2825

Сергей Цеков: «Неуважение к Крыму - это в первую очередь неуважение к России…»

Сергей Цеков: «Неуважение к Крыму - это в первую очередь неуважение к России…»
Ровно 15 лет назад, 14 апреля 1995 года, в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации выступил Председатель Верховного Совета Республики Крым Сергей Цеков. Это выступление состоялось вопреки бешеному сопротивлению спикера Верховной Рады Украины Александра Мороза и депутатов от партии «Рух» в украинском парламенте. Им, как ни странно, подыгрывал вице-спикер Государственной Думы России Геннадий Селезнёв. Но выступление состоялось.
 
Сергей Цеков рассказал российским парламентариям о политико-правовой ситуации, связанной с отменой президентом Кучмой целого ряда нормативно-правовых актов Республики Крым и института президентства в Крыму. Назвав эти действия беспределом, С. Цеков попросил депутатов Государственной Думы России о помощи, призвал их поддержать крымскую автономию на основе норм международного права. Не смотря на то, что у Государственной Думы, подконтрольной президенту Ельцину, в отличие от расстрелянного в 1993 году Верховного Совета России, уже не было собственной позиции в крымском вопросе, выступление Сергея Цекова с её трибуны имело резонанс.
 
Текст этого выступления актуален и сегодня.  Ведь сегодня на смену президентам Украины, которые боролись с крымской автономией, пришел президент, с которым связаны надежды крымчан на укрепление полномочий Автономной Республики Крым. Но эта надежда должна быть подкреплена реальными действиями. Например - отменой т.н. «поправки Заеца» в Конституции АР Крым от 1998 года, созданием комитета Верховной Рады Украины по вопросам Автономной Республики Крым (эти вопросы ставятся на повестку дня Всекрымским общественно-политическим движением «Русское единство»).
 

Приводим текст выступления Сергея Цекова в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1995 года в полном объёме.

 

Пресс-служба Русской общины Крыма

 


 
Выступление Председателя Верховного Совета Республики Крым С. Цекова

на заседании Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации 14 апреля 1995 г.

 

Уважаемые депутаты!

 

Передо мной стоит не­простая задача рассказать вам о той ситуации, которая сложилась в Крыму, причем с позиции людей, живущих в Крыму и болеющих душой за судьбу нашей республики.
 
Как простому человеку, не облеченному никакими долж­ностями, хочется кричать во весь голос о той не­справедливости, которая со­вершается с Крымом. Гово­рить о коварстве, бес­принципности, нечисто­плотности. Ругать тех, кто это допускает в самых не­лицеприятных выражениях.
 
Но как Председатель Вер­ховного Совета Крыма я дол­жен все время, как бы трудно это ни было, сдерживаться и помнить одно - не навреди Крыму. Крыму, который всей душой привязан к России. Крыму, который все время сдерживается в этом стрем­лении, боясь поссорить Укра­ину с Россией. Который ждет, что вот-вот наступит деклари­руемое сближение двух брат­ских народов. Ждет, когда бу­дет заключен долгожданный экономический союз, когда бу­дет заключен Договор о двой­ном гражданстве. Что посто­янно обещалось, обещалось и обещалось и также постоян­но не выполнялось.
 
Вместо этого - наступ­ление на минимальные права республики. Фактически нуле­вая защита со стороны миро­вого сообщества и, как это ни печально, с той стороны, от­куда мы все время ожидали помощь, со стороны России.
 
"На сегодня вы остались одни", - это заявил Президент Украины Леонид Кучма, говоря об этом в контексте того, что Российская Федерация вас не защитит. Как ни горько это при­знавать, но, по всей видимости, в этом есть большая доля правды.
 
Проблема Крыма имеет много аспектов. Она тесно связана с проблемами Севастополя, Черноморского флота, российско-украинских взаимоотношений, которые изменялись на разных этапах становления независимости Украины. По мере укрепления своей государственности, по­зиция Украины по всем названным проблемам становилась всё более жест­кой. Ужесточалось и отноше­ние Украины к статусу Крыма.
 
Нелишне напомнить, что республика, ликвидированная в 1945 году, восстановлена на основании результатов обще­крымского референдума, про­веденного 20 января 1991 года, в котором приняли уча­стие 81.3 процента крымчан, из которых на вопрос "Вы за воссоздание Крымской Ав­тономной Советской Соци­алистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?" - утвердительно ответили 93 процента, что составило 3/4 от имеющих право голоса.
 
Необходимость восста­новления республики была поддержана и прежним руководством Украины. Леонид Кравчук за три месяца до про­ведения референдума, находясь в Крыму, заявил, что "республике, конечно же, быть" и убеждал, что для это­го даже нет необходимости проводить референдум.
 
Признал результаты ре­ферендума и Верховный Со­вет Украины, принявший 12 февраля 1991 года Закон о восстановлении республики без каких-либо оговорок по сути поставленного вопроса.
 
Но в этот период Украина не была независимым госу­дарством и шла на компро­миссы с Крымом, понимая, что дезинтеграционные процессы, набирающие силу в Союзе, приведут не только к независимости Украины, но могут привести и к выходу Крыма из Украины, учитывая, что подавляющее большин­ство крымчан, несмотря на злосчастный 1954 год, всегда чувствовало себя в первую очередь в составе СССР и прежде всего - России, а за­тем уже Украины.
 

С тех пор прошло 4 года. Четыре года несбывшихся на­дежд, пустых обещаний, постоянного обмана. Обмана со стороны российских, украинс­ких, крымских политиков.

С укреплением независи­мости Украины усиливалось и наступление на тот уровень государственности Крыма, ко­торый был достигнут в первой половине 1992 года и который был признан и закреплен Ук­раиной в ряде законов и Кон­ституции. А признано было не­мало, начиная от названия республики, ее символов, гражданства, территории и за­канчивая неотъемлемым пра­вом собственности на землю, недра, природные ресурсы, возможностью проведения са­мостоятельной внешней эко­номической политики.
 
Наступление на республи­ку началось фактически со второй половины 1992 года, но особенно усилилось оно с мая 1994-го, когда к власти в Кры­му пришли пророссийски настроенные силы - Президент республики и Верховный Со­вет. Способствовала этому наступлению и совершенно вя­лая позиция Российской Феде­рации, в первую очередь исполнительной власти. В уго­ду сомнительному на сегодняшний день стратеги­ческому партнерству между Россией и Украиной, на фоне постоянных заявлении о друж­бе и сотрудничестве двух брат­ских народов, Крым (включая, конечно же, и Севастополь) фактически отдан на растерзание.
 
Объективности ради надо признать, что и нынешнее ру­ководство Крыма допустило в своей работе много ошибок. Основная причина - неопыт­ность. Но если говорить о Верховном Совете Крыма, то он искренне стремился реализовать ту программу, с которой баллотировались де­путаты. И при этом верил в то, что и Президент Украины Ле­онид Кучма, и вновь избран­ный Верховный Совет Украи­ны также будут выполнять предвыборные обещания. А их, весьма приятных для крымчан, было достаточно много. Например, что русский язык будет одним из государственных в Украине, что отношения с Крымом должны строиться на договорной основе, что Президент Украины не бу­дет предпринимать в отно­шении Крыма односторон­них действий. Поверили, и около 90 процентов крымчан проголосовали за нынешнего Президента Украины, а это самый высокий показатель по Украине. Сегодня  кажется удивительным, но даже депутаты из фракции «Россия» Верховного Совета Крыма призывали голосовать крымчан за кандидата в Президен­ты Украины - Леонида Кучму.
 
Итак, урезание полномо­чий Крыма, едва просмат­ривающееся в 1992 году, с мая 1994-го происходит по нарастающей, при постоянных заявлениях России о том, что Крым - это внутреннее дело Украины.
 
Вначале из подчинения Крыма выводятся милиция, Служба безопасности, органы юстиции. Форсируется реше­ние спорных вопросов по соб­ственности с перераспределе­нием ее в пользу Украины. При­чем делается это с нарушени­ем прежде всего украинского законодательства.
 
Надо отметить, что нару­шение собственных законода­тельства, Конституции, меж­дународного права, предыду­щих договоренностей в отно­шении Крыма становится сти­лем в работе руководства Украины.
 
1994 год оказался для Крыма невероятно сложным по погоде и природной, и политической. Засуха, которой не было 100 лет. Противосто­яние исполнительной и законодательной властей, вылившееся в известный сентябрьский кризис, затем кризис в руководстве Верхов­ного Совета Крыма. Милиция, вышедшая из подчинения Крыма якобы для эффек­тивной борьбы с преступ­ностью, тем не менее с ней не справляется. Серия заказных убийств, взрывы коммерчес­ких магазинов, предприятий потрясают Крым.
 
Наступает февраль 1995 года, преодолен кризис в пар­ламенте, восстановлена коа­лиция тех сил, которых избра­ли в Верховный Совет Крыма на основе программы блока "Россия", фактически преодо­лен конфликт с Президентом Крыма. Успешно идет переговорный процесс с Украиной, почти два месяца в Киеве ра­ботает группа депутатов Кры­ма, оценка их деятельности со стороны руководства Верховного Совета Украины высока. Дождливые и снеж­ные осень и зима показывают хорошие виды на урожай.
 
Но то, что вызывало оп­тимизм и надежду у нас, не ус­траивало официальный Киев. Запущенная машина по лик­видации государственности Крыма уже не могла остано­виться. Беспрецедентные и по процедуре принятия, и по своему содержанию решения Верховного Совета Украины от 17 марта, а затем Указ Пре­зидента Украины от 31 марта низвели Крым к даже не толь­ко уровню области, а гораздо ниже - к уровню колонии.
 
Судите сами. Отменены Конституция республики и два закона Украины - Закон "О ста­тусе Автономной Республики Крым" и Закон "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым". Оба закона определяли полно­мочия республики и указывали на то, что объем полномочий не может быть изменен без обоюдного согласия. Верхов­ный Совет Крыма не имеет те­перь права самостоятельно принимать Конституцию, поправки, изменения и дополне­ния к ним. Все должно утверждаться Верховным Советом Ук­раины. Отменены Закон "О Президенте Республики Крым" и Закон "О выборах Президента…" как не соответствующие законодательству и Конститу­ции Украины. А как же быть с тем, что первая встреча Прези­дента Республики Крым была с Президентом Украины в февра­ле 1994 года? Разве это не признание легитимности Президента Крыма? Республи­ка лишена права собственнос­ти на землю и природные ресур­сы, произведено ее территориальное расчленение - отделение Севастополя от Крыма, отменен государ­ственный статус русского и крымскотатарского языков, государственный язык те­перь один - украинский, отме­нены выборы в местные орга­ны власти на основе крымского законодательства, выборы перенесены на 2 месяца позже и будут проводиться на основе украинского законодательства, что поставило в сложные усло­вия партии и общественные организации Крыма.
 
Исключено гражданство Республики Крым, ранее оно признавалось. Прави­тельство Крыма перепод­чинено центральным органам исполнительной власти Укра­ины. Восстановлены в долж­ности те члены прави­тельства, которым Верховный Совет Крыма 22 марта совер­шенно объективно высказал недоверие. Даже одно назва­ние нашей республики - Рес­публика Крым - вызывает в Киеве резкое неприятие.
 
Ликвидировав самоуп­равление республики, ру­ководство Украины закры­ло доступ представителям русской и русскоязычной общины, парламенту Крыма к телевидению и радио. Си­туация, когда Председатель Верховного Совета не имеет возможности свободно высту­пать по Крымскому телевиде­нию и радио (последнее так­же напрямую подчинено Кие­ву), говорит о нарушении эле­ментарных прав человека.
 

Запрещены трансляции сессий Верховного Совета Крыма с целью не допустить ознакомления крымской об­щественности с происходя­щими событиями.

Для оправдания действий Киева в средствах массовой информации Украины пущено в ход утверждение о неспособности руководства Крыма овладеть ситуацией в респуб­лике. Это очередная ложь. Кроме того, не может уровень государственности респуб­лики зависеть от плохого или хорошего руководства Крыма, как и от плохого или хороше­го руководства Украины.
 
Правилом становится освобождение государ­ственных лиц по принципу национальной принадлеж­ности. Накануне 17 марта 1995 года произведена фак­тически чистка крымской милиции. Освобождались в подавляющем большин­стве неблагонадежные представители русской на­циональности.
 
У нас сегодня есть два пути. Один - стоять до конца, надеясь на помощь со сторо­ны мирового сообщества, в первую очередь России. Либо упасть на колени и стерпеть весь тот беспредел, который допущен в отношении Крыма
 
Я не вправе давать вам, уважаемые депутаты, ре­комендации о том, как можно реально помочь Крыму и при этом соблюсти нормы между­народного права. Для этого в России есть все то, чего нет у нас - Министерство иностранных дел, министерство по делам СНГ, академия, Ин­ститут международного пра­ва, информационно-аналити­ческие центры.
 
Было бы только действи­тельно желание помочь. И при этом знать, что Крым не давал повода для принятия столь жестких решений в отношении республики. В Крыму нет незаконных во­оруженных формирований, мы не создали собственную милицию и          Службу безопасности. И наконец, руководство Крыма не принимало решение о выходе из состава Украины, хотя подобная дезинформация бесстыдно распространялась среди депутатов Верховного Совета Украины накануне принятия решений 17 марта.
 
Корень столь беззаконных решений кроется гораздо глубже. Возможно, он берет начало еще с предложения Председателя Верховного Со­вета Украины Александра Мо­роза депутатам Верховного Совета Крыма, сделанного им в июне 1994 г. - предложения ликвидировать республику и сделать ее областью Украины
 

Не может быть для Укра­ины ситуация с Крымом толь­ко внутренним делом Украины с точки зрения истории и на­ционального состава Крыма, в котором проживают 65 про­центов русских и около 85 процентов считают русский язык и русскую культуру род­ными. В связи с этим неува­жение к Крыму - это в первую очередь неуважение к России.

Когда в 1954 году Крым был передан в состав Ук­раинской ССР в честь юби­лейной даты - 300-летия вос­соединения двух братских на­родов, никто не мог предполо­жить, что спустя 40 лет крымчане окажутся отрезанными от своей Родины - России.
 

В заключение я хотел бы поблагодарить за пригла­шение и предоставленную возможность выступить перед вами, а в вашем лице - перед соотечественниками, такой близкой и такой сегодня дале­кой для крымчан России.

 

Архив Русской общины Крыма (1995 г.)

Поделитесь с друзьями:

Комментарии