3093

Владимир Казарин: «Радикалы, как правило, ведут за собой молодежь...»

Владимир Казарин: «Радикалы, как правило, ведут за собой молодежь...»

Провозглашение независимости Косово может реанимировать сепаратистские настроения в целом ряде регионов Украины. Особенно опасен косовский прецедент для Крыма, где набирают силу новые крымско-татарские лидеры, стоящие на радикальных позициях. В этой ситуации часто критикуемый меджлис является умеренной силой, чьи шаги прогнозируемы для Киева. В то же время правоохранители озабочены растущим влиянием мусульманских радикалов, которое происходит при поддержке заграничных исламских центров. Об этом рассказывает В.П. Казарин, депутат Верховного Совета Автономной республики Крым, вице-губернатор Севастополя.

 

- Многие эксперты уже давно проводят параллели между Косово и Крымом. Известно, что крымско-татарский меджлис приветствовал провозглашение независимости Косово, назвав решение косоваров «очень светлым событием». Увеличиваются ли угрозы для Крыма в свете последних событий в Европе?  

 

- Я думаю, что в настоящее время, в ближайшей перспективе, это не является актуальной проблемой Крыма. Но я согласен с теми комментаторами, которые говорят, что косовский прецедент открывает ящик Пандоры и создает пусть призрачные, но юридические основания для постановки проблемы в отношении целого ряда регионов мира, в том числе и для Украины.  

В прессе уже начинают говорить о том, что возможна постановка вопроса о Буковине, так как северная Буковина входит в состав Украины, а южная – в состав Румынии. На Востоке Украины можно вспомнить и про Криворожско-Донецкую республику, которая когда-то существовала. Ряд таких прецедентов могут теперь получить «второе дыхание», импульсы к новой жизни.  

Я думаю, что позиция Европы по поводу Косово является крупнейшей ошибкой. Хочу надеяться, что цепной реакции не будет. Но основания опасаться – есть.

 

- Уже после провозглашения независимости Косова президент Украины Виктор Ющенко ввел главу крымско-татарского меджлиса Мустафу Джемилева в состав группы, занимающейся разработкой нового варианта Конституции страны. Сам Джемилев заявил, что намерен добиваться включения в текст новой Конституции пункта о том, что Крым является татарской автономией. Почему Киев делает такие преференции крымским татарам? 

 

- На данном этапе меджлис говорит о национально-культурной автономии. Но одновременно понятно, что, если на первом этапе речь идет о национально-культурной автономии, то при усилении радикальных настроений это, конечно же, открывает дорогу к постановке вопроса и о территориальной автономии, и всяких других формах развития и укрепления государственности по национальному признаку.  

 

С одной стороны, киевское руководство можно понять. Например, в России также стараются демонстрировать лояльность к национальным вкраплениям. Вы знаете об особом положении Татарстана в России, о шагах навстречу Башкирии, Бурятии или той же Чечни. В принципе, такая политика должна иметь место, должны защищаться права национальных меньшинств и их самобытность. Но если это делать без учета всей совокупности факторов и интересов других национальностей, то это может привести к определенному росту автономистских настроений.  

Я хочу подчеркнуть, что Мустафа Джемилев, как политик, является достаточно понятной и прозрачной фигурой. Мы знаем, чего от него ждать, а чего ждать не следует. Гораздо большее беспокойство у крымчан сегодня вызывают лидеры новой волны, которые поднялись за спиной Джемилева. Они настроены более радикально, имеют фундаменталистские настроения, отказываются подчиняться меджлису, который более прогнозируем.  

 

- Насколько сильны позиции радикальных лидеров крымских татар?  

- Насколько я понимаю, меджлис в лучшем случае контролирует 40% крымских татар. Остальная часть крымских татар в значительной мере разочаровалась в политике, они не склонны поддерживать никакую политическую силу. Или же делают выбор, не исходя из рекомендаций меджлиса. Я хочу напомнить, что на последних выборах значительная часть крымских татар голосовала за Партию Регионов (руководство меджлиса входит в блок Виктора Ющенко «Наша Украина – Народная самооборона», – прим. ред.).  

 

Но такая ситуация несобранности среди крымских татар – хорошая платформа для формирования новых радикальных движений, в условиях нестабильности и отсутствия экономической состоятельности. Пока что радикальные движения, в лучшем случае, контролируют 8-9% крымско-татарских голосов. Но зато они очень организованны, очень последовательны.  

Кстати, в моральном отношении, как правило, «чисты». Они – истинные последователи идеи, поэтому, например, не будут «крысятничать», обворовывать своих соплеменников, как это сделали многие лидеры татар в прошлом. Для молодежи такая нравственная чистота очень притягательна, а радикалы, как правило, ведут за собой молодежь и значительную часть среднего сословия. Поэтому, к сожалению, основа для переформатирования настроения большинства крымских татар в пользу радикальных лидеров сегодня уже есть.  

- Угрозы радикализации в среде крымских татар – вы о них говорите на встречах с руководством Украины в Киеве?  

 

- Когда обсуждаются вопросы, связанные с ситуацией в Крыму, мы об этом говорим. Но говорим не только мы, об этом постоянно и настоятельно говорят силовики, которые собирают информацию и по долгу службы направляют ее в центр. Вы же знаете, что принимались меры по ограничению деятельности таких радикальных организаций как «Хизб-ут-Тахрир», некоторых других. Проводятся превентивные мероприятия, чтобы пресечь влияние исламских фундаменталистов с Кавказа, в первую очередь, из Чечни.

 

Но я думаю, что у всех этих радикальных организаций за спиной стоят очень богатые мировые исламские центры, финансовые ресурсы которых измеряются не сотнями долларов и даже не миллионами.  

В Украине происходит быстрое распространение все новых и новых исламских центров, которые декларируют свою деятельность как сугубо гуманитарную, а не политическую или идеологическую. Но я думаю, что есть основания говорить об осуществлении спланированной и достаточно эффективной экспансии. Пока что она гуманитарная, но на следующем этапе будет религиозно-идеологической.  

 

- Что вы можете сказать про демографическую ситуацию в Крыму? Я помню, как крымско-татарские СМИ делали акцент на том, что первый родившийся в 2008 году ребенок в Крыму – татарин, в газетах появляются сведения о том, что среди детей школьного возраста крымские татары уже имеют значительный процент. 

 

- Я убежден, что этой проблемы, на самом деле, нет. Статистика показывает, что рождаемость у крымских татар если и больше, чем у славян, то незначительно. У славян меньше трех детей в среднем на семью, а у крымских татар приближается к 3,5 на семью. Но вы понимаете, что это не тот разрыв, который может беспокоить. Тем более, крымские татары составляют 260-270 тысяч жителей полуострова, а славяне составляют в Крыму (в общей сложности, с учетом Севастополя) где-то 2,2 млн. Поэтому не стоит полагать, что при такой ситуации через 5-10 лет крымские татары составят большинство в Крыму. Это – абсолютно несерьезный тезис. С этой стороны проблему в Крыму ожидать вряд ли возможно.  

 

- Но ведь не так давно Государственный комитет Украины по делам национальностей прогнозировал, что в ближайшие годы в Крым из Средней Азии могут приехать еще около 100 тысяч крымских татар. После этого, в феврале 2008 года, Виктор Ющенко в перечне «проблем, требующих неотложного решения» в Крыму, указал «законодательное урегулирование вопросов по упрощению порядка въезда в Украину депортированных граждан». А спустя несколько дней включил лидера меджлиса Джемилева в комиссию по вопросам гражданства – она как раз и рассматривает заявки на получение украинских паспортов новыми гражданами.  

 

- Это «пугалка», которую используют на протяжении всех последних 17 лет. Говорят, что 150 тыс. крымских татар якобы готовы переехать из Узбекистана. Говорят, что еще 70-80 тыс. – из других среднеазиатских государств, говорят о мифических 80-90 тыс. крымских татар, которые в Астрахани или на Кубани «задержались». Еще говорят о 150 тыс. крымских татар, которые якобы в других регионах Российской Федерации «сидят на чемоданах» и ждут, когда можно будет приехать. Наконец, говорят о 2-7 млн крымских татар, которые в Турции живут и тоже готовы вернуться на историческую родину.  

 

Но год за годом эти разговоры ведутся, а реальный поток миграции падает и падает. Более того, имеет место обратная миграция крымских татар в Узбекистан. Поэтому, я полагаю, что это – не более чем пропагандистские лозунги. Реально 97-98% крымских татар, желавших приехать, уже переехали в Крым. Никаких сотен тысяч крымских татар, желающих возвратиться, реально не существует. Крымские татары есть в Средней Азии, но они ни в какой Крым не хотят переезжать. Им удобнее там, у них там налажен быт и бизнес.  

 

Беседовал Сергей Терентьев, «Столетие»

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user admin
62396

а если руские достают со своими радивиловими ветренками..можит киеву принять пас джамильова и вызнать косово..ведь руские нечем не лудше от татар. судя по их действиям...кто знает .

Profile picture for user admin
62396

чем больше нацисты пытаются в Крыму прижать русских, тем больше шанс отделения от них.
Свободу Крыму от оккупантов!

Profile picture for user admin
62396

даже вариант мусульманского государства для Крыма лучше нежели гнет бандер. Татары хоть на людей похожи

Profile picture for user admin
62396

Паша, ты чего? Крым будет наш, российский. Вопрос в сроках и методах. Главное, чтобы мы, севастопольцы это понимали. А заперекопские "знатоки" прекрасно это переживут... Ведь понимают, что ворованное возвращать придётся.

Profile picture for user admin
62396

Паша, ты чего? Крым будет наш, российский. Вопрос в сроках и методах. Главное, чтобы мы, севастопольцы это понимали. А заперекопские знатоки прекрасно это переживут... Ведь понимают, что ворованное возвращать придётся.

Продолжаете жить иллюзиями - галюцинациями ?