Четырёхдневное перемирие между Израилем и ХАМАС было решено продлить ещё на два дня.
Очень вероятно, что в конфликте может произойти и более стабильная, длительная пауза. В связи с чем сейчас всё более серьёзно начали обсуждаться вероятные последствия нынешней ближневосточной эскалации для мировой экономики и других государств данного региона.
На недавнем финансовом саммите, проходившем в Саудовской Аравии, уже всерьёз отмечалось, что в случае, если нынешний конфликт перерастёт в более обширную войну, глобальная экономика получит серьёзный удар. Отрицательными факторами здесь могут стать уменьшение туристических потоков, отложенные инвестиционные решения, увеличенная стоимость страхования грузов и рост количества беженцев.
В связи с чем рейтинговое агентство S&P ухудшило прогнозы по кредитному рейтингу Израиля, который вместо «стабильного» стал «негативным». Для самого королевства Саудовская Аравия выросшие региональные риски угрожают торможением инвестиций по её масштабным проектам экономической трансформации.
Однако наиболее существенный риск — это возможное вовлечение в войну Ирана, от которого зависит прохождение львиной доли нефтяного экспорта и СПГ из нефтяных монархий Персидского залива через Ормузский пролив. Вступление Ирана в войну способно обернуться перебоями в снабжении потребителей энергетическими ресурсами, а также ростом мировых нефтяных цен.
Да, глобальная экономика теперь более энергетически эффективна, а Америка сама обеспечивает себя и нефтью, и сжиженным газом. Тем не менее ЕС и Британия по сию пору находятся в зависимости от энергетического импорта при том, что долговая нагрузка в глобальном выражении существенно возросла. А это способно вызвать более мощную череду дефолтов в условиях высоких процентных ставок.
Тем не менее, пока война имеет относительно ограниченный масштаб, ближневосточные страны не рвутся к расширению конфликта, а нефтяные фьючерсные котировки, ранее превысившие уровень в 90 долларов за баррель, теперь откатились обратно. Это свидетельствует, что рынки пока не слишком высоко оценивают вероятность того, что могут быть реализованы наиболее опасные сценарии.
В ближайшее время ценовая «военная премия» на нефтяном рынке выгодна РФ и прочим странам, добывающим нефть. Особенно это касается тех, что географически удалены от зоны конфликта.
Впрочем, если всё же произойдёт серьёзный шок в глобальной экономике, то сырьевой спрос, возможно, сократится. А это, по итогу, способно повлечь снижение и российских экспортных доходов.
Читайте по теме: Почему Израилю всё равно на угрозы из-за его действий в секторе Газа
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
наша хата с краю