1974
Указом Президиума Верховного Совета СССР для генералов армии введены «Маршальская звезда» и новый образец погон с одной большой звездой и общевойсковой эмблемой.
1989
Первую посадку на тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» выполнили самолеты Су-27К (В. Пугачев), МиГ-29 (Т. Аубакиров) и Су-15 УТГ (И. Вотинцев и А. Кругов).
1963
Ракетой Р-7 на орбиту Земли выведен спутник «Полет-1», снабженный аппаратурой и системой двигательных установок, обеспечивающих изменение высоты в плоскости орбиты во время полета. Первый в мире маневренный ИСЗ был разработан в КБ В.Н. Челомея.
1962
В СССР впервые в истории космонавтики осуществлен запуск космической ракеты в сторону планеты Марс.
1962
С аэростата «Волга» офицеры-испытатели парашютов Е.Н. Андреев и П.И. Долгов совершили рекордный затяжной прыжок из стратосферы (с высоты более 25 км). Из-за разгерметизации скафандра П.И. Долгов погиб. Оба испытателя удостоены звания Героя Советского Союза.
1957
В г. Москве открыт клуб юных моряков, речников и полярников, один из первых в стране. Со дня основания через клуб прошли около 38 тыс. юношей и девушек, из них одна треть связала свою дальнейшую судьбу с морем. В 1997 г. клубу присвоено имя Петра Великого.
1954
В г. Феодосии сформирован морской полигон № 21 (начальник – капитан 2 ранга И.А. Хворостянов), с 1958 г. – Центральный морской полигон. В апреле 1955 г. передислоцирован в г. Северодвинск. В акватории полигона 16 сентября 1955 г. в 17:32 впервые в мире осуществлен запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
1950
Советские авиационные соединения ВВС и ПВО начали боевые действия против американской авиации в небе Кореи. В ходе воздушного боя старший лейтенант А. Хоминич из 64-го истребительного авиакорпуса сбил американский истребитель. Руководство авиационной оперативной группой осуществлял генерал-полковник авиации С.А. Красовский. В корейской войне нашими воздушными асами сбито 1197 самолетов противника, потеряно 319 своих машин. Наибольшего числа воздушных побед добились три советских летчика: Н.В. Сутягин (22 победы), Е.Г. Пепеляев (19), Д.П. Оськин (15).
1938
На Софринском артполигоне состоялись пробные испытания 24-зарядной реактивной установки («Катюша») на шасси автомобиля ЗИС. 03.06.1939 г. установку демонстрировали в действии наркому обороны. В июле 1941 г. 13 специалистов, участвовавших в разработке «Катюши», были удостоены государственных наград.
1919
В г. Петрограде на базе агитаторских курсов создан Учительский институт Красной Армии имени Н.Г. Толмачева, на который возлагалась задача подготовки учителей красноармейских школ грамотности, инструкторов-организаторов политической и просветительной работы, лекторов и библиотекарей. В советское время – Военно-политическая академия имени Ленина. Ныне Военный университет.
1889
Родился П.Г. Гойнкис, инженер-кораблестроитель. С 1911 г. работал на заводах гг. Кронштадта и Николаева. В 1918-29 гг. – главный корабельный инженер Балтийского завода, организатор и директор Тюменского судостроительного завода. Репрессирован в 1930 г. и в 1938 г. В 1948-50 гг. разработал проект и организовал постройку торпедных катеров (проект 183). Умер в 1959 г.
1839
Родился Д.К. Чернов (г. Санкт-Петербург), ученый-металлург. С 1866 г. работал на Обуховском сталелитейном заводе. С 1889 г. – профессор Михайловской артиллерийской академии. Ему принадлежит ряд важных исследований в области производства артиллерийских стволов. Умер 02.01.1921 г.
1812
В ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг. 2-тысячный русский отряд при 6 орудиях генерал-майора П.С. Котляревского у Асландузского брода на р. Араке нанес сокрушительное поражение 20-тысячной персидской армии Аббас-Мирзы. На поле сражения осталось 1200 убитых персов. Захвачено 5 знамен и вся артиллерия (47 орудий). Русские потери составили 28 человек убитыми и 99 ранеными.
1771
Родился Д.П. Неверовский (с. Прохоровка, Полтавская губ.), военачальник, генерал-лейтенант (1812 г.), герой Отечественной войны 1812 г. Участник русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и войны с Польшей (1792-1794 гг.). В 1812 г. командовал дивизией. Отличился в бою под пос. Красным, когда руководимый им отряд оказал упорное сопротивление французской коннице И. Мюрата, что сорвало планы Наполеона отрезать русские войска от г. Смоленска. Его дивизия упорно обороняла Шевардинский редут, а в ходе Бородинского сражения – Семеновские флеши. Участник заграничного похода русской армии. Ранен в Лейпцигском сражении 31.10.1813 г. От полученной раны скончался.
1745
Сенатом принят Указ «Об учреждении по Шведской границе воинских разъездов для пресечения набегов от разбойничьих партий». В нем говорилось: «Чтобы не было разорения от разбойников ни шведской, ни российской стороне, учинить по границе в надлежащем числе регулярные разъезды».
1578
Родился Д.М. Пожарский, государственный и военный деятель, князь. Придворную службу начал в 1593 г. С 1602 г. – стольник. Боевое крещение получил в 1605 г. в сражении при Добрыничах. В 1608 г. руководил ратью, оборонявшей в районе г. Коломны хлебные обозы, и разбил отряд Лжедмитрия II. С 1610 г. – воевода в г. Зарайске. Принял непосредственное участие в организации Первого (1610 г.) и Второго (1611 г.) ополчений. Тогда же получил титул, который подчеркивал его общегосударственную власть: «По избранию всей земли московского государства всяких чинов у ратных и у земских дел стольник и воевода князь Пожарский». В 1612 г. во главе ополчения освободил г. Москву от поляков. В 1613-1618 гг. руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов гетмана Сагайдачного. В бою близ Орла (09.09.1615 г.) нанес поражение значительно превосходящим силам противника пана Лисовского. В 1628-30 гг. – воевода в Новгороде. Умер 30.04.1642 г., погребен в родовой усыпальнице в Спасо-Ефимьевом монастыре г. Суздаля.
1068
На р. Сновь (правый приток р. Десны, Черниговская обл.) черниговский князь Святослав Ярославич, имея 3 тыс. конных воинов, внезапным ударом разбил и рассеял 12 тыс. половцев, утопив многих в реке и взяв в плен их главного хана. Эта победа компенсировала предыдущее поражение русских князей на р. Альте и дала Святославу многих сторонников в г. Киеве, что позволило захватить там власть в последующем.
Подготовил Владимир ПАСЯКИН.
Новости Севастополя

Обсуждение (2)
1899 На воду спущен крейсер «Варяг»
На воду спущен крейсер «Варяг» Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен в Филадельфии (США). Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в...
to SV (Sevastopol) 1899 На воду спущен крейсер «Варяг» На воду спущен крейсер «Варяг» Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен в Филадельфии (США). Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в...
Видать историей увлекаетесь?!