Размышления у театрального подъезда. До основания. А затем?

admin

Севастополь едва ли не с первых дней своего существования считается одним из культурных центров, куда стремились многие художники, писатели, поэты. Гастролировать или постоянно работать здесь считали за честь многие знаменитые артисты и режиссеры. Не будем сейчас перечислять великие имена, творчески связанные с этим городом, потому, что речь в данной статье пойдет немного о другом.



Когда-то, лет 15 назад, севастопольский актер и режиссер Виктор Оршанский с гордостью показывал мне новый, только что выстроенный на Большой Морской театр для детей и юношества (ТБМ). Я уже тогда подумала: «Не дадут открыться этому театру, где остались практически только отделочные работы. Слишком уж «лакомый» это кусок: и месторасположение, и само здание». Так все и оказалось. Промыкавшись по чиновничьим кабинетам несколько лет, Виктор с основной частью труппы уехал в Россию, где им всем (!) предоставили квартиры, дали помещение для театра. Людмила Оршанская взвалила на свои плечи огромную работу по сохранению театра, не дала ему умереть, пополнила труппу, продолжавшую играть в помещении кинотеатра «Мир» недалеко от площади «50-летия Октября». Была перестроена сцена, реконструирован зрительный зал, часть фойе использована под костюмерный и реквизиторский цеха и т.д. У нас в Украине существуют всего 7 детских театров. ТБМ – один из них. Когда-то я писала, да и другие журналисты тоже, о той огромной роли, которую играет детский театр в отвлечении детей от улицы, предотвращении подростковой преступности, приводили факты из жизни севастопольских мальчишек, которых ТБМ буквально спас от тюрьмы, а сейчас они уже известные в творческом мире люди. Немногим меньше четверти века существует этот театр. Но опять же, место, где он находится, привлекает к себе алчные взгляды, здесь, на площади, может быть супермаркет, банк, ресторан, да и еще много чего, что будет приносить владельцу хороший доход. И вот уже Оршанской предлагают переехать вУКИЦ (в Камышовую), что по многим причинам, в том числе и территориальным, для театра было бы губительно. Пока удается отбиться. Надолго ли? Вызывает удивление позиция управления культуры города – позиция, в лучшем случае, стороннего наблюдателя.



А теперь вспомним о недавнем происшествии еще в одном уникальном культурном учреждении нашего города – Севастопольском театре танца Вадима Елизарова. «Севастопольские известия» уже публиковали статью заслуженного журналиста АРК Т. Сандуловой о безобразном, грязном по форме и совсем уж не поддающемся определению по сути «наезде» на руководителя театра. Ни о какой правовой базе, а уж тем более о культуре, вспоминая о том событии, говорить не приходится. Это было «действо» под стать разборкам на коммунальной кухне с использованием средств шантажа, профашистских выпадов и вообще хулиганских высказываний. И вновь управление культуры дистанцировалось от происходящего. В защиту заслуженного человека выступила только газета. А в основе конфликта лежала все та же «шариковщина» - «отнять и поделить!» (место, помещение, площади могли бы приносить гораздо более ощутимый доход). Вопросы культуры, духовности, наконец – все той же охваченности детей эстетическим воспитанием мало кого интересовали.



Сегодня вся севастопольская интеллигенция, театральная общественность города обсуждает будущую судьбу театра имени А.В. Луначарского и его художественного руководителя В.В. Магара. Безусловно, если со стороны административно-хозяйственной, финансовой или ведения отчетности были допущены нарушения, то этим должны заниматься соответствующие органы и (обязательно!) с соблюдением всех норм законности и принципа презумпции невиновности (не торопиться обвинять кого-либо в деяниях, которые не были доказаны в суде).



Позволим себе рассмотреть некоторые распоряжения Управления культуры города с точки зрения этой самой законности. 1 июня 2005 года с В.В. Магаром был заключен контракт найма на работу, действовавший до 1 июня 2010 года. А 31 мая 2010 года управление культуры издает приказ № 37, в котором, признавая действие контракта оконченным, предлагает считать трудовые отношения продолженными на неопределенный срок. Иными словами, с заслуженным деятелем искусств Украины, России и АРК В. Магаром был заключен бессрочный трудовой договор в соответствии со статьями 23 и 39 КЗОТ Украины.



Когда 29 августа сего года Магар принес заместителю начальника гор. управления культуры и туризма Л.В. Богатыревой заявление на очередной отпуск, последовала резолюция: «после согласования графика ремонтных работ». А 5 сентября, придя в Управление культуры, Магар узнает, что уже не работает. Однако, с экранов телевизоров госпожа Богатырева объявляет, что «Магара никто не увольнял», в то время, как ею уже был подписан приказ о назначении и.о. директора театра Татьяны Янгольд, администратора театра им. Луначарского. Кстати, статья 40-я КЗОТ Украины гласит, что «не допускается увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного органа в период его временной нетрудоспособности». В случае с В. Магаром это именно так и было, а возражения Л. Богатыревой, что в управлении культуры, дескать, не знали, что директор театра на больничном, согласитесь, юридической силы не имеют. Можно продолжить перечень нарушений статей КЗОТ Украины, которые были допущены в вышеупомянутом случае, но в рамках газетной статьи достаточно и этого.



Можно не быть поклонником творчества В. Магара, соглашаться с тем, что в его работе, как директора театра, были ошибки и упущения, но все же с человеком, привлекшим в труппу театра много талантливой молодежи, сделавшим в театре большой ремонт (гримерки, туалеты, стеклопакеты на окнах), являющимся кавалером двух орденов (российский орден «Дружбы» и украинский «За заслуги») не следует поступать, как с нашкодившим школьником, да еще без соблюдения правовых норм.



Я присутствовала на собрании трудового коллектива театра им. Луначарского. Все, что говорили артисты (М. Кондратенко, С. Дорохина, Засл. артисты Украины В. Полусмак, Ю. Нистранская, Н. Белослудцева, В. Таганов и многие другие) можно свести к одной фразе: «Дайте работать!». Труппу лихорадит, тревога за будущее театра наслаивается на чувство обиды, вызванное тем, что их (артистов) никто не стал слушать, их мнением не интересуются. Кстати, при увольнении В. Магара не был поставлен в известность профсоюзный комитет, что также является нарушением КЗОТ Украины. Севастопольские телезрители могли по Народному каналу увидеть телерепортаж с этого собрания и услышать высказывания артистов. Больше всего их беспокоит то, что кое-кому из чиновников приходит в голову мысль воспринимать театр, как «доходное место». А что? В кулуарах уже слышны были разговоры о том, что театр, в его нынешнем виде, доходов не приносит, нужно бы часть помещений сдавать в аренду, труппу сократить и т.д. в том же духе. Конечно, «раздерибанить» театр под арендные площади не трудно.



Только вот простят ли нам это наши дети и внуки? Надеюсь, что вышеупомянутые идеи так и останутся слухами и плодом чьей-то фантазии, воспаленной видом вожделенных купюр. И еще я надеюсь, что в конфликтной ситуации, сложившейся в театре, разберутся люди компетентные, умные, желающие нашему городу добра. А театр, на спектаклях которого выросли мы, первое послевоенное поколение, наши дети, в который ходят уже наши внуки, как радовал всех своими творческими удачами, так и будет продолжать радовать, оставаясь при этом Театром, и только им. Но все же считаю нелишним напомнить, что искусство не может быть курицей, несущей золотые яйца.



Дивиденды от него лежат несколько в другой плоскости – в области духовности, эстетики, нравственности. И эта нематериальная сфера является приоритетной в жизни развитого общества. А стремясь что-то изменить или даже, при необходимости, исправить в области искусства, нельзя орудовать кувалдой, поскольку применение этого инструмента может повлечь за собой актуализацию печально известного лозунга: «До основания, а затем…». Только вот наступит ли в таком случае это «затем»?

Людмила Резник

Profile picture for user CTDF
891
CTDF

А 5 сентября, придя в Управление культуры, Магар узнает, что уже не работает - как понимать эту фразу?
Вариантов множество от секретарь шепнула до согласно КЗоТ дали расписаться в приказе на увольнение и по его просьбе дали копию приказа.
Отсюда масса действий от не обращать внимания до иска в суд. А что сделал Магар? Неизвестно.
На статью 40 КЗоТ можно ссылаться, когда работник на больничном, а когда Магар взял больничный?
Очень важно, что работник получивший больничный лист должен уведомить свое руководство, Магар это сделал? - неясно. Если да, то когда и каким образом???
Согласовывать увольнение с профсоюзом надо, когда увольняемый член профсоюза, а Магар - член профсоюза? (Зачастую в Севастополе руководители не являются членами профсоюза)
Вот элементарные вопросы кадровика в этой ситуации, не обращая внимания руководитель это театра или РЭПа.

Profile picture for user Главред
83
Главред

Автор статьи Сандулова-некомпетентный, безграмотный работник.Её даже журналистом назвать стыдно.Кто только держит такие кадры в издании, издаваемом на деньги налогоплательщиков? Я не говорю о стилистике и общем качестве материала статьи,это просто антижанр, но отсутсвие здравого смысла и незнание обстоятельств дела свидетельствуют, что в Севастопольских известиях безмятежно почивают бездари и глупцы.Норманский,Чумак и кто там ещё, проснитесь наконец!

Profile picture for user Тата
351
Тата

Если говорить о сути, написанного Людмилой Резник, то, судя из текста, она вовсе не стоит на защите Магара. Ее, как человека, имеющего непосредственное отношение к театру ( при Михаиле Кондратенко она была зав. литературной частью), волнует - и вполне обоснованно - участь всех театров Севастополя. Это - главная мысль. И как можно было эту мысль не заметить?
Видимо, кое-кому очень выгодно уйти от главного в поисках "невесткиных трусов".
Вот этому "кое-кому" не только театры не нужны, но и вся культура в целом: "Мы их душили, душили...".
А что же вы хотите от шариковых?

Profile picture for user Космос
290
Космос

to Тата (Севастополь)

Если она была завлитом так что ж ошибки в фамилиях актёров делает, проработав с ними столько?

Profile picture for user Тата
351
Тата

to Космос (Казачка)

Ум вас тоже орфография не безупречна, опечатки у каждого возможны.

Profile picture for user CTDF
891
CTDF

to Тата (Севастополь) Если говорить о сути,

о сути надо говорить честно, а не оболванивая народ неправильным толкованием КЗоТ в котором она не разбирается, с таким же "успехом" могла неграмотно сослаться на десятки статей других законов, даже если таких статей ВООБЩЕ нет в законах.
типа ОНА ЖЕ ИСХОДИТ ИЗ СУТИ, которую знает, так зачем же "штопать суть черными нитками по белому?"
этим она усугубляет положение!
КЗот для начальника РЭП, директора школы, водителя троллейбуса ОДИН и без всякой СУТИ!

Profile picture for user Тата
351
Тата

to CTDF

Не надо выдергивать фразы из контекста, человек размышляет и беспокоится об участи театров в нашем городе, пишет об отношении к ним со стороны управленческих структур, - в этом суть. Последняя новость о назначении бывшего милиционера на должность директора театра - подтверждает ее опасения.
А КЗОТ , действительно, пусть толкуют специалисты. В этом я с вами согласна.
Еще, считаю, что именно Магар довел ситуацию до такого плачевного состояния, окружив себя бобрами и прочей живностью.

Profile picture for user CTDF
891
CTDF

to Тата (Севастополь)

Я вообще ничего не считаю, т.к. чтобы делать даже малые выводы надо владеть информацией, а у меня её нет.
Я просто кадровик и прочел только "свой" абзац и профессионально сделал выводы

Profile picture for user Тата
351
Тата

to магадан7 (Севастополь)

Как это директор театра может не иметь отношения к театральному творчеству? Он распоряжается финансами, а это значит, что принимает решения, какие постановки ставить, сколько на них нужно денег, каких режиссеров приглашать, делать ли фестивали и какие и т.д.
А если он в этом дуб дубом, то и уровень театральной жизни в городе будет соответствующим.

Profile picture for user Карачун
223
Карачун

Тата, а Вам никто не говорил ещё, что Вы дура? Какие такие постановки заботят директора,какие фестивали, режиссёры? Вы, вообще, о чём тут пытаетесь рассуждать,дитятко?

Profile picture for user Тата
351
Тата

to Карачун (Инкерман)

Воспитанный человек, а тем паче, пытающийся рассуждать о высоком искусстве, никогда не позволит себе хамские высказывания в адрес незнакомого человека.

Рекомендую заняться для начала собственным воспитанием, а потом уже переходить к высоким материям.

И потом, может быть Карачун из Инкермана назовет прецеденты, когда театром управлял бы человек, не имеющий отношения к искусству?

Политику любого театра всегда определял его руководитель. Мы знаем великие имена: Товстоногов, Образцов, Захаров, Табаков, Ефремов и т.д.

А теперь к ним прибавиться еще и Костюков?

По вашей логике командиром крейсера можно назначить
директора рэпа со стажем.

Как бы вам объяснить, что хороший человек - не профессия...

Profile picture for user Тата
351
Тата

to магадан7 (Севастополь)

Согласна, что Магару, с его отношением к людям и творчеству, изначально не место в нашем театре.

Но это не означает, что на место директора нужно ставить человека, не имеющего никакого отношения к искусству. Это нонсенс! Такого нет нигде! Это будет не просто "хуже", это будет катастрофа!

Profile picture for user Cabelguyl
430
Cabelguyl

Вот эти,с пипиской на аватаре и тата...Бывли они в театре на спектаклях Магара?Видели овации зрителей?О чём они пишут?

Profile picture for user protsifer
673
protsifer

Автор статьи Сандулова - некомпетентный, безграмотный работник.Её даже журналистом назвать стыдно.Кто только держит такие кадры в издании, издаваемом на деньги налогоплательщиков? Я не говорю о стилистике и общем качестве материала статьи,это просто антижанр, но отсутствие здравого смысла и незнание обстоятельств дела свидетельствуют, что в Севастопольских известиях безмятежно почивают бездари и глупцы.
А я успел уже в этом убедиться.

Теперь касательно уважаемой Людмилы Резник. Я внимательно прочитал эту статью 2 раза. Но так и не смог поверить в то, что она сама верит в свою писанину. Чушь. Бред. Полабузничество. Причины, толкнувшие написать КАК И САНДУЛОВА: без учёта другой стороны конфликта - пусть останутся на совести автора.

Журналист ОБЯЗАН быть безпристрастным. Он ОБЯЗАН давать читателю самому анализировать ситуацию.

А если ты пишешь статью - ты автоматически для простого читателя являешься журналистом.

Короче - после этой статьи я ВСЕГДА буду проходить МИМО стихов Людмилы РЕЗНИК, т.к. считаю что порядочный человек не мог написать такого. Всем удачи.

Profile picture for user protsifer
673
protsifer

Да. И на вопрос автора статьи "...наступит ли в таком случае это «затем»?" - отвечаю. Наступит. Это будущее - без воров и без еврейского фашизма.

Profile picture for user protsifer
673
protsifer

Я уже тогда подумала: «Не дадут открыться этому театру...
Сглазила! Так вот, кто виноват в несостоятельности ТБМ!!!:-) Вы - опасный человек, уважаемый автор:-)