В мире

Жизнь после Трампа

Или что будет, если Трампа не будет.

Жизнь после Трампа
Фото:
pixabay.com

За минувшие две недели новости о беспорядках в США прочно заняли пьедестал мировой информационной повестки, подвинув с него даже коронавирус.

Это вполне ожидаемо: сейчас от того, что происходит в США, зависит развитие событий во всех остальных частях света. Мы всё ещё живём в однополярном мире, и с этим фактом надо считаться.

Мало кто сомневается в том, что главной целью всего происходящего (возможно, даже включая и сам коронавирус) является попытка свержения Дональда Трампа. И не особо принципиально, как это произойдёт — через выборы, под которые явно раскручиваются беспорядки, или через откровенно незаконные действия (а об опасности переворота прореспубликанские комментаторы говорили ещё два года назад).

Необходимо понимать, что ни президент Трамп, ни его администрация не существуют в безвоздушном пространстве.

У Трампа в Америке огромная социальная база. У него очень активные сторонники-трамписты. Существует огромная, поддерживающая его структура, — Республиканская партия, предельно сплочённая, мобилизованная и реформированная им. Он представляет консервативную часть населения.

Но что будет, если Трамп проиграет? Как сложится ситуация внутри самой Америки? Что будут делать трамписты без Трампа?

Принципиальный вопрос

Президент Трамп продолжает доминировать в американских новостях, но теперь ему всё труднее убедить общественность в своей правоте.

Слабость власти никогда не способствовала популярности. Он ругает губернаторов, которые ввели строгие запреты для борьбы с пандемией коронавируса, но эти губернаторы в своих штатах стали гораздо более популярными, чем он.

Он призывает американцев возобновить нормальную экономическую и социальную активность, но ещё перед началом беспорядков опросы показывали, что большинство его граждан на тот момент всё ещё настороженно относились к этому, опасаясь заражения.

Он настаивает, что голосование по почте является мошенничеством и открывает пространство для фальсификаций, но штат за штатом — в том числе и те из них, что управляются республиканцами, — расширяют доступ к почтовому голосованию.

И это даже не говоря о том, что именно происходит сейчас в Миннеаполисе, Сиэтле, Лос-Анжелесе и других американских городах.

Тем не менее, костяк его социальной базы крепок. Это преданные поклонники Трампа: те, кто почти религиозно смотрят «Fox News», с гордостью надевают майки и кепки «MAGA», ходят на его митинги и верят всему, что он говорит. Ничто не уменьшит пыл их поддержки.

Тем не менее, за пять месяцев до выборов рейтинги президента падают, и если он ничего не предпримет, закончиться это может соответствующим образом.

Что будет происходить с культом личности, когда сама личность будет вынуждена уйти от «культистов»?

Прецедента, который мог бы помочь такое предсказать, в Америке попросту нет.

Президенты, которые получали что-то вроде нынешнего поклонения Трампу внутри своей собственной партии, ранее всегда избирались на два срока, а затем уходили в сиянии заоблачных рейтингов одобрения.

Те, кто проиграл в борьбе за переизбрание (группа неудачников, в которую за последние сто лет попали только Джордж Буш-старший, Джимми Картер и Джеральд Форд), не имели фанатичных почитателей.

И уж совершенно точно никто из них не был настолько принципиальной и значимой фигурой для столь огромной части населения страны.

Если завтра 4 ноября

Типичный путь для сторонников любого побеждённого кандидата — переход от отрицания к гневу и принятию — для трампистов может не сработать из-за того понимания мира, в котором сейчас живёт Америка.

Это картина уже в полной мере осознаваемой всеми институциональной коррупции, приводящая к девальвации норм, правил и законов; и порождаемая этим фундаментальная идея, что любой результат, который вас не устраивает, является незаконным по определению.

По сути, происходит фундаментальный подрыв доверия к избирательной системе как таковой.

То, что с подачи Трампа происходит вокруг системы голосования по почте, — хорошая иллюстрация данного положения.

Если абстрагироваться от эмоциональной составляющей вопроса, то объективные факты свидетельствуют о том, что фальсификация при голосовании с помощью открепительных удостоверений чрезвычайно редка, и в целом т. н. «почтовое голосование» не даёт преимуществ ни демократам, ни республиканцам.

Но на выборах, на которых будет больше бюллетеней, поданных по почте, чем когда-либо прежде, уже заранее сформировалось убеждение, что если есть значительное количество почтовых бюллетеней, то выборы по определению являются мошенническими.

Уже сейчас утверждается, что это будут самые фальсифицированные выборы в истории США.

И дело не только в заявлениях Трампа — общество просто доверяет такому мнению, потому что больше не верит в справедливые выборы в принципе.

А для Америки это буквально метафизический надлом.

Теперь представим, что завтра среда 4 ноября — день президентских выборов.

Предположим, что Джо Байден объявил о своей победе (насколько он на самом деле будет победителем — и в самом деле вопрос весьма отдельный).

Самые несгибаемые трамписты — это примерно 15-20% населения Америки — будут охвачены не только разочарованием, но и яростью.

Победил ли Байден на самом деле или «не совсем» — они уже заранее знают, что выборы были у них украдены. Это заведомое убеждение, относящееся, в общем, к обеим сторонам, но у трампистов имеются к тому ещё и наглядные предпосылки (хотя бы даже в виде нынешних беспорядков).

И если такое случится, они увидят в этом не только момент величайшей несправедливости в истории, но и прямую угрозу для самих себя, поскольку знают, что когда демократы возьмут власть, они сразу же станут мишенью для всякого рода притеснений.

Это тоже заведомое убеждение. И здесь возможны любые эксцессы.

Конечно, возможен и относительно вегетарианский вариант, при котором для большинства избирателей Трампа, которые были республиканцами до его прихода и будут ими после него, первый гнев быстро исчезнет.

И многие из их лидеров очень скоро начнут говорить, что они никогда не любили Трампа. Ведь поражение — всегда сирота. Вот и они попытаются дистанцироваться от его неудачи, определить курс будущего Республиканской партии и найти себе место в ней.

Но вот только шансов на безболезненное принятие поражения любой из сторон всё меньше.

Трамписты после Трампа

Проблема самих трампистов сколь тяжела, столь же и типична, — их сообщество ориентировано на личность, а не на структуру.

У них никогда не было политической программы, вокруг которой можно было бы объединиться, такой, которую легко мог бы отстаивать другой политик.

Конечно, были некоторые вещи, которые в их сообществе объединяют всех (например, позиция по иммиграции). Но вряд ли они готовы сплотиться, чтобы бороться за снижение корпоративных налогов или за экологическое дерегулирование.

Это было решениями Трампа, которого они любят во всей его суровой брутальности. И поддерживали они всё это только из-за самого Трампа. Без личности Трампа их сообщество утратит хребет, а Республиканская партия, хоть и являющаяся сейчас по факту его личным штабом, в котором все ключевые посты занимают его преданные сторонники, всё же не тот «орден меченосцев», который подберёт упавшее знамя и понесёт его дальше.

Республиканская партия — это вещь в себе.

Но здесь всё не так однозначно.

Такой, как раньше, Республиканская партия не будет уже никогда.

Конечно же, трампистские идеи, которыми сейчас она буквально пропитана и благодаря которым она вышла из глубочайшего упадка, и дальше будут оказывать на неё существенное влияние. Вот только без личности мобилизовать эту энергию ей будет ох как не просто, если вообще возможно.

Его возможный уход будет для партии как минимум тяжёлым нокдауном.

Что же до самих трампистов как явления, то, опять же, хоть они и убеждены, что система по своей сути коррумпирована, но по факту нет никакой чёткой программы, которую они могли бы отстаивать, чтобы реформировать её.

Нет внятного и ёмкого набора правил, которые они могли бы установить, чтобы сделать систему такой, какой они хотят её видеть. Но дело даже не в этом.

Готовы ли они и в принципе её побеждать? Вот это и есть самый тяжёлый вопрос с самым неприятным ответом.

По факту, они смотрят на неё даже с неким фатализмом.

Система коррумпирована и всегда будет коррумпирована, убеждены они, поэтому единственное, что, по их коллективному убеждению, можно сделать — это взять временный контроль над всеми её коррумпированными институтами и заставить её служить своим собственным правильным целям.

Воплощением именно такого подхода является Дональд Трамп. Но если он уйдёт, то всё вернётся обратно к тому, что было раньше. Во многом именно поэтому для трампистов его фигура сакральна.

В том случае, если 4 ноября Трампу удастся вырвать победу, всё равно сразу же возникнет вопрос: а что будет через четыре года? Кто может заменить незаменимого Трампа?

Это основная беда всех моделей, строящихся с опорой на харизматических лидеров.

Это может быть самой серьёзной опасностью и для трампизма в целом, и для Республиканской партии в частности.

Ведь даже если республиканцы решат «оставить этот ужасный период позади», пойти на смягчение линии поведения и создать некий новый посыл, который выходит за пределы их нынешней трампистской электоральной базы, это может оказать им самую медвежью услугу из всех возможных.

Как только они это сделают, значительная часть их избирателей может просто отойти в сторону, более не видя в республиканцах ничего достойного поддержки.

Будущее республиканцев

Как бы банально это ни звучало, но будущее это зависит от того, что на самом деле произойдёт в ноябре.

Теперь уже понятно, что все политические силы Америки должны быть готовы к возможному всплеску насилия после выборов. По всем направлениям, включая расовое, только теперь уже со стороны «белых штатов».

Недаром одной из основных целей кампании Трампа заявляется пробуждение «молчаливого большинства» (silent majority), которое может быть должным образом мотивировано и в случае поражения Трампа может сделать вывод, что обычная политика больше не является жизнеспособным путём для спасения страны, и единственная альтернатива теперь — «насильственная революция».

Именно этим пугали страну демократические СМИ до начала беспорядков. Так ли уж они были неправы — весьма интересный вопрос. Впрочем, попыток спровоцировать гражданскую войну будет довольно с обеих сторон. Это очевидно уже сейчас.

Однако даже если удастся избежать подобной реакции, велика вероятность, что Трамп настолько изменил Республиканскую партию, что она будет продолжать работать по заданной им схеме и в случае поражения, а преобразования, проведённые в ней Трампом, уже настолько глубоки и необратимы, что даже его поражения будет недостаточно для возврата республиканцев в состояние «дотрампизма».

Конечно, если ноябрьские выборы дадут демократам контроль не только над Белым домом, но и над Сенатом, победу в штатах и на федеральном уровне, то старый истеблишмент Республиканской партии, не особо любящий «выскочку Трампа», будет очень мотивирован отвергнуть его наследие.

Теоретически это может дать им козыри для начала подобного курса. Но практически это отвратит от партии многих «культистов Трампа». А они ей очень нужны.

Так что полного «очищения от трампизма», которого так жаждут демократы, не будет даже в самом крайнем случае.

Но в одном американские демократы правы: для политики США президент Трамп настолько уникален, что он, скорее всего, оставит своих сторонников политически «уникально обездоленными».

Приверженцы Рональда Рейгана или Джона Кеннеди, возможно, в своё время и не нашли другой такой же харизматичной фигуры, как президент, которого они почитали. Но у каждого из этих президентов было некое видение прогресса, которое они оставили после себя и которое могли бы нести другие.

Трампизм — это исключительно про Трампа, и без него это явление не продолжится. Как минимум в том случае, если Трамп не изберётся на второй срок. Именно об этом упорно говорят демократы.

Так ли это на самом деле? Жизнь покажет.

Сейчас же очевидно одно: Америку ждёт очень горячий конец года. И одному Богу ведомо, каким образом встанут фигуры на этой шахматной доске и не будет ли сама доска перевёрнута вовсе.

Павел Кухмиров

635
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user Denzo
1763

Сейчас же очевидно одно: Америку ждёт очень горячий конец года. И одному Богу ведомо, каким образом встанут фигуры на этой шахматной доске и не будет ли сама доска перевёрнута вовсе.

Тот случай, когда последнее предложение передаёт все предыдущие смысловые нагромождения.

Profile picture for user всего один
2734

интересно: а д...краты снова начнут голосить, что разсоединёнными штатами америки руководят из кремля?

Profile picture for user мерцание
5113

Хоть Трамп,хоть неТрамп итог: либо гибридая война перейдет в горячую фазу,либо наличный доллар отменят и всем всё простят,либо всё сразу.И все это возможно в этом году.максимум в следующем.Нам ник-то ничего не обещал.https://www.newsru.com/blog/11jun2020/rus_usa.html

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
17
734

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1677

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
3745