Новости Севастополя

Бензиновый кризис без грима: взгляд изнутри отрасли

Служба новостей ForPost

Сбой в одном звене топливной отрасли быстро бьёт по всей цепочке — от завода до заправки.

Бензиновый кризис без грима: взгляд изнутри отрасли
Севастополь, заправка на 5-м км, 17:00

Топливный рынок России и Севастополя в частности последнее время лихорадит. Власти называют дефицит нефтепродуктов небольшим, но каждый раз, когда это происходит, специалисты настораживаются. Иногда небезосновательно.

Цены на бензин сегодня

В августе 2025 года биржевые котировки АИ-92 и АИ-95 пробили исторический максимум: 73 и 81 тыс. рублей за тонну. Но это не значит, что именно столько платят оптовики в регионах.

«Далеко не все организации могут закупать топливо на бирже. Такое могут позволить себе только крупные компании. Поэтому часто в рознице топливо покупают у трейдеров, которые, естественно, работают с наценкой. Работа на бирже стоит денег, кроме того, они закупают большие объёмы нефтепродуктов на кредитные деньги. Процент сейчас известно какой», — объяснил ForPost автор профессионального издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылёв.

Естественно, это сказывается на конечной цене топлива на АЗС — прирост примерно 10–15%.

Также надо понимать, что у вертикально интегрированных холдингов свои возможности по ценам.

«Производители заключили соглашение, что они обязуются насыщать рынок и держать рост цен не выше инфляции. То есть они могут продавать топливо в ноль или даже себе в убыток, компенсируя эти потери за счёт другого бизнеса, прежде всего добычи нефти. А независимые компании, у которых АЗС единственный бизнес, делать как холдинг не могут. Более того, если они будут работать в ноль или минус — к ним с вопросами придут налоговики: мол, это схема по уходу от уплаты налогов», — подчеркнул собеседник ForPost.

Что касается Крыма и Севастополя — у нас такой проблемы нет, поскольку работают только независимые компании. И цены у нас выше, чем в ЮФО и многих других регионах России.

Ещё один влияющий на цену фактор — официальные данные о запасах и переработке по понятным причинам закрыты, поэтому рынок живёт слухами. В такой среде операторы начинают закупать «про запас», создавая ажиотаж. 

А это уже сказывается и на ценах, и на спайке спрос/предложение. Итог — кризис усиливается.

Ремонты и атаки на НПЗ

Ещё одна причина нынешнего топливного дефицита — ремонты НПЗ совпали с «высоким» сезоном в туризме и сельском хозяйстве. Графики работ утверждаются заранее и передвинуть их вправо сложно — слишком велик риск аварий.

Возможно, уже пришло время синхронизировать ремонты с логистикой и сезонными пиками?

«Да, так исторически сложилось, что у заводов в летний сезон проходят регламентные работы. Это как техническое обслуживание автомобиля, которое надо делать каждые 10 тысяч километров пробега. Раньше проблем это не вызывало. Но сейчас плановые ремонты совпали с внеплановыми — из-за дроновых атак на НПЗ. Насколько мне известно, Минэнерго ведёт переговоры по изменению сроков плановых ремонтов заводов», — подчеркнул Владимир Бобылёв.

Насколько критичны удары БПЛА по российским НПЗ?

По оценкам иностранных СМИ, от атак дронов в России пострадало от 15 до 20% переработки.

«Это не означает, что подвергшиеся атакам НПЗ полностью оставили работу. Нефтеперерабатывающий завод — это огромная территория с кучей установок. Часть системы приходится отключать, поэтому завод какое-то время вынужден простаивать. Но сказать, что завод полностью лёг — неверно», — добавил собеседник ForPost.

Для понимания: если пожар в резервуаре — это минус тысяча тонн горючки, а вот если выведена из строя ключевая установка — это минус десятки тысяч тонн бензина в месяц. 

Так что тут как повезёт.

Логистика: не только штормы

Для Крыма и Севастополя доставка топлива морем — важнейший элемент логистики. Но и железнодорожные перевозки играют очень важную роль в этом деле. 

И здесь ворох проблем: нехватка цистерн, перегруженные узлы, приоритет экспортных потоков.

Обещанные с 2026 года скидки РЖД на топливную доставку выглядят красиво, но узкие места инфраструктуры тарифами не лечатся. 

Пока не увеличат парк вагонов и пропускную способность узлов, цена доставки останется высокой.

То, что скрыто: демпфер и дизель

Сегодня все, кому не лень, обсуждают борьбу с топливным кризисом с помощью запрета экспорта и скидок.

«Но сейчас запрет экспорта не сильно влияет на ситуацию. Плюс — высокий сезон заканчивается. Это должно сказаться и на объёмах, и на цене. Требуется время, чтобы увидеть результат — пока топливо закупят по новым ценам, пока оно дойдёт до АЗС, может, пройдут недели», — комментирует Владимир Бобылёв.

При этом почти никто не говорит о демпфере (инструмент государственной поддержки, который призван смягчить колебания цен на товар на внутреннем рынке под влиянием динамики цен на мировом рынке).

Если на такой поддержке власти экономят, НПЗ тут же ищут выгоду в экспорте, и внутренний рынок «худеет».

В этом смысле демпфер может выступать серьёзным рычагом регулирования. Его корректировка влияет на баланс больше, чем любые политические заявления.

Сейчас, кстати, всё внимание акцентировано на бензине, ведь он ближе к кошельку рядового водителя. Но для экономики ключевой продукт всё же дизель. Именно от него зависят сельское хозяйство, перевозки, экспортные контракты.

Так вот ограничения на экспорт дизеля — куда более болезненный шаг для нефтяников, чем тот же запрет на бензин. И это потенциальный источник конфликта государства и бизнеса.

Что поможет стабилизировать рынок

Во-первых, ввод нормативных обязательных резервов топлива у независимых операторов и сетей АЗС.

Во-вторых, стоит развести ремонты НПЗ с сезонным спросом.

В-третьих, пора инвестировать в железнодорожные узлы и парк цистерн, а не только снижать тарифы.

В-четвёртых, было бы неплохо делать прозрачной хотя бы часть статистики по запасам.

Ну и, наконец, сохранять работоспособность демпфера, даже если это ударит по бюджету.

Таким образом, сегодняшний кризис — не «шторм», а диагноз: имеющаяся система уязвима и держится на точечных ручных мерах. Запрет экспорта или скидка на тарифы не решат фундаментальных проблем. Без резервов, предсказуемых ремонтов, защищённых НПЗ и работающего демпфера рынок будет срываться в такие же качели каждый сезон.

Глеб Вадатурский

17372
Поделитесь:
Оцените статью:
3
В среднем: 2.9 (7 голосов)
Обсуждение (16)
ИгорьБуркальцев1
563
ИгорьБуркальцев1

Какое мудрое руководство!!!Как в 90 ые...

Mechanic 07
586
Mechanic 07

Ну да. Утром в понедельник проснулись, ах! Оказывается сколько проблем и сразу! А нам и про мост рассказывали и про туристов нехороших! А оказывается надо инвестировать. Значит поднимать запредельную цену! Причём только у нас! А может умерять ненасытность некоторых владельцев?

Правда победит
1439
Правда победит

Может быть, какой-нибудь эксперт нам всё таки объяснит, почему в других регионах страны (в т. ч. соседних) никакого кризиса и дефицита нет, и цена на 15-20 руб. за литр ниже, чем в Севастополе и Крыму? (

Бензиновый кризис без грима: взгляд изнутри отрасли

VOZмущенный
54
VOZмущенный

Правда победит,

Крым- дойная корова

alex-seva
66
alex-seva

На днях ехали через Астраханскую,Ростовскую области,Краснодарский край,топливо свободно в продаже без всякого дефицита,от 66 до 71рубля,избирательный какой то кризис.

Аркаим
2086
Аркаим

Любой кризи - рукотворен

Ищите руки, которым он выгоден, и обрящете...

d dd
10788
d dd

Сегодня все, кому не лень, обсуждают борьбу с топливным кризисом

мне не лень, в январе 2023 года,подобное  трение по ушам сподвигло на вот это

плохому танцору мешают....,

а хороший эксперт легко,

найдет пару,а то и больше ,причин

повышения цен на бензин.

мини стих о жизни

      вспомним с кем Новак встречается когда ЖП вылазит ,с народом,которому якобы сырье принадлежит? Нет с боссами нефтянки. И правила выписаны односторонне,что бы доход грести.

    Сколько стоит сырье собственникам? Ну тем кто прибрал      права на добычу. Ноль рублей.

А почему спросите? А потому,что все включено в ВВП по ППС, т.е вам в чек

 

Bip1
2142
Bip1

Это всё от безнаказанности. А ведь раньше кто-то и партбилет бы на стол положил, кого-то посадили, а кого-то и расстреляли.

∆∆∆
2273
∆∆∆

Не надо паники, продолжаем плыть на Титанике.

Игорь Чалый
316
Игорь Чалый

Всё, что написано в статье -  попросту брехня. Жадность, подавляющая чувство самосохранения и только. Уберите налоговый манёвр и свой вонючий демпфер, и разгоните биржу. Эти три фактора и стали причиной повышения цены, а по сути присоединение к санкциям запада. А также надо прекратить торговать нефтью с западом, чтобы те перестали поставлять топливо бандеровцам, которые убивают русских на фронте.

akinak2014
304
akinak2014

Все отлично, все виноваты кроме одних. Вопрос, а кому ризница ушла, ведь если где-то убыло, то где-то прибыло.  Коль тяжек этот бизнес, сваливайте. Любимое государство, у нас ведь война, а топливо это стратегический ресурс, если акулы капитализма явно проводят саботаж и играют на руку в интересах наших врагов, то где реакция, где эшафот для всяких посредников  и национализация стратегической отрасли ???!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!  

SetCat33
161
SetCat33

Расход 9,2 л метанола на 100 км. В Китае представлен необычный Geely Emgrand, работающий на спирте. Можно гнать из винограда на мощностях агрофирмы "Золотая Балка"

d dd
10788
d dd

SetCat33,

потравится куча народа

komandor
7552
komandor

когда ждать статеек о пользе езды на велосипеде? расскажите как это здорово пересесть с авто на велик и что погода в нашем регионе это позволяет.

Блин, да все знают, почему вдруг в Крыму кризис с топливом.

еще одна мама школьников
7757
еще одна мама …

komandor,

Комментарии про велосипед уже были. 

komandor
7552
komandor

еще одна мама …,

о как! пропустил. Но стиль заказухи годами не меняется ни в каких СМИ. Всё скучно и предсказуемо :) 

Главное за день

Как новый директор «Центра» собирается спасать крупнейшую УК Севастополя

Ранее Андрею Колташеву удалось заметно поднять «УК Балаклавского района».
20:00
10
1552

Следующий пошёл: Роскомнадзор заблокировал ещё один популярный зарубежный сервис

Теперь ограничения коснулись FaceTime, который востребован у представителей бизнеса.
17:15
2
732

Переговоры продолжаются: к чему пришли Россия и США

Для нас принципиально важно - признание освобожденных четырех регионов: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
12:48
4
1164

Энергосистему Крыма усилят новой электростанцией

Комплекс будет построен на базе отечественного оборудования.
12:30
0
1162

Что стоит за слухом об открытии магазинов сети «Магнит» в Крыму

Почему торговые сети с материка осторожничают с работой на полуострове.
12:16
4
1361
Туризм

Последняя «крепость» Романовых в Крыму покажет Землю из космоса

Выставка одного из первых жителей МКС откроется во дворце «Дюльбер».
19:30
0
934

Дипломатам удалось убедить россиян покинуть внепланово севший самолёт

Рейс задержали на восемь часов, шесть часов он провёл в воздухе, плюс пять часов ожидания.
11:17
0
1256

В Крыму выпустили первую географическую энциклопедию полуострова

«Словарь» дает возможность популяризировать уникальное наследие нашего региона».
10:02
0
584

Ждать ли в Крыму туристический бум в новогодние праздники?

Как изменились цены на отдых, и какие объекты выбирают гости.
18:30
0
2796

Севастополь становится всесезонным: один объект перезапустил туризм

Гости всё чаще остаются ночевать в Севастополе, а не уезжают в Крым. Кроме премиума.
18:05
4
1960