5804

Патриотическую работу – на новый уровень

Патриотическую работу – на новый уровень

Федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» должен реализовываться и в Севастополе. Свой вклад в это доброе дело готов сделать и Севастопольский союз ветеранов. Руководит им капитан 1 ранга в отставке Сергей Маслов.



— Сергей Алексеевич, чем отличается патриотическая работа, проводимая в прошлые годы, от той, которую предстоит вести в новых условиях?



— Возвращение Севастополя в «родную гавань» даёт новые возможности патриотического воспитания учащихся в процессе подготовки к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В Российской Федерации нравственно-патриотическая работа возведена в ранг государственной политики. Маршал Победы Георгий Константинович Жуков в своих воспоминаниях о событиях ВОВ пишет, что «Главным оружием победы был патриотизм». Действительно, в тяжёлые годы Великой Отечественной войны на борьбу с фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ от мала до велика. Все, кто был способен держать оружие в руках, стали в ряды Армии и Флота, остальные – вносили посильный вклад в борьбу с врагом. Эта война воистину стала Отечественной и подтвердила слова великого полководца.



Наша задача — принять активное участие в патриотическом воспитании молодежи. Это важная для всего нашего государства работа. Особое значение патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает сейчас, когда в мире не спокойно и в Украине процветает фашизм. Сегодня патриотическое воспитание должно стать главной составляющей национальной, объединительной идеей Российской Федерации. Наша задача – сделать город-герой Севастополь центром патриотического воспитания. Это – наш долг.

— За годы независимости Украины понятие патриотизма опустилось до ходьбы в вышиванках и исполнения гопака к месту и не к месту. В многонациональном государстве патриотом считался только тот, кто говорил на мове и носил с собой томик Кобзаря. Профанация патриотического воспитания дала свои страшные результаты, превратив Украины в слугу заморского империализма. Как вернуть истиное значение упомянутых терминов?

— Проблеме патриотического воспитания посвящён Закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Настоящий закон возводит патриотическое воспитание в ранг государственной политики. Он направлен на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан как важного элемента государственной политики, устанавливает правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Данный закон даёт чёткое определение понятий патриотизма и патриотического воспитания. Позволю кратко остановиться над основными понятиями.



«Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества».



«Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Составной и неотъемлемой частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации должен стать настольной книгой каждого ветерана и руководством к действию. Для успешной реализации проблем патриотического воспитания граждан Российской Федерации необходимо объединить усилия ветеранских организаций, семьи, учебных учреждений города, государственных и общественных структур для совместного решения этой архиважной проблемы нашего бытия.

На протяжении почти четверти века в умах и душах севастопольских детей, подростков, молодежи вымарывался образ патриота. Любить Россию было чуть ли не преступлением. Читать русские стихи и петь русские песни негласно запрещали. Гласно поощряли корявый суржик украиноязычных чиновников. И сегодня для ваших соратников передовая проходит через классы школ, аудитории вузов, группы дошкольных учреждений. Готовы ли они к такой борьбе за души молодежи?



— Сегодня в нашем городе-герое, одержавшем победу в Крымской весне, имеется множество учебных учреждений, в которых совместно с Департаментом образования правительства Севастополя должна проводиться воспитательная работа. Среди них 79 дошкольных учебных учреждений, 54 государственных гимназий и общеобразовательных школ, 5 общеобразовательных учебных заведений негосударственной формы собственности, 5 интернатов, детский дом, восемь внешкольных учреждений и 21 высшее учебное учреждение. Как в своё время утверждал великий педагог Макаренко, воспитание должно начинаться с самого рождения. Если ветераны нашей организации имеют определённый опыт работы в учебных учреждениях города и воинских частях гарнизона, то опыта работы во внешкольных учебных учреждениях (детских садах) мы не имеем.

К решению этой важной проблемы нужно тщательно подготовиться совместно с управлением образования. Особое место в патриотической работе займёт реализация Всероссийской исторической и военно-патриотической детско-юношеской игры «Наследники Победы». Настоящая игра посвящена 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Итоги игры будут подводиться в начале мая 2015 года в Москве. Победители будут участвовать в параде Победы.

— Отношение ветеранов Севастопольского союза ветеранов к проведению патриотической работы. Нет ли среди них скептиков, считающих, что поздно менять мышление юношества?



— Нет, от борьбы никто из ветеранов не отказывается. И с этого поля боя никто не собирается бежать. Севастопольский союз ветеранов одной из главных своих задач считает претворение в жизнь Федерального закона «О патриотическом воспитании». Для реализации поставленных задач по патриотическому воспитанию в союзе разработан план подготовки к 70-летию Великой Победы, в котором центральное место занимает раздел, посвящённый патриотическому воспитанию учащихся города и военнослужащих частей гарнизона. На протяжении последних 23 лет вопросы патриотического воспитания решались не всегда успешно.

Не всегда и не у всех руководителей учебных учреждений ветераны находили понимание в этом важном вопросе. Известно о том, что в период героической обороны Севастополя 54 воина получили высокое звание Герой Советского Союза, а при освобождении это звание получили 240 человек. К великому сожалению, только 13 учебных учреждений нашего города-героя носят имена Героев – патриотов России. Сейчас после смены власти ситуация стала меняться в лучшую сторону. Пять школ подали заявки на присвоение им имён выдающихся личностей.

— Кадры решают все! Кому вы поручите работу с молодежью, таков и результат будет. Как организационно решаются вопрос патриотического воспитания учащихся города?



— Президиум Севастопольского союза ветеранов закрепил ветеранов за учебными учреждениями. За проведение патриотической работы в высших учебных учреждениях закреплены ветераны Савицкий Виктор Михайлович и Авилов Юрий Феофанович. Средние учебные заведения районов закреплены: Балаклавский район – Мальчик Семён Маркович и Щеголь Алла Ивановна; Гагаринский район – Исаев Виктор Иванович и Щербак Лидия Григорьевна; Ленинский район – Френтий Борис Петрович; Нахимовский район – Лушников Алексей Иванович. Каждая школа закреплена за конкретной ветеранской организацией.

С высшими учебными учреждениями проводят работу Савицкий Виктор Михайлович и Авилов Юрий Феофанович. В учебных учреждениях проводятся мероприятия с участием ветеранов союза в дни государственных праздников. В начале этого учебного года наши ветераны приняли участие в проведении линеек, посвящённых Дню знаний, в 80% школ города и поздравили с праздником учащихся, учителей и родителей. В перспективе разрабатываются планы совместной работы.

— Вы упомянули школы, несущие имена героев. Напомним читателям номера школ и имена героев.



— В настоящее время в Балаклавском районе школа №30 носит имя Герасима Рубцова. В Гагаринском районе школе № 32 присвоено имя Бобковой Л.В., школе № 35 — имя Абызова Г.А., школе № 54 – Гагарина Ю.А., школе № 58 – имя Калядина В.И., школе № 61 – имя Александра Маринеско. В Ленинском районе школа № 4 носит имя Кесаева А.Г., гимназия № 7 – имя Великого В.И., школа № 14 – имя Пьянзина И.С., школа № 22 – Острякова Н.А., школа № 38 – имя Челнокова Н.В., школа № 43 – Лавриненкова В.Д., школа № 44 – Ходырева В.В.

— Какие школы планируют добиваться права присвоения имён выдающихся личностей?



— В настоящее время решение приняли коллективы некоторых школ. Школа № 6 претендует на присвоение имени почётного гражданина Севастополя, дважды Героя Советского Союза Папанина Ивана Дмитриевича. Гимназия № 8 – имя летчика Хрусталёва Николая Титовича. Качинская школа № 13 — имя трижды Героя Советского Союза, выпускника Качинской лётной школы маршала авиации Покрышкина Александра Ивановича. Пятый интернат — имя командира 30-й береговой батареи Александера Георгия Александровича. Орлиновская школа №47 — имя первого основателя школы Ситко Михаила Петровича.



Присвоение имён выдающимся личностям осуществляется на основании Федерального положения о присвоении имён. На его основании нами был разработан проект регионального положения, который был представлен председателю Законодательного собрания и начальнику управления образования. Согласно законодательству нами сделано обращение в адрес семьи Покрышкина А.И. по поводу согласия на присвоение школе № 13 имени трижды Героя Советского Союза. Получен положительный ответ. Надеемся на то, что теперь проблем с присвоением имён выдающихся личностей не будет.

— Школьные музеи в советские времена были предметами особой гордости и педагогического коллектива во главе с директором, и комсомольских и пионерских организаций. Во всех ли школах сегодня имеются школьные музеи?



— Нет, не во всех. По имеющейся информации в Севастополе создано школьных музеев (музейных комнат) двадцать пять, музейных экспозиций — девять, галерей — две. Для обеспечения условий нормального проведения патриотической работы необходимо в каждой школе иметь школьный музей как центр патриотической работы. У нас имеется некоторый опыт в решении этого вопроса, и мы готовы оказать практическую помощь учебным учреждениям. Для создания музеев необходимо предусмотреть финансирование затрат на подготовку и создание стендов и витрин. Естественно, нужны энтузиасты из числа актива школ. Мы готовы помочь в решении этой архиважной задачи. А севастопольцы охотно помогут с экспонатами. Во многих семьях хранятся книги, документы, фотографии, личные вещи, способные помочь в патриотическом воспитании учащихся.



— У нас пока осталась не упомянутой еще одна категория молодежи, чье патриотическое воспитание крайне важно. Как решаются вопросы воспитания воинов Севастопольского гарнизона?



— Отвечая на ваш вопрос, особо хочу отметить, что в течение 23 лет нахождения Севастополя в составе Украины ни на один день не прерывалась связь ветеранов Севастопольского комитета ветеранов войны с флотскими экипажами и воинскими частями Черноморского флота РФ. Ежемесячно корабли Черноморского флота то выходили в дальние походы, то возвращались из них. Неизменно по установившейся традиции ветераны всегда участвовали и участвуют в митингах, проводах и при возвращении кораблей в родную базу Севастополь. На всех государственных праздниках и праздниках воинской славы России ветераны участвуют в мероприятиях, проводимых командованием Черноморского флота. Участие ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий и ветеранов военной службы во встречах с воинами Черноморского флота — это и есть та необходимая связь нескольких поколений в патриотическом воспитании молодежи флота.

— Среди ветеранов Севастополя есть люди, которые все свое свободное время отдавали и отдают работе с молодежью. Кого вы можете назвать лучшими в проведении патриотической работы?



— Всех назвать не удастся. Да и места в статье займут они много. Но некоторых назову. Это председатели ветеранских организаций: капитан 1 ранга Баранов Николай Федосеевич, подполковник Володько Виктор Васильевич, капитан 1 ранга Лушников Алексей Иванович, контр-адмирал Михальченко Николай Григорьевич, полковник Потапов Виктор Алексеевич, генерал-майор Субботин Виктор Фёдорович, полковник Френтий Борис Петрович. На наш взгляд, лучшими по организации и проведению патриотической работы являются директора и педагогические коллективы ряда школ Севастополя. Это директора школ: № 30 — Швецова Ирина Николаевна, № 23 — Петрова Валентина Вилиевна, № 35 — Холодова Ольга Семёновна, № 61 — Трощенко Марина Николаевна, № 8 Министерства обороны Российской Федерации — Коломийцева Светлана Михайловна, № 43 — Сафроняк Галина Александровна, № 45 — Баша Людмила Григорьевна, № 11 — Лысенко Виталий Витальевич.

— Каковы, на ваш взгляд, проблемы патриотического воспитания?

— Ответ на этот вопрос даёт Федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». В первую очередь необходимо каждому из нас понять, что патриотическая работа должна проводиться системно. Для этого необходимо во всех структурах города создать советы по проведению патриотической работы. В эти советы должны входить представители властных структур, общественности. Особое место должны занимать советы в учебных учреждениях. Должна быть создана городская программа, на основании которой отработаны местные планы, причём патриотическая работа должна проводиться постоянно, а не только по государственным праздникам. Считаю, что пора вернуться к шефству воинских частей над учебными учреждениями.



Желаю директорам, учительским коллективам школ и всем, кто занимается патриотической работой города-героя Севастополя, дальнейших успехов в решении важной государственной задачи по воспитанию патриотов великой России на примерах истинных патриотов — Героев Великой Отечественной войны.

Беседу записал Владимир Илларионов

 

 

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user vadimroman
546

Несколько неточно в отношении наименования школ. Бывший комитет по делам ветеранов и патриотическому воспитанию неоднократно обращался в горсовет и администрацию с предложением организовать работу по присвению почетных наименований школам города к 70-летию Победы. Но из-за крайне отрицательной позиции начальника управления И.Заец, отсутствия поддержки со стороны ветеранских организаций этот вопрос так и не решился. Более того, до сих пор школе № 8, которая находится на улице Хрусталева, не смотря на неоднократные обращения, не присвоено имя Хрусталева, хотя есть ходатайство родственников, педколлектива.
Поэтому Маслову, да и другим руководителям ветеранских организаций, вместо общих разглагольствований нужно заняться конкретно решеним конкретными вопросов, а не рассуждать "вокруг да около".

Profile picture for user Екатерина
24376

Начало "работе" положено: изгоняются те, кто действительно мог работать в этой сфере, такие, как директор Центра военно-патриотического восптания учащейся молодёжи Виктория Александровна Бурдина
"...к власти в городе пришли люди, обладающие редким сочетанием двух качеств: некомпетентность и чванство..." А.Чалый

Profile picture for user Mamamia
474

to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)

Вы,как всегда,правы, ... но ИМ этого не понять....................... Одного взгляда на фото Маслова достаточно, чтобы это понять ... Но ИМ гораздо приятнее тешить себя и свое ЭГО мыслью, что они "изгнали демона")))))) и НАКОНЕЦ-ТО начнут "работать")))) Я за это время уже столько раз слышала от различных людей, что лучше, чем при ней патриотическая работа в городе НИКОГДА не велась. А чванливые людишки будут пукать в воздух, что "....патриотическая работа должна проводиться постоянно, а не только по государственным праздникам " и самим себе верить, что так оно и было)))