Министерство науки и высшего образования России подтвердило намерение выйти из Болонского процесса и отдать приоритет созданию собственной системы образования.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
О выходе из т.н. «Болонского процесса» за минувшие дни в России высказались практически все ветви власти. Из чего можно сделать вывод, что решение на эту тему, в принципе, принято, и оно вполне консенсусное.
При этом не все понимают, что вообще происходит и о чём речь.
Болонская система — это комплекс образовательных стандартов, принятых в «цивилизованном мире». В том, что на неё перешли в своё время, не было ничего зловещего или неожиданного.
Более того, на тот момент это было вполне закономерно. Присоединение России к этой системе в 2003 году было логично: это решение вытекало из логики происходящего в моменте.
Прежняя советская система образования и высшей школы формировалась исходя из потребностей советского народного хозяйства. Но то народное хозяйство закончилось в 1991 году вместе со страной и политэкономической системой. Действующая система образования, в общем-то, потеряла смысл, а новую систему на старой базе создать не получилось.
Все, кто застал «святые 90-е», прекрасно помнят, как в то время целое поколение получило дипломы «юристов» и «экономистов», которые можно было сразу сдавать на макулатуру — с ними буквально мыкались в поисках работы.
И дело было не только в тогдашних временах, как таковых, но и в том, что старые стандарты образования были неадекватны новым временам.
Увы, это правда. Как и то, что западные стандарты образования казались куда прогрессивнее и адекватнее новой глобальной эпохе. А она вполне описывалась ёмким экономическим термином — деиндустриализация.
Запад уже тогда выводил собственную промышленность в разные части мира и занимался созданием у себя новой постиндустриальной и гуманитарной системы жизни. Старые профессии исчезали каждый год, а новые возникали, требуя не прежнего тяжеловесного длительного образования, а легкоусвояемых и взаимозаменяемых компетенций.
Изменения в России совпали именно с этой новой эпохой.
То, что происходило в нашей стране, было вполне в духе времени: старая советская промышленность уничтожалась за ненадобностью, массы людей высвобождались для какого-то нового вида деятельности, и некий ответ на вызов времени давала как раз Болонская система. По крайней мере, на тот момент.
Получение классического образования было заменено «потреблением образовательных услуг».
Вуз и преподаватель услуги оказывали, а студенты их потребляли. И если нужна конкретная услуга (вместе с нужной на рынке компетенцией) — за неё платили и получали, как в некоем магазине. Хорош или плох такой подход — вопрос отдельный.
Но тогда он соответствовал жизни.
Именно это имел в виду недоброй памяти министр образования Фурсенко, когда сказал свою печально известную фразу о том, что «вместо человека-творца надо взрастить квалифицированного потребителя».
Речь шла как раз о человеке, непрерывно потребляющем образовательные услуги, а не о блондинке с ботоксными губами в супермаркете. Что не уменьшает негатива той ситуации в целом.
Нынешний конец Болонской системы в России, наставший в феврале 2022 года, тоже вполне логичен. Сейчас только фиксируется очевидное.
Дело даже не в том, что не Россия выходит из Болонского процесса, а её по факту оттуда выдавливают (как и из многих других сфер западного бытия).
Нам придётся создавать свою собственную систему образования по другим причинам. Ровно по тем же, по которым мы когда-то переходили на Болонскую систему. И формироваться она станет от потребностей воссоздаваемой промышленности.
Какой она будет — большой вопрос.
Павел Кухмиров
Обсуждение (8)
верните как было раньше (так как всеобщее, бесплатное, образование граждан, пошло с Советского времени) так пусть и остаётся, как было при великом Союзе.
лучший показатель эффективности, количество прорывов нашей страны за семьдесят лет, в отличии от всего мира того времени.
Не забудьте и про сеть ПТУ и возрождение промышленности.
Злые языки говорят, превращают молодёжь в рабов. Отменяют образование, которое катировалось международными компаниями.
Неужели больше никак не способны удержать образованные кадры?
"Решение о намерении". С наукой и образованием всё понятно )).
Казалось бы бесстрастный текст, а как сразу видна позиция автора со всеми социально - политическими составляющими. Жаль тратить время на опровержение очевидных вещей. Мыслящим людям с введением болонской системы квазиобразования было всё ясно сразу.
Учились в 80-е и до сих пор все помним, потому что учили а ни галочки ставили в тестах!!!
Надо вернуть наше бесплатное российское образование! Отменить ЕГЕ и сдавать экзамены как раньше!
Опять всех обманут.Иногда поражаешься,то ли те такие ушлые,то-ли эти такие глупые.Советского не будет,и даже этого которое в бобиков и болонок превращает.Тренд на цифровизацию и дебилизацию встаёт и увеличивается в размерах.Образование одно из жертв.Сделают даже хуже чем имеем,но по плану.Ничего не делается просто так в нашем новом,дивном мире.Акцент будет на портфолио,лояльность и днк.Элитное образование никто не тронет.Его и не трогал никто ещё со времён царя Соломона.Наслаждайтесь.
«Болонская система» точно на порядки хуже советской.