В России едва ли наберётся с десяток высших образовательных учреждений, в которых можно получить хорошее бизнес-образование. В Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского под эти цели выделен отдельный институт. Около 10% его выпускников пополняют ряды предпринимателей. Большинство бизнесменов — самородки.
Как недавно писал ForPost, бизнес и финансы — именно с этой профессиональной нишей хотят связать свою жизнь 41,6% юных крымчан. В том числе потому, что молодые люди сейчас предпочитают более свободный образ жизни, тогда как служба в силовых структурах или государственных органах предполагает дисциплину.
При очевидном перекосе профориентации в сторону бизнеса, из-за того, что вузов, где можно получить диплом «бизнесмена», в России немного, рынок перенасыщен коучами всех мастей. Вдобавок всё большую популярность набирает идея о том, что для организации бизнеса достаточно трёхмесячных бизнес-курсов и стартового капитала. На практике всё не совсем так.
Три ключа к успеху
Готового рецепта успеха в организации собственного дела нет и быть не может: бизнес в принципе очень обширная сфера, от услуг до продуктов. Поэтому и образование у коммерсанта может быть любое. Главный ориентир — это настрой на постоянное совершенствование, считает совладелец компании «ДК-Кофе» Александра Латушко.
Путь в семейный бизнес у четы Латушко, Александры и Юрия, вызревал около десяти лет. Всё началось с работы супруга в компании, которая занималась сервисом профессионального кофейного оборудования. Освоив дело на практике, Юрий решил: почему бы не начать свой путь? Тут и пригодилось второе образование супруги в сфере PR-технологий (по первому образованию Александра географ).
«Я считаю, что успешный бизнес может построить как человек с базовым университетским образованием, так и отраслевик. Всё зависит от сферы и специфики бизнеса. В любом случае, повышать квалификацию и получать дополнительные навыки придётся всё время. Например, в тех же вопросах управления персоналом и финансами», — высказала предприниматель свою точку зрения в беседе с ForPost.
Но и здесь есть исключения: если бизнес связан, к примеру, с пищевой продукцией, лучше, чтобы руководитель такой компании был, что называется, в теме. Для собеседницы издания предпочтительнее иметь дело с партнёрами, которые подкованы в отрасли, разбираются в технических нюансах, нежели с теми, кто хорошо управляет кадрами и процессами, если речь идёт о малом и микробизнесе.
На этапе планирования бизнеса также важно не экономить на квалифицированном бухгалтере либо человеке, который знает все тонкости оформления предприятия и ведения экономики.
«Мы с первого дня взяли себе на аутсорсинг профессионального бухгалтера. Это был один из первых самых умных наших шагов в бизнесе. И он был очень оправдан. Мы сразу обратились к человеку с большим опытом и огромным багажом знаний, который решил все вопросы, в том числе с оформлением предприятия в налоговой службе», — поделилась лайф-хаком Александра.
По мнению предпринимателя, три ключа к бизнес-успеху — это погружение в специфику, толковый PR и наличие надёжного помощника.
Универсальный стартап
Среди абитуриентов института экономики и управления КФУ примерно поровну тех, кто хочет участвовать в бизнесе, и тех, кто хочет построить свой бизнес с нуля, рассказал ForPost директор института, доктор экономических наук Виктор Реутов.
«Процент примерно одинаковый. Мы тут лишь можем направить, дать ориентиры и показать, как это лучше делать. А так мы прекрасно понимаем, что реально пойдут работать в бизнес, а не по найму, процентов десять выпускников. В процессе обучения мы их пытаемся «выудить» и направить», — уточнил профессор.
Новое направление, которое собирается внедрить в свою образовательную программу институт, — «стартап как диплом», поделился планами руководитель подразделения вуза.
«Это общероссийский тренд. Ректор ставит задачу расширить нашу деятельность за пределы экономики. То есть, в коллаборации с другими институтам и факультетами мы будем готовить аграриев, строителей, других специалистов, нацеленных на ведение бизнеса», — пояснил Виктор Реутов.
В реальный бизнес идут работать не больше 10% профильных выпускников.
Директор института экономики и управления также подчеркнул, что особое внимание уделяется переподготовке и повышению квалификации действующих предпринимателей.
«Хотя я лично считаю, что пока ты сам не пройдёшь путь регистрации своего первого предприятия в налоговой, выплаты первой зарплаты своим сотрудникам и выхода первой партии своей продукции, никто тебя этому не научит. Вуз может дать базис, научить теории. На практике же каждый всё должен сделать сам», — уверен Виктор Реутов.
Сейчас у слушателей программ повышения квалификации особым спросом пользуются курсы об участии в государственных закупках и организации закупок, добавил экономист.
Коуч коучу рознь
Бизнес-образование бывает разным, так как может служить разным целям. Поэтому однозначного ответа на вопрос, какой подход более выверенный — академический или «низовой», нет, считает бизнес-тренер, председатель комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию Союза «Торгово-промышленная палата Республики Крым», управляющий партнер ООО «Окрыляем успехом» Виктория Казанцева.
«Сейчас есть две крайности: вуз с теоретическим обучением или различные лайк-центры, деловые клубы и прочая инфоцыганщина. Бизнесмены-практики, которые проводят семинары и тренинги, зачастую не обладают навыками преподавания. Да и никто из них не ведёт бизнес идеально, поэтому происходит тиражирование ошибок. Вуз дает фундаментальные знания, но большинство преподавателей не являются предпринимателями и, соответственно, дают знания, которые не применимы здесь и сейчас. Истина, как всегда, посередине», — пояснила собеседница ForPost.
Сегодня к бизнесу следует относиться, как к работе со всеми вытекающими. При этом до сих пор в России и, в частности, в Крыму готовиться к предпринимательству не принято — вот откуда все беды, уверена Виктория Казанцева.
«На врача учиться надо, на программиста надо, на водителя тоже. А бизнес можно взять и построить с нуля безо всякой подготовки? Конечно, в тяжелые 90-е годы огромному количеству людей приходилось так и делать. Другого выхода не было. Но времена изменились, а отношение к этой серьезной профессии — нет», — подчеркнула бизнес-тренер.
По мнению председателя комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию крымской торгово-промышленной палаты, для малого и среднего бизнеса в Крыму характерно хаотичное ведение дел, тогда как стабильный и постоянно развивающийся бизнес без базовых знаний, умений, без постоянного внедрения новых методов и технологий управления невозможен. И тут важно не столько образование, сколько умение мыслить.
«Мыслить стратегически, то есть понимать, ради чего создаётся бизнес, почему именно такое направление выбирается, для какой категории потребителей он необходим. Мыслить аналитически, то есть понимать причины и следствия своих действий. Без такого анализа невозможно выстраивать долговременные отношения с партнёрами и клиентами. Мыслить критически, то есть постоянно оценивать зоны риска, быть готовым к форс-мажорам. Мыслить креативно, то есть молниеносно подстраиваться под изменяющиеся условия, находить нестандартные решения», — перечислила управленец основные сферы «приложения» мысли.
Всему этому, конечно же, можно научиться, но от представителей крымского бизнеса часто можно услышать, что у них на повышение квалификации нет времени. Поэтому личные качества всё же важнее образования, считает Виктория Казанцева. Кроме этого, добавила она, развитие малого и среднего бизнеса в Крыму тормозят бюрократические барьеры, нехватка финансов, отсутствие квалифицированных кадров и санкции.
Сегодня в шестой раз отмечается День российского бизнес-образования. Новый профессиональный праздник был внесён в календарь по инициативе Русской Школы Управления для того, чтобы напомнить, что учиться никогда не поздно, так как самые важные инвестиции — это инвестиции в себя.
Власта Пидпалая
Фото: pixabay.com
Обсуждение (2)
"...коллаборация..." - совместная деятельность, взаимодействовать) Ну есть ведь нормальные русские слова)
Зачем учиться на географа чтобы переучиваться на пиарщика.