Часы идут… на глубину

Ранним утром на причале водолазного полигона, где начальником капитан 3 ранга Александр Осипов было уже многолюдно. К выходу в море собирались два водолазных бота: ВМ-34 (под командованием капитана 1 ранга в отставке Владимира Жучкова) из бригады ОВР и ВМ-9 (под командованием капитана 1 ранга в отставке Юрия Неминущего) из отряда спасательных судов ЧФ. Их экипажи готовили материальную часть, а тем временем на полигон к причальной стенке прибыли молодые матросы для практических спусков на глубину 45 метров. Они уже прослушали курс лекций и поэтапно освоили на водолазном полигоне и выходах в море на РВК и ВМ глубины, начиная с 5 метров. Сегодня 28 матросов из взводов лейтенантов Руслана Пыны и Николая Смирнова разбитые на 14 пар (по семь на каждый из ВМ) будут штурмовать серьезную для них глубину. Можно сказать, экзаменационную, ибо на большую глубину пойдут только глубоководники. Чтобы лучше представить подводные 45 метров поставьте мысленно друг на друга три пятиэтажных дома, и вы поймете сколь глубоко опускаются водолазы.
Специально приехал на полигон пораньше, чтобы до выхода в море на ВМ-34 (он до реорганизации многие годы замыкался на школу водолазов) хотя бы фрагментарно познакомиться с экипажем ВМ-9. Поднимаюсь на борт. Часть экипажа мне знакома. Это недавние офицеры-черноморцы Юрий Неминущий, 2-й помощник капитана капитан 2 ранга запаса Вадим Ручкан, служивший начальником ПВО в бригаде противолодочных кораблей. Старпомом на ВМ Андрей Барабохин, стармехом подводник капитан 3 ранга запаса Олег Бурнасов, боцманом капитан 2 ранга запаса Андрей Токмачев. Подводных рыцарей судна возглавляет старший водолаз старший лейтенант запаса Юрий Еремин.
…И вот прибывают главные «виновники» выхода в море. Матросы, страхующие водолазы, командиры спусков. Следует доклад руководителю водолазных работ капитану 3 ранга Евгению Клинкову. Начальник военно-морской школы младших специалистов более года возглавляет старейшее учебное заведение ЧФ, которое знают на всех четырех флотах России. Он имеет достаточный опыт, ему не раз приходилось быть в качестве руководителя водолазных работ.
Начальник отделения обеспечения водолазных спусков врач-физиолог капитан медицинской службы Феликс Силенко опрашивает личный состав о состоянии здоровья. Все матросы здоровы и готовы к покорению серьезной глубины. Капитан 3 ранга Клинков тщательно инструктирует весь личный состав, включая командиров спусков (это командиры взводов) и страхующих водолазов, утверждает распределение личного состава по судам, подписывает необходимые документы.
Строй матросов по трапу быстро перетекает на ВМ-34. На нем в море выходит капитан 3 ранга Клинков, командир спуска лейтенант Руслан Пына, капитан медицинской службы Феликс Силенко. На ВМ все готово к выходу в море.
Экипаж здесь отлажен и работает, как один единый механизм. «Капитан обветренный, как скалы»… Почему-то сразу вспоминаешь эту песню, глядя на именитого подводника, капитана 1 ранга в отставке Жучкова. За его плечами столько походов, пройденных миль, погружений и всплытий, боевых упражнений, что хватит на целый небольшой экипаж. Его ВМ – своего рода флагман маленькой «флотилии» школы водолазов.
А коль флагман – должен быть впереди по всем позициям, - считают на ВМ-34. Даже несмотря на почтенный возраст. А возраст у ВМ более почтенный, чем у водолазного «крейсера» СС «Эпрон». Несмотря на это, вся матчасть судна исправна и ВМ без ограничений несет свои черноморские вахты. Во многом благодаря стараниям и профессионализму моряков. И секрета тут никакого нет.
-Первым и важным критерием в подборе экипажа является профессионализм, - говорит Владимир Прокофьевич.
В справедливости этих слов я убедился, увидев моряков в деле. Отдали швартовы и снялись с якоря так, что я глазом моргнуть не успел. Буквально несколько минут и мы проходим мимо Владимирского собора, золото куполов которого ласкает утреннее солнышко. Оглянуться не успели, как вышли из Карантинной бухты.
-Ходкий у вас ВМ, летает, будто ласточка, - говорю, поднимаясь на ходовой мостик. Здесь капитан и 1-й радиооператор капитан 1 ранга в отставке Александр Клименок.
-Да, мотористы у нас не зря хлеб едет, - говорит кэп, можете заглянуть в машинное отделение... В машинном отделении хозяйничают старший моторист Михаил Шамрай и моторист Павел Северин. Михаил имеет высшее образование, хочет получить ещё одно. Стремление похвально. Павел Северин – мичман запаса, имеет средне-техническое образование. После военной службы ходил на рыбаках.
Старпом капитана – старший мичман запаса Ординцов, стармех – Пономарь. Оба Сергеи и оба Васильевичи. Оба с хорошим опытом службы.
В крохотной штурманской над картой «колдует» 2-й помощник капитана Юрий Сычев. Он ведет прокладку, выводит судно в точку с заданной глубиной. На ВМ-34 Юрий второй год. Четыре года назад закончил Херсонский морской институт. Моряк пока молодой, но уже с опытом, который получил в рейсах на рефрежираторах. Самым «ветеранистым» моряком здесь по праву считается Павел Яковлевич Демченко. Его стаж на ВМ несколько десятков лет. С опытом и матросы 1-го класса Иван Богуш, Роман Чудаков.
Группу из пяти судовых водолазов – это можно сказать особая каста, возглавляет мичман запаса Александр Моисеев. Он водолаз 1 класса, сварщик, взрывник. В альма-матер учился с мая по октябрь 1974 года. Глядя на юных матросов, вспоминает свои первые шаги в глубину. За годы службы и последующей работы набрал 9 750 часов подводного стажа. Немногие рыцари глубин имеют такой стаж. Служил на СС-21 в бригаде спасательных судов, в учебном центре ЧФ, занимался судоподъемом. В том числе, в свое время ликвидировал «кладбище» затопленный кораблей на судоразделке в Инкермане. Участвовал в подъеме охотников, сторожевого корабля, СДК, морского тральщика, подводной лодки. Занимался обеспечением научных работ. На ВМ-34 всего год. Но из водолазов он самый «матёрый». Более 6 000 часов у водолаза 1 класса Александра Наумова, более 4000 часов у мичмана запаса Сергея Григорьева, около 3000 часов у мичмана запаса Ивана Ганул.
Самый «маленький» стаж у водолаза 3 класса Алексея Карунного – 1 200 часов. Забегая вперёд, скажу, что именно он после возвращения ВМ к родному причалу спускался под воду, чтобы сделать обязательный осмотр винто-рулевой группы.
Ну а повар Ирина Слепышова и камбузник Елена Гренадёрова заняты приготовлением обеда.
…Штурман докладывает о прибытии в точку. Бросили якорь, вытравлено 120 метров якорь-цепи. К нам подходит ВМ-9, мы принимаем бросательный и после постановки ВМ-9 на якорь образуется связка двух судов, кормы которых уже не будет гулять под силой ветра и течения. На мачтах ВМов поднимаются соответствующие знаки (шар-ромб-шар) и флаги, свидетельствующие о том, что на судах идут водолазные работы и они ограничены в возможности манёвра. Это очень важный элемент, мы находимся в активно судоходном районе и недалеко от нас стоят на якорях и проходят гражданские суда. А вскоре мимо проходит и ГС ЧФ «Челекен».
-В случае возникновения нештатной ситуации, все проходящие суда должны знать, что мы не можем быстро сманеврировать, - поясняет руководитель водолазных работ, - мало того, что суда стоят на якорях и связаны между собой, под водой находящиеся водолазы, которые во время подъема проходят декомпрессию и поднимаются с глубины с остановками по определённому графику. Его нарушение и быстрое всплытие грозит человеку кессонной болезнью. Это недопустимо.
…Главное событие дня разворачивается на юте. С кормы ВМ опускают на концах две 32-килограммовые балластины: по правому и левому борту. Это спусковые, своего рода «канатная дорога», по которой водолазы спускаются на глубину, а затем поднимаются на поверхность. Это что-то вроде страховки для альпиниста или верхолаза. Впрочем, если для альпиниста такая веревка главнейший атрибут его спуска и подъема, а также безопасности, то для рыцаря глубин это, скорее всего, вспомогательный элемент. Для него важнее шланг для подачи воздуха и кабель связи. Это две жизненно важные линии, которые раскатывают и сматывают обеспечивающие матросы.
Для обеспечения спусков в снаряжение СВУ-3 с аппаратом АВМ-5 облачается страхующий водолаз главный старшина контрактной службы (кс) Вадим Зибров, заместитель командира взвода. Призванный из Курска в 2003 году, он закончил Альма-матер в 2004 году и за 10 лет службы приобрёл немалый опыт. Роль страхующего на ВМ-9 выполнял старшина 1 статьи кс Александр Тароев. Они добросовестно несли вахты в снаряжении, но к их помощи не прибегали. Прежде всего, потому, что спуски проходили в строгом соответствии с инструкциями и установленным порядком.
К спуску готовится первая пара. Это матросы Григорий Акимов, призванный из Лужского района Ленинградской области и Егор Долевец из Ростова на Дону. Григорий до службы был ди-джеем, Егор закончил Ростовский госуниверситет и успел поработать. Во время спусков не до разговоров, но с некоторыми из матросов уже после глубины мне удалось побеседовать и абсолютно всех увидеть в работе. Дело в том, что матросы были представлены в разных качествах. Они поочерёдно помогали спускавшимся под воду облачаться в трёхболтовое вентилированное снаряжение (это шерстяное бельё, рубаха, передний и задний грузы, галоши, медный шлем), общий вес которого сродни весу самого водолаза – 80 кг. Причём работали быстро, сноровисто. Чувствовалось, что выполняли знакомые операции, не впервые. И то сказать, покоряли четвёртую фиксированную глубину: 15, 25, 35 и наконец 45 метров. Соблюдался принцип последовательности, от простого к сложному.
В 8.45 мы стали на якорь. А уже через 10 минут начались водолазные спуски. Такое возможно только при четкой организации. На первый взгляд действия на юте из-за обилия людей могут показаться суетой. На самом деле каждый знает свой манёвр и все подчинено единой цели и проходит по единому плану. Все проходит на глазах и под тщательным контролем командира спуска лейтенанта Руслана Пыны. Ему следуют чёткие доклады о готовности к спуску, он дает команды на спуск, принимает доклады от водолазов, справляется о их самочувствии.
Первые матросы, зафиксировав заданную глубину, начинают подъем. Он идёт по строгому графику, за выполнением которого внимательно следит капитан медицинской службы Силенко. Врач-физиолог соблюдает время начала и окончания остановок на контрольных глубинах, лейтенант Пына по кабелю связи выдает соответствующие команды водолазам. Соблюдение режима декомпрессии важнейший элемент сохранности жизни и здоровья будущих рыцарей глубин.
Едва матросы Акимов и Долевец поднялись по вертикальному трапу на борт судна, как сразу попали в заботливые руки товарищей. Отдраивается иллюминатор водолазного шлема и сразу прекращается подача воздуха. Следуют доклады командиру спуска о выполнении задания. Одних водолазов быстро разоружают, других наоборот, одевают, готовя к спуску. Процесс идёт непрерывно.
Вторая пара: матросы Евгений Васильев и Дмитрий Кислов готовятся к спуску. Проверена правильность подсоединения шланга для подачи воздуха и кабеля связи.
- Подать воздух и связь.
Матросы один за другим погружаются в воду и уходят на глубину.
Видно, как возле кормы бурлит фонтан пузырьков воздуха. Замечаю, что чем дальше погружается водолаз, тем дальше от судна уходят пузырьки. Как же так? Ведь водолазы находятся строго в одном месте, держась за спусковые, прикованные грузами ко дну? Почему пузырьки воздуха уходят от ВМа? Мою догадку о их сносе течением подтвердили специалисты. Снос воздушных пузырьков метров 10. Как рыболов с многолетним стажем знаю, что течение в море постоянно меняет свое направление и силу и порой оно достигает значительных величин, осложняя работу под водой.
Третья пара: матросы Никита Корчажинский и Дмитрий Костенко. Ребята призваны из разных мест. Костенко из Волгоградской области, закончил Жирновский нефтяной техникум, успел поработать помощником бурильщика. А, например, за плечами матроса Артема Личмана два курса Волжского политехнического института.
Знаю, что за военно-морской школой младших специалистов не первый год шефствует Татарстан и, прежде всего, город Набережные Челны, мэр которого Василь Шайхразиев не раз приезжал в Севастополь и навещал подшефных. Вот и среди 14 молодых водолазов оказались ребята из Татарстана. Это матросы Тимур Гайфиев из г. Азнакаево, Павел Майоров из г. Алметьевска, Сергей Богинский из Набережных Челнов.
Впрочем, даже в этой небольшой группе представлены разные регионы России. Матрос Виталий Бережной из Калуги, Виктор Гааг из Магнитогорска, Константин Краснощеков из Ставрополья, Евгений Васильев из Волгограда…
Но всех их объединяет стремление как можно лучше овладеть будущей флотской специальностью, ведь для некоторых из них она может пригодиться и в гражданской жизни. А кто-то, возможно, пожелает стать контрактником, как Вадим Зибров и Александр Тароев.
- Первому, второму – больше воздуха, - слышу команду лейтенанта Руслана Пыны. Он осуществляет связь с обоими водолазами.
Мало того, что у каждого из них два обеспечивающих на юте из числа матросов: один на воздухе, другой на связи (они сворачивают и разворачивают шланги и кабели связи). Есть ещё два профессионала из числа экипажа ВМа. На подаче воздуха – водолаз 1 класса Александр Наумов, а на обеспечении связи Иван Гану. Две водолазные станции работают на тех, кто идёт под воду.
Безопасность водолазов – прежде всего. В случае нештаных ситуаций, когда по каким-либо причинам может быть нарушен график декомпрессии поднимающихся из глубины, в готовности к использованию на борту ВМ находятся МРК – малая рекопрессионная камера, рассчитанная на двух человек.
Впрочем, в тот день и даже в один из предшествующих спусков, когда море штормило, осложняя работу, эти МРК не потребовались. Но исключать форсмажоры нельзя и поэтому барокамеры находятся в готовности.
Спуски в этот день прошли в штатном режиме. Расскажу о двух интересных деталях. У матроса Константина Краснощекова с собой были наручные часы с возможностью погружения до 50 метров. И он попросил разрешения испытать их глубиной. Часы Кости прикрепили к рукоятке шлема его напарника Виктора Гаага. Когда оба поднялись после пребывания на дне, Костя с удовлетворением отметил, что часы успешно прошли проверку глубиной. Как, кстати, и сам водолаз. А второй матрос (к сожалению не записал его фамилию) доложил, что может самостоятельно, без посторонней помощи снять рубаху, после завершения работы (обычно это делают как минимум два человека). И продемонстрировал свое умение перед камерой...
В военно-морской школе готовят не просто младших специалистов, а военных водолазов. В боевой обстановке всякое может случиться и хорошо, если рыцарь глубин сам в состоянии выполнить эту не простую операцию. Сожалею, что не успел побеседовать с этим спортивным и подвижным как ртуть матросиком. Как видно, он не терял времени на водолазном полигоне и сумел достичь того, чего не могут даже более опытные специалисты.
До выпускных экзаменов ещё есть время, и спуски под воду продолжаются. Но уже сейчас можно сказать, что очередной рубеж к заветной цели подчиненные капитана 3 ранга Клинкова уверенно прошли.
Владимир ПАСЯКИН.
Фото автора
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 4014 просмотров
В детстве "зачитывался" книжкой про водолазов-"эпроновцев". Тематически пожеланий, к сожалению, не знаю, поэтому пожелаю - "всего наилучшего" вам, мужики!
Показывал как-то статьи о нынешнем флоте отцу.Служил он в начале 50-х в Севастополе,на тральщиках.Удивился,что матросы в шинелях,а офицеры в армейских бушлатах.Вспомнил свой тральщик,который передали водолазам ЭПРОНА.Указал даже номера -Т-917 и Т-920.Где бы фото найти этих кораблей,сохранились ли?
Показывал как-то статьи о нынешнем флоте отцу.Служил он в начале 50-х в Севастополе,на тральщиках.Удивился,что матросы в шинелях,а офицеры в армейских бушлатах.Вспомнил свой тральщик,который передали водолазам ЭПРОНА.Указал даже номера -Т-917 и Т-920.Где бы фото найти этих кораблей,сохранились ли?
Посмотрие здесь: Корабли ЧФ
to VicMich (Севастополь) Показывал как-то статьи о нынешнем флоте отцу.Служил он в начале 50-х в Севастополе,на тральщиках.Удивился,что матросы в шинелях,а офицеры в армейских бушлатах.Вспомнил свой тральщик,который передали водолазам ЭПРОНА.Указал даже номера -Т-917 и Т-920.Где бы фото найти этих кораблей,сохранились ли? Посмотрие здесь: Корабли ЧФ
Знакомая ссылка
Сейчас водолазы готовятся ко Дню Победы и 230-летию ЧФ.

