Город живёт своей жизнью и вроде как — идёт вперёд. А они стоят на одном месте — когда-то прекрасные, а ныне (скажем словами классика) всё ещё хранящие черты своей былой красоты. Большинство из них давно утратили своё содержание и достойный вид. Но они ещё помнят другие времена — когда вазоны в центре Севастополя умножали красоту города.

Среди старых севастопольских МАФов (малых архитектурных форм) есть настоящие аристократы, чей облик украшен маскаронами, словно фасад какого-нибудь роскошного дома. Есть модники из 70-х и даже несколько стильных штучек из нашего времени на Большой Морской. Но всё это не имеет значения, если вазону не повезло оказаться в нужном месте.

Лучше всего живётся вазонам на улице Ленина — например, те, что у ворот заксобания, аккуратно побелены.

Товарищи, которые несут службу у памятника разведчику, просят передать, что тоже чувствуют себя хорошо и выглядят в соответствии с особенностями службы — неброско, но прилично.
Вазоны у здания банка на этой же улице считают себя воплощением «тихой роскоши». Ничего особенного в них нет — просто за ними смотрят, и даже сейчас, зимой, в них что-то зеленеет. Эти вазоны из банковской сферы весьма наслышаны о том, сколько миллиардов получает город, и потому думают, что раз остальные при таких деньгах выглядят как чернь неумытая, то сами они — уж точно из высшей касты. А скромный вид, сдержанно дают они понять богемным персонам из культурного учреждения по соседству, объясняется тем, что при таком капитале лучше не выделяться.

Их соседи по улице, что стоят неподалёку, у центра искусств, отличаются необычной формой — этакие севастопольские стиляги. Сейчас они выглядят чуть запущенными, но ещё держатся.
А вот вазоны у входа в театр на проспекте Нахимова выглядят прекрасно в любое время года, за ними очень хорошо ухаживают. Они, конечно, уверены в том, что напыщенность тех, что у банка, — моветон, но в силу интеллигентности никогда не обсуждают это вслух. Про себя же иногда думают, что их особое положение обусловлено удивительным внутренним миром и богатой духовностью. Они, кстати, отчасти правы — театр всегда был украшением города во всех смыслах и со всех сторон.

До них иногда доносятся слухи об ужасной судьбе собратьев, которые находятся чуть ниже — в Артбухте. Одни стоят на парковке и ещё пытаются быть полезными городу.

Другие... залитые грязью из-под колёс, они уже ничего не помнят и не чувствуют. Оставлять их здесь в таком состоянии — это глумление над тем, что когда-то было частью севастопольского архитектурного стиля.

Но хуже всего сейчас вазонам на проспекте Нахимова. Давно пустые и совсем разбитые, они стали безобразными струпьями на лице города, и потому их мучает чувство стыда. Люди проходят мимо, стараясь не замечать их запущенности — как мимо спившихся маргиналов, которых тоже хватает в центре.

Когда будете проходить мимо, скажите вот этому — совсем разрушенному — пару добрых слов за то, что верно служил городу. Я прозвала этого ветерана севастопольских МАФов «герр Прикс». Да простит меня великий архитектор, но мне кажется, что этот разбитый вазон привнёс в центр Севастополя элементы конструктивизма раньше, чем неподалёку начали строить культурный кластер в этом стиле.
Самый счастливый старый вазон живёт неподалеку от нашей редакции, напротив Морской библиотеки. Он тоже потихоньку дряхлеет и разрушается, но всё ещё засажен чудесными и диковинными растениями. Довольно часто, пока родители едят в соседнем кафе, к нему подходит девочка с воображением богатым, как у Ассоль. Сейчас это редкость, потому вазон считает себя везунчиком. Девочка разглядывает его растения, как волшебный сад, а он рассказывает ей истории про далёкие страны и морские походы. И надеется, что, несмотря на отбитый бок, всё же доживёт до того дня, когда она подрастёт и придёт записываться в библиотеку. Он знает, что нужен людям — иначе они не сажали бы в него такие красивые цветы.

Ну а теперь давайте без романтических историй и сказочных намёков подумаем, как сохранить те МАФы из старого фонда, что ещё можно спасти. Опыт отдельных организаций показывает, что больших денег тут не надо — только хороший завхоз.
Для начала, наверное, нужно убрать то, что уже не подлежит восстановлению, — такая разруха в центре совсем не красит Севастополь, тем более что её и без вазонов хватает. Чтобы справиться с ней полностью, нужно очень много средств на реставрацию исторических зданий, реконструкцию проспекта Нахимова и улицы Ленина. Да, это есть в планах, но пока они не воплощены, пустые и разбитые вазоны добавляют атмосферности — но, увы, совсем не той, что ещё помнят горожане, когда говорят о чистом и белокаменном Севастополе.
Возможно, с экспертизой по вопросам сохранения этих старых МАФов профильным службам поможет предприниматель, получивший 2-миллионный контракт на 30 новых больших вазонов. Глава компании «Армаф» Сергей Мочалин с этого года входит в общественный совет при департаменте архитектуры и градостроительства и заявлял о своём неравнодушии к разрушению малых архитектурных форм, в частности — афишных тумб.
Лариса Петренко






