Паруса могли бы стать украшением Севастополя

В детстве все мы бредили приключениями и путешествиями. Но особое место в душе отводилось романтике парусов. И впрямь, в этом мире трудно представить себе что-то более романтичное! Паруса, как крылья мечты, уносят нас в неизведанные страны к необыкновенным приключениям вместе с отважными и благородными капитанами Жюля Верна и Стивенсона, Джека Лондона и Владислава Крапивина...
Севастопольским детям дана уникальная возможность испытать на себе, каково это – держать ветер в собственных руках, ощутить безграничную свободу и восторженное чувство победы над непокорными стихиями.
И такую возможность дает парусный спорт.
Зная историю нашего города, можно сказать, что он родился под парусами. И людям, рожденным у Черного моря, в Севастополе, где полгода царит лето, так естественно на открытом воздухе заниматься теми видами спорта, которым благоприятствуют уникальные природные условия. Прежде всего, это - плавание, гребля и парусный спорт.
Казалось бы, наш город должен был быть основным поставщиком олимпийских чемпионов, призеров мировых чемпионатов, но – увы! Их немного. Парадокс?
В этом году мне посчастливилось побывать на двух соревнованиях, организованных севастопольскими мастерами парусного спорта (слава Богу, таковые у нас есть). 20-22 апреля на территории яхт-клуба «Юг» прошла открытая парусная детско-юношеская регата (в олимпийских и не олимпийских классах яхт), посвященная открытию парусного сезона-2012, 11-13 мая на территории яхт-клуба «Казачья бухта» состоялась открытая парусная детско-юношеская регата, посвященная Дню Победы и освобождению города-героя Севастополя. Соревнования были организованы Парусной федерацией Севастополя.
Любо-дорого было смотреть, как мальчишки и девчонки 8-9 лет и старше смело выходили в неспокойное море, ставили паруса, с азартом меряясь силой с волной и неуемным ветром, учась мастерству у взрослых яхтсменов, которые также участвовали в гонке.
РЕЦЕПТЫ ЯХТЕННОГО КАПИТАНА
Глядя на ребятишек, оседлавших волну на своих «мыльницах», Рюрик Николаевич Акимов – корифей и легенда парусного спорта – вспоминал свое детство, проведенное на берегу моря, свою жизнь, связанную с морем:
- Начинал я свою морскую карьеру так же… Наш дом стоял на берегу моря, во дворе – чайки, в окна врываются солоноватый запах и шум моря, и в шесть лет я уже плавал и нырял, как баклан. На лодочной станции я был свой человек. Там научился вязать сетки и морские узлы. Но меня интересовали паруса, ведь рядом был яхт-клуб. И вот однажды я попросил капитана крейсерской яхты взять меня с собой. «Садись», - ответил капитан улыбнувшись.
Была сильная качка, большинство пассажиров – в лежку, а мне - в удовольствие. «Приходи завтра», - сказал капитан. И с этого «завтра» начались 12 лет непрерывных занятий под парусами. В 1927 году начал, в 1939 – сошел с палубы яхтенным капитаном. Мне тогда еще восемнадцати не было, и, чтобы дать диплом, мне приписали два года. К тому времени я прошел около пяти тысяч миль юнгой, рулевым, матросом. Все было – свирепые шторма, мертвые штили, тяжелые вахты и корабельные работы… С моря приходил пораненный, избитый, в синяках… Вот это была морская выучка! Летом – паруса, зимой – буера. Все эти занятия в конце концов сформировали мое отношение к морю: взяло оно меня за душу. И когда встал вопрос выбора профессии, заявил матери: «Я буду моряком».
Через неделю поступил в морское училище. Мама, конечно, очень беспокоилась, я у нее один был. Но, когда после войны к ней приехал, то сказал: «Вот, мама, если бы не яхта, я бы живым с войны не вернулся». Сколько на море было случаев, когда находился на грани жизни и смерти! Но благодаря яхтенной выучке, все обходилось. Воевал я на трех флотах. Курсантом - в морской пехоте на Балтийском море, в 1942 году – на крейсере «Ворошилов», в 1943 – на крейсере «Красный Кавказ», в 1944 году я уже был мичманом, в конце войны на эсминце «Разумный» Северного флота участвовал в конвойной операции в Северно-Ледовитом океане. Другой человек за всю войну не пережил столько, сколько мне пришлось пережить за этих полтора месяца плавания... Я бы и сейчас узнал того немецкого летчика, который пикировал на нас до самых мачт. Война на море намного чудовищней по сравнению с сухопутной: отступать – некуда».
Слушала Рюрика Николаевича – и диву давалась. Человеку 91 год, а сколько жизненной энергии! Живой ум, великолепная память, энциклопедические знания (книги – его друзья по жизни), интеллигентность, присущая настоящему флотскому офицеру, остроумие и глаза – внимательные, с веселой искоркой. Он – прекрасный рассказчик, его воспоминания, морские байки, сдобренные соленым юмором, можно слушать бесконечно.
Акимов до сей поры не прекращает делиться своими знаниями – пишет книги, которые становятся бесценным руководством для тех, кто мечтает посвятить свою жизнь морю и парусу.
А разве нашей стране не нужны такие люди? Сильные, мужественные, отважные, знающие, физически и духовно здоровые. Занимаясь парусным спортом и плаванием (одно без другого невозможно), юные спортсмены приобретают в первую очередь самое ценное в оздоровительном плане качество – выносливость, служащую щитом против болезней. А еще – силу, ловкость, быстроту реакции, гибкость. Но парусный спорт – это не только тренировка всего тела, но и ума: умение быстро просчитывать наперед любые комбинации, мгновенно находить выход из сложных ситуаций – море шутить не любит – требуют развития аналитических качеств.
И, конечно же, этот спорт помогает стать увереннее, воспитывает чувства товарищества и собственного достоинства. Мальчишки, прошедшие парусную школу, вырастают не нытиками, не тунеядцами, а настоящими мужчинами, целеустремленными личностями. Впрочем, и девушкам вышеперечисленные качества в жизни отнюдь не помеха.
Именно так формируется генофонд нации. И это дорогого стоит – дороже всех денег. Таким детям некогда растрачивать время попусту. Дурные наклонности – алкоголь, курение, наркомания, - ставшие бичом нашего времени, и требующие для их искоренения гораздо больших средств, чем на развитие парусного спорта, - не для юных яхтсменов.
И как информация к размышлению: «Медики, участвующие в работе военно-врачебных комиссий украинских военкоматов, бьют тревогу из-за неудовлетворительного состояния здоровья призывников, их повальной безграмотности и многочисленных случаев нарушения логического мышления, - пишет газета «Сегодня» (10.11.2011), - Как сообщил глава военно-врачебной комиссии Киевского военкомата Владимир Витковский, из-за «тихого» алкоголизма, которым в настоящее время страдает значительная часть молодежи, у призывников все чаще диагностируются гастриты, язвы, диабет. «Инсульты молодеют, и даже есть инфаркты в 18 лет», - сказал он. По его данным, глобальная компьютеризация и малоподвижный образ жизни привели к тому, что проблемы со зрением сегодня имеет треть юношей призывного возраста, от избыточного веса страдают около 40% парней, а искривление позвоночника до 10 градусов фиксируется практически у всех».
«Из ста моих мальчишек, - говорит Рюрик Акимов, - только один стал врачом, все остальные – профессиональные моряки». Вот такая статистика и такие методы лечения болезней общества – вполне реальные.
ЧЕМПИОНОВ ДЕЛАЮТ МИЛИ
В одной из последних своих статей, опубликованной 05.04.2012 г. на сайте «Флот-XXI век» Рюрик Акимов пишет: «Если из всех видов спорта в соответствии с их народно-хозяйственным и оборонным значением, а также положительным воздействием на человека выстроить символическую пирамиду, то на ее вершине по праву следует поместить парусный спорт. Он способствует всестороннему, гармоничному – умственному, духовному и психофизическому – развитию яхтсменов, основанному на их многолетней теоретической и практической подготовке в соответствии с требованиями спортивного мореплавания. Стимулирует молодежь к приобретению профессиональных знаний и умений в морских учебных заведениях, не имеет возрастных ограничений и не приводит к ранней инвалидности, как многие другие виды спорта, не вызывает у зрителей массового психоза, приводящего к мордобою, как футбол и хоккей. Указанные выше качества парусного спорта, на мой взгляд, компенсируют его дороговизну».
Вспоминает он довоенные годы, когда в яхт-клубах проводились гребно-парусные соревнования, плавания крейсерских яхт по Азово-Черноморскому бассейну, гонки буеров и обучение яхтсменов на курсах рулевых и капитанов, и становление севастопольского яхт-клуба после войны, в частности, тот период, когда появились крейсерские яхты отечественного производства.
Увлечение романтикой дальних походов было так велико, что на каждую крейсерскую яхту приходилось два-три экипажа. Это были люди самых разных возрастов.
«Крейсерскими яхтами, - пишет он далее, - командовали опытные моряки, отличные знатоки и мастера парусного спорта яхтенные капитаны С. Полянчиков, О. Максимов, Г. Ктиторов и другие. Они были инициаторами гонок, дальних плаваний крейсерских яхт и использования их в качестве учебной базы по практической подготовке яхтсменов. В длительных и сложных условиях плаваний на крейсерских яхтах круглосуточно проводилось индивидуальное обучение яхтсменов под руководством капитанов яхт. Плавания и гонки на крейсерских яхтах были великолепной школой подготовки яхтсменов к состязаниям на море в любых условиях, в сложных гидрометеорологических условиях, при отсутствии помощи извне».
«Крейсерская яхта, - добавляет Акимов, - обязательно должна быть учебной базой для молодежи. Это всепогодная яхта, имеющая неограниченные возможности для плавания в мировом океане. Вот эту мелюзгу, которая по берегу ходит, в летнее время надо брать в плавание на крейсерскую яхту. Я всегда брал с собой двух восьмилетних мальчишек. И когда заревет море, когда большая волна поднимает палубу к небесам, ставил мальчишку за руль. Силенок не хватает, но скрепя зубами держится… Полянчиков брал по десять таких мальчишек и пропускал их через румпель.
Троекратный олимпийский чемпион Валентин Манкин ежедневно в любую ветреную погоду уходил на яхте в море, где тренировался по несколько часов. По его инициативе в клубе появился лозунг: «Мили делают чемпионов». Но это нужное начинание не получило поддержки в нашем парусном спорте».
Всему виной, по мнению Акимова, стали Олимпийские игры. «Они привели к резкому сокращению спортивного судостроения в стране. Это происходило не только из-за недопонимания роли крейсерских яхт в развитии спорта, но и потому, что международные регаты проводились на дорогостоящих яхтах олимпийских классов. Эти яхты в СССР не строились, а закупались за рубежом. Такие яхты годились только для гонок и по их окончании из-за низких мореходных качеств не имели применения в клубах в качестве учебной базы». Из-за закупок гоночных яхт на развитие отечественного спортивного судостроения средств не хватало». И крейсерские секции постепенно стали исчезать. Но это история. А что сейчас?
У НАС – НА ГОЛОМ ЭНТУЗИАЗМЕ, А У НИХ?
К нашему разговору с Акимовым подключился Александр Россинский, начальник учебного центра ПФС: «Всегда мы бились за то, чтобы Севастополь украшал парусный спорт. Однако деньги у нас выделялись и выделяются на что угодно, только не на парусный спорт. Поэтому большого уважения заслуживают энтузиасты, которые развивают в нашем городе парусный спорт. В частности, Алексей Кириченко, создавший общественную организацию «Яхт-клуб «Казачья бухта», где занимаются ребята из Казачки, Камышовой бухты, других районов города. Представляю, сколько потребовалось сил, нервов, средств, чтобы поднять все это с нуля. Но чем больше будет таких школ, тем больше они будут способствовать дальнейшему развитию парусного спорта. И в городе есть места, где такие школы могут базироваться.
За Севастополь стыдно: Севастополь – морской город, а парус здесь в загоне. Когда проводился чемпионат Украины, сюда съехались яхтсмены почти со всех регионов страны, имея современные лодки, экипировку, а мы в этом плане самые отсталые. Как в начале войны одна винтовка приходилась на отделение, так и у нас сейчас – одна лодка на несколько экипажей.
Хотя, если посадить наших ребят на хорошие лодки, и результат будет соответствующий. Часто приводят аргумент: дорогостоящий вид спорта. Но, к примеру, конный вид спорта еще дороже, однако он развивается. Парусный спорт во всем мире престижен и любые соревнования могут приносить доход в бюджет города».
Из трех, функционирующих у нас в городе яхт-клубов, при которых работают детско-юношеские спортивные парусные школы, яхт-клуб - «Казачья бухта» - самый молодой. В апреле этого года ему исполнилось 20 лет. В 1992 году группа энтузиастов во главе с командором (так его уважительно называют в клубе) Алексеем Кириченко создала общественную организацию. Здесь на общественных началах тренеры занимаются с детьми и постепенно наращивают материальную базу, восстанавливая вместе с ребятами старые списанные где-то лодки. За эти годы в клубе появились и «звездные экипажи», в которые входят кандидаты и мастера спорта. Один из тренеров - Лилия Солохина, кандидат в мастера спорта, с 11 лет занималась парусным спортом в яхт-клубе «Юг», в 57-м клубе, окончила институт физкультуры. «Самые маленькие у меня, - рассказывает Лилия, - дети шести лет. Но вообще-то, группа формируется с 9 лет. Дети 7-9 лет обучаются самостоятельному управлению яхтами класса «Оптимист». Учатся определять стороны света, направление ветра, течение, изучают название частей паруса и корпуса яхт, обучаются такелажному делу, учатся плавать. Те ребята, которые ходят несколько сезонов, уже выступают на соревнованиях – городских, всеукраинских. Например, наш Валерий Ткаченко, ему 13 лет, за два сезона достиг хороших результатов, в 2011 году стал чемпионом города, участником всеукраинских соревнований. Желающих заниматься много, но все упирается в материальную часть: лодок не хватает».
И это, действительно, большая проблема. Освоив «Оптимисты», ребята, чтобы наращивать опыт, должны переходить на яхты более высокого класса - «Кадет», «420», «470», «Луч-мини», «Луч», «Финн» и т.д. «В нашем клубе, - говорит Алексей Кириченко, - пять «420», в городе других нет. Наши ребята подрастут через два года, а им некуда садиться. А ведь такая преемственность необходима: яхтенных капитанов, способных управлять крейсерскими яхтами, нужно готовить с детства. Важно еще, что из этих ребят впоследствии вырастают не только хорошие спортсмены, но и опытные тренеры. И эту преемственность также нельзя терять».
Один из таких ребят – Антон Красновский, приезжает в клуб с пр. Острякова и мечтает заработать, чтобы купить «нормальную лодку» и выходить в море на крейсерской яхте с командой. Он понимает, что «это будет сложно, долго, трудоемко», но готов пройти весь этот путь, чтобы стать чемпионом.
И вот такой факт. На Открытый весенний Кубок города-героя Севастополя 2012 (20-22 апреля) съехалось 50 юных спортсменов. Из них 15 – из Беларуси. За полторы тысячи километров белорусы из Минска привезли лодки, детей. На вопрос, кто финансирует, старший тренер белорусской команды ответил просто: «Государство». Есть у них республиканский центр олимпийской подготовки, для детской школы в настоящее время строится новое здание. «Этот спорт у нас сейчас развивается мощно, недавно купили только для детей более 50 новых лодок. Все они участвуют в чемпионате республики», - констатировал тренер. Так что, вовсе не случайно белорусские спортсмены завоевывают призовые места на чемпионатах Европы и мира, имеют лицензию на участие в Олимпийских играх! Честно говоря, глядя на новые современные яхты белорусов, прекрасную экипировку, обидно было за наших детей, которые ходят на лодках, построенных 20-30 лет назад.
Валерий Таран, вице-президент Парусной Федерации Севастополя по детским классам яхт (эта общественная организация ПФС функционирует за счет взносов и незначительных спонсорских средств), в свою очередь, рассказал о том, как проходила регата в маленьком (как наша Балаклава) итальянском городке Рива-дель-Гарда: «Только участников детской регаты было 1300 человек! Плюс 200 человек тренеров и масса гостей со всего мира. Эта регата, как самая массовая, вошла в книгу рекордов Гиннеса. Представляете, какой доход гостиницам, кафе и всему этому городку! Посмотрел сайт городка, ровно через неделю после наших, начинались следующие соревнования – чемпионат мира, еще через неделю – другие. И так до осени. За счет этого город процветает. А какие там парады и праздники для всего города устраивают в честь открытия и закрытия соревнований! Из 1300 яхтсменов было 100 россиян, много прибалтов, от Украины – 10 человек, из Севастополя была одна тринадцатилетняя девочка. На регате в Рива-дель-Гарда увидел, как классно гоняются турки – они уже чемпионы Европы.
В Турции развитие детского парусного спорта взяли под свое крыло яхтенные марины. В результате они – на первом месте, украинцы – на 54. Стыдно перед нашими замечательными предками, победившими турок под Синопом».
По поводу дороговизны парусного спорта Валерий Таран привел сравнительные цифры: форма для хоккеиста стоит полторы тысячи долларов. Столько же сейчас стоит хорошая лодочка, на которой ребенок может заниматься, причем, совершенно бесплатно, и экипировка. И не нужно строить дорогостоящих сооружений для тренировок – вот оно, море, гоняйся!
ЕСЛИ ЭТО НЕ ПАРАДОКС, ТО ЧТО?
Действительно, логического объяснения такой парадоксальной ситуации найти трудно. Хотя, пожалуй, есть предположение, что столь плачевное состояние самых гармоничных, самых естественных для приморского города видов спорта объясняется равнодушием тех, кому по долгу службы полагается заботиться о телесном и духовном здоровье подрастающих поколений, о престиже собственного государства на мировой арене, кстати, и о развитии инвестиционной привлекательности, поскольку настоящий спорт - классный формат для налаживания коммуникаций.
А посему трудно назвать патриотизмом проталкивание идей по созданию закрытых элитных яхт-клубов – развлечения для очень богатых людей: выгоду получают единицы, а потери имеют горожане, это у них отбирают побережье для личного пользования.
Выходит, все дело в патриотизме? И не было бы проблем, связанных со здоровьем наших детей, если бы не на словах, а на деле, в нашем городе проявлялась забота о формировании здорового образа жизни подрастающего поколения.
Яхтсмены стран Балтии занимают призовые места на международных соревнованиях. Эти маленькие страны с мизерным бюджетом находят у себя возможности для развития парусного спорта! Белоруссия на жалеет средств на развитие парусного спорта! Про Турцию уже сказано выше. Да, что там далеко ходить: в Киеве, Харькове, Одессе – уделяют внимание парусному спорту гораздо больше, чем в Севастополе.
А севастопольцам остается только мечтать, что когда-нибудь все-таки настанет время - и севастопольские бухты запестрят разноцветными парусами. А на месте нынешних кабаков на Приморском бульваре будет восстановлен старейший яхт-клуб, берущий начало с 1886 года, с которого и начинался севастопольский парусный спорт, и севастопольские яхтсмены будут прославлять наш город на самых престижных международных регатах…
Татьяна Сандулова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 2945 просмотров
Здравствуйте, дорогая Татьяна.
СПАСИБО ЗА ВАШУ СТАТЬЮ!
Разделяю целиком и полностью всю вашу горечь и боль...
Свирепо ненавижу севастопольских бюрократов и хуторских скороспелых буржуев-воров и торгашей, преврашающих Севастополь в один сплошной рынок.
Безоговорочно ВЕРЮ, что НАШ Севастополь еще поднимет свои, просоленные и обветренные штормами жизни,
ПАРУСА!
И вот такой факт. На Открытый весенний Кубок города-героя Севастополя 2012 (20-22 апреля) съехалось 50 юных спортсменов. Из них 15 – из Беларуси. За полторы тысячи километров белорусы из Минска привезли лодки, детей. На вопрос, кто финансирует, старший тренер белорусской команды ответил просто: «Государство».
Ёпт... И они еще недовольны бацькой!
….этот спорт помогает стать увереннее, воспитывает чувства товарищества и собственного достоинства. Мальчишки, прошедшие парусную школу, вырастают не нытиками, не тунеядцами, а настоящими мужчинами, целеустремленными личностями. Впрочем, и девушкам вышеперечисленные качества в жизни отнюдь не помеха.
Именно так формируется генофонд нации. И это дорогого стоит – дороже всех денег…..
Где ещё это получится сегодня лучше всего, как не в Севастополе ?
И вот лучший способ борьбы с пьянством, и не надо никаких законов лепить - все равно в этом государстве ни один закон не работает. К примеру, игорный бизнес, как процветал, так и процветает в самых людных местах, несмотря на запреты.
Вместо проведения бессмысленных круглых столов, лучше бы помогли севастопольскому спорту и развитию физической культуры. Где бассейны? Где спортплощадки?
А, ну да, нам же строят самое, что ни есть насущное, без чего прожить никак не можем - ледовый дворец....
Утритесь, севастопольцы...
Татьяна, респект!! Как всегда - отличная работа.. статья очень своевременная, особенно в предверии большого расхода наших денюжек на строительство никому особо в южном городе не нужного Ледового Дворца.. Да, если вспомнить былые времена, то на севастопольском рейде моря видно не было, когда регаты проводили - все от парусов белым-бело было..)) Казалось бы, уже ко всему привыкли - ан нет, скудоумие и тупоумие руководителей живет и процветает..Да уж, с парусного спорта много себе не возьмешь - сначала вложить надо, то ли дело стройка бесконтрольная - вот раздолье))
Кстати, фамилия мальчика в статье написана неверно - знаем его, он Расновский Антон, уже давно парусным спортом занимается...удачи ему и всем парусникам!!!
отличная, аргументированная статья! Не сомневаюсь, что ситуация с парусным спортом выравняется. Юным спортсменам - удачи, автору статьи - уважение
Обидно за Севастополь и за его сложенные крылья-паруса,сколько придётся хороших слов потратить,чтобы нынешнее не патриотичное руководство,тихо ненавидимое севастопольцами хоть как-то положительно отреагировало на замечательную статью Сандуловой,которая отражает не только её мировоззрение на настоящее,но и чаяния и скрытые желания всех ,патриотически настроенных севастопольцев,выросших на севастопольских легендах и не представляющих город без водных видов спорта да и просто парусов в море
Удачи вам во всех хороших делах!
«…Паруса могли бы стать украшением Севастополя…».
Могли бы…
И ДОЛЖНЫ бы!
Но, увы, пока Севастополь «украшает» ссга со «статными красавцами» из депутатских «слуг народа»…
Поэтому, одно «бы»…
Как не вспомнить Владимира Семёновича:
«Но парус! Порвали парус!!
Каюсь, каюсь, каюсь…».
Т. Сандуловой – искренние слова благодарности!!
Из разговора в «топике» маршрута № 12.
Судя по количеству постов, севастопольцев эта проблема ниа бед. Ледовый стадион подайте!
Кто это читает? Нашей власти подавай парады оркестров, ""развитие русского языка" посредством бальных танцев, ледовый дворец,праздники, на которые списываются сотни тысяч, пьянки в ресторанах с разного рода шоу- группами и девочками по вызову - и главное откаты! За всю историю "КАЛИНКИ" пришел депутат на отчетный концерт- посетовал что деньги на развитие русского языка не тем дали. И что? Идут выборы - и снова купимся на детские площадки, ремонт крыш, угощения от барского стола- как сделал Белик Дню Победы и не как не успокоится рассказывая оь этом в спецгазете.А все за наши деньги, заработанные потом и кровью горожан. Сандулова талантливый журналист.Но пишет не о том.Проанализируй этот генофонд нации. Это потомки Януковича,Яцубы,Саратова, Симоненко или Дойникова?Слова, Слова,слова...
to Лотос (севастополь) Проанализируй этот генофонд нации. Это потомки Януковича,Яцубы,Саратова, Симоненко или Дойникова?Слова, Слова,слова...
Уважаемый, дети, которые занимаются парусным спортом в Казачке, Юге, 57-м яхтклубе - в большинстве своем потомки либо коренных севастопольцев, либо дети военнослужащих, учителей, врачей, инженеров и пр.
Причем тут Янукович, Яцуба и иже с ними? Их яхты стоят в яхтенных маринах - в Монте Карло, Ницце... и Балаклаве то ж. Так далеки они от народа, что к генофонду по определению отношения иметь не могут.
to Гаспар (Севастополь)
Привет, добрый дядюшка Гаспар!
А как по мне, то Янукович, Яцуба и иже
с ними - это раковая пухоль,
которая за 22 года опутала метастазами всё тело, которое когда-то было здоровым и красивым
а теперь стало страшным и гниющим.
И звали это красивое тело УССР.
to Воин Света (Севастополь)
100%!!!