
Качество планирования источников финансового обеспечения ФЦП было недостаточным, констатировала Счётная палата. Только из-за действий недобросовестных подрядчиков стоимость строительства 17 объектов ФЦП увеличилась примерно на 2 млрд рублей. Удастся ли навести порядок в этой сфере Марату Хуснуллину, покажет следующий год, в который ФЦП к тому же входит с урезанным финансированием в связи с падением доходов федерального бюджета.
6. Резкий рост официальной безработицы (май-октябрь)
На середину ноября численность официально зарегистрированных безработных в РК составила около 50 тысяч человек, тогда как ещё в апреле их начитывалось 4,5 тысячи человек. Как пояснил замминистра труда и соцзащиты РК Леонид Михалевский, этот рост связан с увеличением пособий по безработице, в связи с чем многие из тех, кто раньше работал в неформальном секторе, решили «выйти из тени». Ущерб для регионального бюджета от этой теневой занятости чиновники оценили примерно в 8 млрд рублей.
В целом по стране наблюдалась та же тенденция — с начала года до сентября количество официальных безработных выросло с 727 тысяч до 3,7 млн человек, то есть примерно в пять раз. Тот факт, что в Крыму этот показатель увеличивался вдвое быстрее, объясняется прежде всего структурой экономики региона: доля секторов с преимущественно или частично неформальной занятостью (туризм, строительство, мелкая торговля и т.д.) в ней очень высока. И это ещё лишь верхушка айсберга — значительное количество работников теневого сектора по-прежнему заняты неформально.
Читайте по теме: Россиян предупредили о массовых увольнениях
Житейская логика выбора в пользу такой траектории на рынке труда не требует особых пояснений: искать нормальную работу через службы занятости в России никогда не было особого смысла, особенно учитывая смехотворный до недавних пор размер пособий по безработице. Но ответ на вопрос о том, чем раньше занимались службы занятости, разумеется, повисает в воздухе — решение показывать низкую официальную безработицу носило отчётливо политический характер, пока не грянул коронавирус.
Обратной стороной этой погони за «красивыми» цифрами стало распространение теневой занятости: в РК по состоянию на середину 2020 года её доля превышала 41%. Неким частичным решением проблемы выглядит стартовавший в Крыму, наряду с другими регионами, эксперимент по внедрению официального статуса самозанятого — к концу октября к нему присоединилось уже около 9 тысяч жителей РК.
7. Принятие федерального плана обеспечения Крыма водой (октябрь)
Эпиграфом к документу под названием «Комплексный план по обеспечению надежного водоснабжения Республики Крым и Севастополя» с мероприятиями стоимостью более 48 млрд рублей, несомненно, должна быть идиома «лучше поздно, чем никогда». Но пока это в значительной степени действительно только план: большинство его пунктов еще находятся на бумажной стадии, а завершение основных работ планируется лишь к 2024 году — ещё одна задача-максимум для Марата Хуснуллина.
Практическая сложность реализации задуманного может упираться не только в сроки и погодные обстоятельства, которые, кажется, все меньше складываются в пользу Крыма. Вокруг обещанных на решение водных проблем полуострова миллиардов уже идут закулисные лоббистские баталии, и признаки конкуренции разных проектов, похоже, налицо.
Читайте по теме: На Новый год крымчанам дадут напиться вдоволь
Глава РК Сергей Аксёнов в последние месяцы регулярно заявлял, что единственным эффективным решением, к примеру, для Симферополя и Ялты, является строительство опреснительных установок, хотя в правительственном плане на них заложена лишь относительно небольшая часть, 8,2 млрд рублей. Однако эта позиция вызывает критику многих профильных экспертов-гидроинженеров, полагающих, что водные проблемы Крыма требуют иных решений — прежде всего строительства гидротехнических сооружений. Очевидно, что борьба за деньги водного проекта станет одним из главных крымских сюжетов уже в следующем году.
8. Новые рекорды инфляции (октябрь)
Несмотря на завершение курортного сезона, Крым осенью вновь возглавил антирейтинг российских регионов по уровню инфляции. Её официальный уровень на полуострове составил порядка 5%, однако этот показатель представляет собой нечто вроде средней температуры по больнице, поскольку включает данные о росте цен на множество товаров и услуг, которыми среднестатический россиянин может пользоваться очень редко или не пользоваться вовсе. Динамика цен на продукцию повседневного спроса обычно существенно выше среднего уровня инфляции.
Читайте по теме: Виноваты ли китайцы в высоких ценах на продукты в Крыму?
Постоянный рост цен при сохранении весьма скромных зарплат делает стоимость жизни в Крыму существенно более высокой в сравнении с другими регионами юга России. Для примера — несколько результатов последних исследований РИА «Рейтинг». По уровню доступности горючего РК и Севастополь по-прежнему занимают места в «хвосте» российских регионов: в ноябрьском исследовании, посвященном доступности дизельного топлива, они оказались, соответственно, на 56-й и 62-й строчке (Краснодарский край — на 36-м месте).
По диапазону самых распространённых зарплат в (РК — 19-38 тысяч рублей, Севастополь — 21-42 тысячи рублей) отличий от большинства российских регионов немного, но по доле высокооплачиваемых специалистов с зарплатами более 100 тысяч рублей в месяц РК оказалась в ноябрьском рейтинге на 56-м месте, Севастополь – на 47-м.
По доступности покупки нового автомобиля РК, подсчитали эксперты РИА «Рейтинг», находится на 74-м месте в России — позволить купить в кредит и содержать недорогой автомобиль могут позволить себе лишь 14% семей в регионе, если судить по средним доходам населения. Разумеется, реальный показатель явно выше в связи с высокой долей теневых доходов, которые не фиксирует статистика, но это лишь напоминает о не самой современной структуре крымской экономики.
9. Резкое подорожание жилья (июль-ноябрь)
2020 год оказался без преувеличения историческим для российского рынка жилья — несмотря на новое падение доходов граждан, цены на квартиры значительно выросли. Эксперты объясняют это сочетанием нескольких факторов. Льготная ипотечная программа правительства сделала покупку жилья более доступной, в связи с чем рынок быстро стал искать новое равновесие спроса и предложения.
Девальвация рубля заставила многих из тех, кто имеет сбережения, вкладывать их в самый проверенный объект инвестиций — недвижимость. У застройщиков в связи с переходом на систему проектного финансирования появились расходы по обслуживанию банковских кредитов. Как следствие — конечная стоимость квадратного метра росла двузначными темпами впервые за много лет.
В Крыму повышению цен на жилье способствовала его банальная нехватка — точнее, нехватка предложения, разумно сбалансированного по цене и качеству. В значительной степени крымский рынок жилья, в особенности в приморских городах, ориентирован на покупателей из других регионов с доходами существенно выше, чем у среднестатистического жителя полуострова, и при небольших объемах строительства это постоянно толкает цены вверх.
Читайте по теме: Стоимость жилья в Севастополе продолжает расти – а в Крыму нет
Рассчитывать на то, что жилье существенно подешевеет или хотя бы перестанет быстро расти в цене после того, как в середине следующего года закончится программа льготной ипотеки, явно не приходится — популярность этого банковского продукта в Крыму не слишком высока.
Единственный выход — строить больше доступного жилья, но при существующих правилах игры в российском строительном комплексе слишком велики шансы повторить ошибки других регионов, таких как Краснодарский край, где бум массового строительства «человейников» в его столице быстро породил настоящий инфраструктурный коллапс. Для Крыма этот формат жилья пока не слишком знаком, но, судя по ряду реализуемых сейчас на полуострове девелоперских проектов, все еще впереди.
10. Продажа «Массандры» структуре банка «Россия» (декабрь)
Приобретение компанией «Южный проект», аффилированной с банком «Россия», легендарного ялтинского винзавода «Массандра», несомненно, войдёт во все учебники по истории российского госкапитализма, если таковые когда-нибудь появятся. Стоимость актива составила всего 5,3 млрд рублей — примерно две с половиной годовые выручки предприятия, или порядка 70 млн долларов, непринципиально больше, чем в далеком 1998 году было заплачено за ещё одну легенду алкогольной промышленности Российской империи и СССР — ереванский коньячный завод «Арарат».
Читайте по теме: Путин объяснил продажу госимущества в Крыму
Для армянских властей продажа этого предприятия за 30 млн долларов французской группе Pernod Ricard во многом была жестом отчаяния — Армения после распада СССР стала одной из беднейших стран мира, а для сохранения «Арарата» требовались серьезные инвестиции. Аналогичные соображения звучали и в пользу продажи «Массандры» — государство, мол, не может вкладывать в неё достаточно средств, да и вообще, государственное виноделие — это нонсенс.
Однако вопрос о том, насколько адекватна заплаченная покупателем цена реальной ценности актива, остался открытым. Ответ на него будет ясен уже через несколько лет, когда будет понятна динамика выручки «Массандры» — сейчас она лишь ненамного превосходит формальную планку для крупного бизнеса (2 млрд рублей в год), но очевидно, что потенциал доходов предприятия гораздо выше, не говоря уже о реальной стоимости его земель и коллекции вин.
Николай Проценко
Обсуждение (2)
В Крыму ещё много чего можно приватизировать , тот же "Крымэнерго", например. В Севастополе с этим победнее : из лакомых активов осталась в основном землица.
Грузовая транспортная инфраструктура - это главное, что может двигать полуостров сейчас. Страна чрезвычайно нуждается в глубоководных портах. Минтранс РФ разрабатывает планы по расширению морских портов Крыма. Главных объектов там два - Феодосия и Севастополь. Возможности естесственных гаваней в обоих случаях близки к исчерпанию. Но есть глубокие подходы, а гавани можно построить новые искусственные. Какие то особенно удобные участки не нужны, в Гонконге новый морской порт построили по сути на неудобьях, нарастив сушу в море. Мост есть, Волго-Дон работает исправно. Теперь надо строить новые порты непосредственно на полуострове, делать транспортные подходы и строить специализированные терминалы.