Разговор о том, как вернуть существовавшие в стране традиции пешего туризма, состоялся на пленарном заседании форума Агентства стратегических инициатив. Вопрос был поднят экспертом экоцентра «Заповедники» Александром Железняком, которого в Севастополе знают как одного из авторов проекта по созданию Большой Севастопольской тропы.
В чем проблема
О третьем ежегодном форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» ForPost рассказывал ранее. Одним из конкурсантов, получивших слово во время пленарного заседания с участием Владимира Путина, оказался Александр Железняк.
«Я сам из Севастополя, родился и вырос в Севастополе, мы там запускали проект Большая Севастопольская тропа. Это создание инфраструктуры на природных территориях – сегодня с этим большие проблемы, потому что идет большой всплеск интереса к путешествиям именно по природным территориям. И это не только российский тренд, но и общемировой: людям хочется отдыхать и путешествовать на природе. Но у нас есть определенные проблемы с инфраструктурой», – рассказал он.
Все, что делается в этом направлении на законодательном уровне (тут выступающий упомянул проекты закона Минприроды об экологическом туризме для национальных парков и федерального «закона о тропах»), – только часть решения проблемы, – пояснил Железняк.
«Сейчас Минэко (Министерство экономического развития – ред.) выдает гранты на развитие и строительство определенных видов инфраструктуры для природного туризма, но у нас есть системные проблемы с кадрами – не хватает людей, которые обеспечивали бы природный туризм, и современных методик обучения. Нужно воссоздавать систему турклубов, начиная от школьных, воссоздавать сеть приютов и альплагерей на природных территориях. И очень важный момент – цифровизация природно-рекреационных ресурсов», – продолжил он.
Отсутствие единой базы таких ресурсов, подчеркнул выступающий, представляет собой серьезную проблему, потому что «разные ведомства говорят на разных языках».
«Мы просим, чтобы было поручение – АСИ, может быть – по разработке комплексной программы активного туризма с учетом тех традиций, которые у нас есть, которые существовали в стране. И, конечно, с учетом современных технологий – все это позволит перезапустить индустрию активного природного туризма», – подытожил Александр Железняк.
Поскольку времени на выступление было отведено мало, передать всю полноту проблемы явно не удалось.
«Ну, у нас же есть программа внутреннего туризма, и средства выделяются соответствующие. Ее что, нужно как-то донастроить?» – поинтересовался Владимир Путин.
«К сожалению, вопрос природного туризма там не очень учтен и не очень сейчас отрегулирован», – пояснил Железняк.
«Не положено»
Президент в ответ сообщил, что он выступающего услышал. Мы же, связавшись с Александром, постарались выяснить, какие именно законодательные решения он считает необходимым принять и зачем именно они нужны.
«Чтобы люди могли путешествовать по природным территориям и не уничтожать их, необходимо создать условия, которые минимизируют воздействие туристов на природу. Вы можете сходить на популярные точки/маршруты БСТ и посмотреть, что творится в лесах вокруг популярных мест – например, там, где начинаются виа-феррата или трек на Балаклаве. Местами это напоминает общественный туалет в лесу. И таких проблем много. Вывод простой: нужно создавать правильные инфраструктурные решения. Законодательство пока это не позволяет. Сверхзадача – чтобы туристы приносили деньги в экономику региона, а регион финансировал, например, создание и развитие БСТ, и чтобы туристы не наносили ущерба природе. Это путь, по которому весьма успешно идут многие страны», – ответил на второй вопрос Железняк.
Туризм регулируется сразу несколькими сферами законодательства, – добавляет он. И даже, казалось бы, банальный вопрос о туалетах, как ни странно, может затрагивать интересы разных ведомств.
«Если этот туалет в зоне полосы отвода автодороги – то это Минтранс, если он в лесу – лесное хозяйство, если в ООПТ, к лесникам добавится еще и дирекция ООПТ, если муниципальная земля – муниципалитет. И у всех свои требования, причем чаще всего исключающие установку современных конструкций. А после того как их, предположим, все-таки установили, появляются надзорные органы с вопросами о сертификации устройства. В итоге чиновники закрывают туалет с формулировкой «не положено». И получается – положено, чтобы туристы по кустам бегали», – рисует собеседник картину мытарств создателей троп.
Чтобы все эти вопросы урегулировать, нужна серьезная работа профильных и заинтересованных юристов, – подчеркивает он. И такой опыт в стране уже был. Есть он и за рубежом.
«Когда в СССР создавались всесоюзные маршруты, в том числе активные природные, над этим работали два НИИ. Когда американцы создавали систему национальных троп – несколько лет работала комиссия Конгресса, чтобы интегрировать тропы в правовое поле», – говорит Железняк.
Как недавно сообщал ForPost, эти же вопросы эксперт поднимал и во время выступления на прошедшем в Пятигорске первом туристическом слёте «Маёвка. Больше, чем путешествие». Частично решить накопившиеся проблемы, по его словам, призван закон, упомянутый им как «закон о тропах»:
«Это не будет панацеей, но позволит запустить ряд процессов по созданию троп. Насколько я знаю, пока законопроект находится на согласованиях в федеральных органах исполнительной власти».
Одной из целей его выступления на пленарной сессии, по словам Александра Железняка, была как раз активизация работы над проектом федерального закона. Каким будет ее результат, мы узнаем позже. Между тем начальник управления туризма города Севастополя Лариса Остапенко недавно рассказала в прямом эфире, что на Большой Севастопольской тропе планируют открыть больше площадок для комфортного отдыха на природе – с туалетами, водой и другим необходимым туристу в пути.
Ольга Смирнова
Фото bst-sev.ru и правительство Севастополя
Обсуждение (10)
Александр Железняк живет в Казахстане. Какое отношение он имеет к нашей тропе? Финансовый интерес?
Сделайте наконец переход через Тавриду на Большой севастопольской тропе!
После того как её 5 лет назад разделила трасса она уже не является "большой" и через заборы перелезть невозможно, да и через трассу по которой несутся автомобили вообще не пройти.
И животных жалко, так как разделили их исторический ареол обитания, а экодуки только обещают пять лет. Бывает утром едешь по Тавриде , а вдоль забора на 7 участке идёт олень и пройти нигде не может через дорогу.
К сожалению статья не о чем, просто поговорить((((, состояние тропы 2 дня назад был в лесу кроме столбов указателей тропы неухожены,размыты водопадами после ливней, лежащие стволы на пути все позаростало без знающего человека потеряться очень легко.
нефиг шастать. в городе полно асфальта красивого
И слава Богу. Это называется Природа.
++++
Главное запретить строить всякую хрень очень хитроопым на туристических тропах по документам укропериода....!
Кто в Севастополе отвечает за эту несчастную тропу? Опять куча ведомств, получающих нехилую зарплату и никто в итоге не отвечает?
Безобразие.
to Turbos:
Немножко не верное рассуждение. Сейчас "там наверху" в тренде экотуризм, как самая насущная проблема. И стоит немного подсуетиться и выделят гранты. Ну, а дальше "дело техники"... Ловкость рук и пр. Написано:
Есть мобильные приложения с указание всех троп по ним легко можно ориентироваться, а заблудится можно и в городе. Если человек адекватный, то он не будет мусор бросать в лесу, ну а если дебил, то ему и мусорные баки не помогут. С собой принести все г.... могут, а за собой убрать слабо, тупоголовые.