Новость об упразднении USAID, несмотря на горячее сопротивление к нему причастных, тянет на геополитическую сенсацию. Десятилетиями Агентство США по международному развитию (USAID) было системообразующей структурой по «мягкой силе», осуществляя свою деятельность в более чем 100 странах мира. USAID имеет бюджет более 50 миллиардов долларов. Точнее, официальный бюджет, потому что за время работы Агентство стало удобной прокладкой для финансирования чего угодно, вплоть до джихадистов в Сирии и других организаций, запрещённых и осуждённых на территории РФ.
Скриншот одного из видео джихадистов в Сирии
В России USAID прекратила прямую работу в 2012 году после вступления в силу отечественного закона об иностранных агентах, запретившего подобную деятельность. Запрет был, на самом деле, чистой условностью. Сам сайт USAID уже закрыт, но в кэше и архивах ещё можно найти ряд документов, например, отчёт о деятельности USAID на российском направлении.
Из него можно узнать, что USAID (разумеется) стояла у истоков поддержки старейших российских правозащитных организаций, оказывала поддержку «гражданским наблюдательным группам», которые «обеспечивали беспристрастный надзор за избирательными процессами». Более того — «специалисты по верховенству права, работающие при поддержке USAID, помогли разработать Конституцию России, первую часть Гражданского кодекса России и Налоговый кодекс России». Также «помощь USAID напрямую привела к принятию Земельного кодекса 2001 года». Более 5000 российских и американских судебных чиновников приняли участие в обменах и мероприятиях USAID.
С 2022 года USAID пряталась особенно активно, подчёркивая, что с началом СВО прекратила всяческие сношения с находящейся на территории России клиентурой. Однако, через агрегаторы грантов можно обнаружить, что это неправда. А специфика грантов была бы наверняка небезынтересна соответствующим структурам.
Так, на проект «Укрепление местного самоуправления на Северном Кавказе» планировалось выделить 2 390 000 долларов. На «Продвижение новых медиа и медиаконвергенции в России» — четыре миллиона долларов, на «Партнёрство гражданского общества США и России» — три миллиона долларов, на «Микрофинансирование на Северном Кавказе» — 4 500 000 долларов, на «Северо-Кавказский проект НКО по защите общественных интересов» — 3 800 000 долларов, на «Проект развития сельского хозяйства на Северном Кавказе» — 7 000 000 долларов, на «Проект по обеспечению соблюдения прав человека, социальных и гражданских прав» — 6 000 000 долларов, на «Устойчивое гражданское общество» — 3 300 000 долларов.
Оценив региональную направленность, легко догадаться, что на 2025-2026 годы у USAID (и тех, кто за ней стоит) были большие планы на Северный Кавказ. Так что в этом смысле Илон Маск и его аудиторский департамент DOGE оказали нам определённую услугу.
Старожилы Севастополя ещё помнят, как в здании СГГА логотипы USAID можно было встретить в самых неожиданных местах — не только на терминалах оплаты мобильной связи, стоявших в холле, но даже на дверях туалетов.
Проникновение USAID во все ветви власти России — включая «четвёртую», СМИ — это детский лепет по сравнению с сопредельными странами, от Украины до Казахстана. В Киеве уже несколько дней траур — выяснилось, что на гранты существовало более 90% всех местных СМИ, даже такие аксакалы русофобии, как «Украинская правда», выступившая главным рупором первого майдана.
Отсутствие финансирования посредством упразднения USAID поставило эти ресурсы в некомфортное положение и лишило их координации усилий. Что можно использовать, если российская сторона решит заполнить образовавшийся вакуум (хотя бы на постсоветском пространстве) собственными НКО и подобными институтами.
Устранение подобного инструмента «мягкой силы» — это событие беспрецедентное, и логично возникает вопрос: а что будет дальше. Не исключено, что USAID ждут глубинные репрессии с искоренением всех, кто не разделяет текущий курс Дональда Фредовича Трампа, ребрендинг и превращение в полностью подконтрольный новой администрации США механизм. В пользу этого варианта говорит озвученное намерение включить USAID в состав Госдепа США, сделав агентство структурным подразделением последнего.
Однако, может оказаться, что устранение и в самом деле окончательное. Потому что вместо мягкой силы действующая администрация США делает ставку на силу жёсткую, попросту не нуждаясь в подобных USAID инструментах — эффективных, но играющих вдолгую.
Андрей Дорин
Обсуждение (1)
То есть, все эти якобы независимые, демократические и либеральные НКО на самом деле были пропагандистами и провокаторами США на деньги Госдепа? Кто бы мог подумать! Вы ещё скажите, что Деда Мороза не существует!