Севастополь

Война и мир: заключительный день фестиваля на Федюхиных высотах

Реконструкторы из разных городов и стран съехались в Севастополь, чтобы мы почувствовали вкус и аромат других стран и эпох.

Заключительный день исторического фестиваля на Федюхиных высотах выдался самым теплым и солнечным, поэтому попасть на него оказалось не так-то просто. Но тот, кто попал, ни на минуту об этом не пожалел.

Что им стоит дом построить

Вдоль остановки «5-й километр», от которой отходили автобусы на фестиваль, тянулась длинная очередь. Как выяснилось из разговоров с попутчиками, многие с удовольствием отправились бы на собственном автомобиле, но, взвесив все за и против, решили довериться общественному транспорту. Подошедший через 10 минут ожидания автобус вместить всех не смог – осторожный водитель упорно не хотел отправляться в путь, если люди будут стоять в проходах. В итоге на остановке осталась ровно половина жаждущих попасть на фестиваль. Ну а остальным повезло – мы поехали.

Всего каких-нибудь 40 минут, половина из которых автобус простоял в пробках, и мы у цели. Первые «не наши люди», которых я вижу, явно прибыли в Севастополь из Древней Руси. Так и есть: тут два добрых молодца бьются на подобиях мечей (как объясняет мне один из реконструкторов, будь мечи настоящими, бой давно прекратился бы ввиду отбытия одного из участников в мир иной), тут стреляют из лука, а здесь примеряют настоящие богатырские шлемы (по признанию одного из мальчишек, очень тяжелые). Желающих погрузиться в быт наших предков масса – народ все прибывает. А неподалеку течет совсем другая жизнь – на площадке под названием Loco Cimbali, или «Чембальское место», расположились генуэзцы, проживавшие в этих местах в средние века.

Как объясняли организаторы фестиваля во время его презентации, на создание такой площадки их сподвиг изданный в Генуе в 1449 году «Устав для Генуэзских колоний в Черном море». «Генуэзцы», которые радушно встречают гостей и попутно ловко хлопочут по хозяйству, приехали на фестиваль из самых разных городов России.

«Самара, Питер, Ярославль, Тольятти, Москва, другие города. Я на этом фестивале уже в пятый раз. Не очень повезло с погодой – когда мы приехали, три дня подряд шел дождь. А приехали мы еще 9-го, чтобы все здесь подготовить. Вот эту крышу, например, делали два дня», – говорит Александр из Самары.

«А мы здесь впервые – отличный фестиваль! Не знаю, как на других площадках, а мы тут живем одной большой дружной семьей», – добавляет москвичка Дана.

Все это время на площадке не прекращается работа. Одни носят воду, другие варят обед, третьи делают источающие медовый аромат свечи. Спикера заксобрания Екатерину Алтабаеву, которая не могла не приехать на исторический фестиваль, проводят в дом – настоящий, двухэтажный, крытый черепицей.

«Первый этаж мы закончили делать в прошлом году, второй – этим летом. Закончили как раз к фестивалю. Последняя работа – побелка, ставни, двери, крыша. Черепица вся не современная, мы специально ее собирали и отмывали. В планах у нас организовать производство собственной черепицы. А еще мы хотим покрыть несколько помещений дерном, чтобы показать, что способы были разные. Самые богатые люди крыли крыши металлом, но это был уже заоблачный уровень жизни!», – рассказывает постоянный участник фестиваля Асхат Хайров (место жительства – Тольятти, профессия -– специалист по техносферной безопасности объектов большой химии).

Хорошая профессия, наверняка устроенная жизнь – казалось бы, что еще человеку надо? Но Асхат – настоящий энтузиаст, и это чувствуется в каждом его слове. Особенно гордится он тем, что ребята все делают самостоятельно, своими руками, и что быт их становится все более организованным:

«Мы приезжаем сюда всегда с удовольствием. У нас постоянно новые проекты: в 2016 году мы сделали пресс и давили виноградный сок для вина, в прошлом году построили первый этаж гостевого дома и основали кузнечное и плотницкое производство, в этом достроили дом, расширили свои производственные мощности и вышли на самообеспечение. Все, что нам необходимо, мы можем сделать для себя сами», – говорит он.

Живая ткань истории

Председатель заксобрания с благодарностью принимает подарок генуэзцев – медовую свечу. А вот дар гусляра из Воронежа Сергея Плотникова оказался настолько щедр, что Екатерина Борисовна долго не решалась его принять. Началось все с того, что спикера пригласили войти в состав импровизированного оркестра древнерусских инструментов. Еще двоих добровольцев нашли среди зрителей. Получилось отлично!

Особенно волнующе звучали калюки – травяные флейты (позже, правда, выяснилось, что Сергей делает их из современных материалов). Именно их и подарил музыкант Екатерине Алтабаевой. Приняв подарок с глубочайшей благодарностью, спикер рассказала журналистам, чем дороги ей «Федюхины высоты». 

«Фестиваль проводится пятый год, и мне кажется, это прекрасный подарок Севастополю. Мне бы хотелось, чтобы главными посетителями здесь были дети. Изучая в школе «Севастополеведение», а потом приходя сюда, они видят, что все написанное – не сухой факт, это живая ткань истории, это жизнь. Видно, с какой душой, какой любовью люди все это делают – больше всего меня потрясает, что посажен сад, персики и миндаль нормально прижились, и у ребят уже есть новые планы. Если маленький человек все это увидит, станет участником этого процесса, он наверняка станет человеком, который чувствует свою землю, по-особенному ее любит. А это, мне кажется, самое главное. Может быть, это звучит банально, но невозможно стать патриотом и гражданином, если ничего не знаешь о земле, на которой живешь, не любишь ее. Сначала возникает эмоциональное ощущение, а уже потом – осознанные шаги по сохранению традиций, по защите этой земли, по улучшению города, в котором живешь. Поэтому ребята делают бесценное дело. Вроде бы игра, но на самом деле это игра, наполненная очень серьезным смыслом», – говорит, прощаясь с реконструкторами, Екатерина Борисовна.

Зная ее любовь к истории и трепетное отношение к фестивалю, я не смогла удержаться от вопроса – почему же председателя заксобрания не было на презентации проекта, которая состоялась в среду? Тем более что первоначально это мероприятие значилось в плане работы депутатов на неделю. Да иначе и быть не могло! Неужели это очередной пример того, как правительство Севастополя (в лице его первого лица, чему уже есть немало свидетельств) делает все возможное и невозможное (по крайней мере, с точки зрения человека порядочного), чтобы председателя заксобрания и неугодных депутатов не было не только на важных городских мероприятиях, но и вообще в информационном пространстве Севастополя?

Деликатная Екатерина Борисовна, как всегда, ушла от прямых обвинений. Однако этот уклончивый ответ не оставил сомнений: именно так все и было. Впрочем, это тема отдельного материала, который обязательно появится. А пока впереди ждала еще масса интересного.

«Приеду еще обязательно»

Дальнейшее путешествие через века и страны оказалось не столь мирным. На площадке «Афганистан» готовились к бою советские воины и их противники, отстрелявшиеся накануне солдаты Великой Отечественной войны давали возможность пострелять из настоящего оружия другим. В землянке, которую успели привести в порядок после позавчерашнего ливня, заводили патефон, мальчишки и взрослые мужчины с торжественными лицами фотографировались у фронтовых орудий, в расположенной рядом солдатской столовой шел обед. Чуть подальше шумела новая для «Федюхиных высот» площадка, на которой посетитель вдруг оказывался в Северной Америки.

Немногочисленные индейцы вызвали некоторое недоверие – книги и фильмы оставили несколько иное представление о том, как должны быть одеты гордые краснокожие. Но сами они отмели все мои сомнения, подробно рассказав, из какого зверя сшита шапка и как применялось страшное оружие, которое один из индейцев держит в руках. С опаской поглядывая на смертоносную железяку, народ двигался дальше, к участникам Гражданской войны в США.

«Надеюсь, вы северянин?», – поинтересовалась я у одного из них.

«Да, я северянин. Но почему «надеюсь»?», – удивился он.

«Северянин» оказался гражданином Польши и профессиональным историком. Мачей Поремба, неоднократно выступавший в роли консультанта по военно-историческому костюму и, как позже подсказал интернет, представитель «Польско-Российского братства», имеет свою точку зрения на историю противостояния южан и северян. Он уверен, что истинные причины, побудившими элиты обеих сторон обострить конфликт, были не политическими, а экономическими. В Севастополь Мачей приехал впервые и фестивалем очень доволен. А вот в мероприятиях реконструкторов у себя на родине участвовал не раз и не два. 

«Проблема польских реконструкторов в том, что они не могут освободиться от работы – все гоняются за деньгами, чтобы выжить. Поэтому таких масштабных фестивалей, как у вас, у нас нет – в основном один-два выходных дня. Реконструкторы – люди бесшабашные, у нас нет политики, мы можем играть кого угодно. Это театр, это нужно для того, чтобы зритель лучше почувствовал ужас войны и то, каким трудом добывается победа», – говорит Мачей и обещает, что в следующем году, если не случится ничего непредвиденного, приедет на «Федюхины высоты» вновь.

Приезжайте, ребята. Мы будем ждать вас всех.

Ольга Смирнова

Фото автора

1761
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user Vce.pod.nebecami
1680
Vce.pod.nebecami

Хороший Фестиваль, идея, концепция. Необходимо развитие!

Profile picture for user sapun
8323
sapun

А зачем приезжать? Народу ведь нет - смотрите по фото. Отжать земельку кому-то очень хочется.

Главное за день

Кто по-настоящему выиграл выборы в Молдавии

Есть интересная деталь, о которой промолчали западные политические аналитики.
19:57
3
1281

В Крыму рассказали о главных уязвимостях Wi-Fi-роутеров

Как защитить своё устройство от хакерских атак?
16:18
0
933

Почему граждане несуществующего СССР празднуют 7 ноября, а не сегодня

Политолог назвал три причины такого отношения к ноябрьскому празднику.
11:28
6
1537

Чем медузы вредят рыболовам Крыма и как их можно использовать

Берега Крыма периодически переживают нашествие этих морских обитателей.
17:20
2
3138