В Симферопольском художественном музее до 10 июля открыта выставка Михаила и Александры Богоявленских, живших в Судаке. Музей-заповедник «Судакская крепость» возвращает Крыму имена семьи подвижников, объединив собственное собрание с частными коллекциями и Соликамским музеем (Пермская область).
Почему в Крыму мало знают о художниках, жизнь которых связана с полуостровом, узнавал ForPost.
Архитектор с европейским образованием
Знакомясь с биографией творческой пары, невольно поражаешься тому, какими неисповедимыми путями различные люди оказываются в Крыму.
Так, Михаил Петрович Богоявленский родился в 1885 году в Ковенской губернии (ныне это территория Литвы) в семье мирового посредника. После рождения сына глава семейства принял решение перебраться в родные края Тверской губернии, где принял сан священника. Согласно установленным правилам, сын священнослужителя обязан был поступить в духовное училище, а затем — в семинарию.
Однако молодой человек не проявлял особого интереса к культу, кроме того его отчислили из заведения за участие в волнениях 1905 года. Оказавшись свободным от учёбы, он решил дать шанс своим художественным наклонностям и отправился в Германию, где в итоге оказался на архитектурном факультете Берлинского Политехнического института. В 1909 году он получил звание архитектора и после небольшого путешествия по Голландии и Англии вернулся в Россию.
Михаил Богоявленский в зрелые годы.
Впрочем, в Москве Михаил не нашёл приложения своим талантам: живя у старшей сестры, работал помощником в архитектурной мастерской Густава Гельриха. Поэтому, женившись в 1911 году на преподавательнице гимназии Ольге Николаевне Белой, легко согласился переехать на родину жены — на Кубань, чтобы заняться преподаванием.
При этом ненадолго семья всё же вернулась в Москву, где Богоявленский поступил в Строгановское училище (сейчас Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). Однако началась Первая мировая война, Михаилу пришлось прервать учёбу и вернуться с семьёй на юг страны.
Подвиг всей жизни
Более десяти следующих лет Богоявленские переезжали по разным кубанским станицам, пока в 1928 году не обосновались в Краснодаре. В столице края художник сблизился со многими местными деятелями искусства.
Ещё десять лет спустя, в 1938 году, Михаил Петрович был назначен старшим научным сотрудником Краснодарского художественного музея имени Луначарского. На этом посту, а также в качестве зампредседателя местного союза художников до начала Великой Отечественной войны он организовал много выставок и открыл немало имён Кубани.
«Однако самый главный свой жизненный и профессиональный подвиг Михаил Петрович совершил в годы Великой Отечественной войны: он участвовал в эвакуации ценностей Художественного музея Краснодара», — рассказала ForPost директор музея-заповедника «Судакская крепость» Светлана Емец.
Когда в июле 1942 года фашисты ворвались на Кубань, вышло постановление об эвакуации музеев. Сложность, по словам собеседницы, состояла в том, что в дневное время музей работал по штатному расписанию, а ночью сотрудники готовили фонды в дальний путь. Таким образом был собран и упакован в 13 ящиков 1321 экспонат.
Читайте по теме: Как Михаил Крошицкий спас художественную галерею Севастополя
В конце июля эшелон с художественными ценностями и работниками музея оказался последним, который успешно миновал встречи с наступающими фашистами. Таким образом через два месяца краснодарцы оказались на Урале, в городе Соликамск (ныне Пермская область).
Соликамский кремль кисти М. Богоявленского.
В здешнем Троицком соборе XVII века постройки на время эвакуации разместились кубанские артефакты. Здесь же уже находились экспонаты музеев Москвы и Ленинграда.
«Все сотрудники стали одним большим коллективом. По очереди участвовали в дежурствах, особенно зимой, когда морозы на улице достигали -50 градусов, и приходилось сбивать иней, а потом проверять сохранность экспонатов», — описала происходящее специалист по экспозиционной и выставочной работе музея-заповедника «Судакская крепость» Татьяна Конова.
Когда в мае 1944 года Кубань была освобождена, Художественный музей смог вернуться в Краснодар. По воспоминаниям очевидцев, Михаила Петровича пришлось на носилках снимать с поезда, настолько он ослабел вдали от дома. Спустя несколько месяцев, 1 сентября, в музее был открыт Русский отдел — учреждение возобновило работу.
После войны в музее Богоявленский встретил Александру Ивановну Иванову, ставшую его второй женой и настоящим ангелом-хранителем.
Хрупкая женщина с внутренним стержнем
Александра Ивановна родилась в 1918 году в одной из станиц Кубани в семье учителя. Ивановы много переезжали, и перед войной оказались в Крыму. Поскольку девочка с детства была одарённой и хорошо рисовала, в Феодосии она посещала изостудию при Художественной галерее имени И.К. Айвазовского.
В июне 1941 года девушка приезжает в Симферополь для того, чтобы поступить в художественное училище имени Самокиша. Но осуществлению её планов помешала война.
«Я хочу обратить ваше внимание на работы Александры Ивановны: тёплые, пастельные акварели. Глядя на её произведения времён оккупации Крыма, видно сколько в них доброты. Это говорит о том, что даже в тёмное, нелёгкое время, эта хрупкая женщина была с таким внутренним стержнем, что ей хватало света и тепла на её произведения», — дала характеристику творчества Татьяна Конова.
Акварели Александры Богоявленской.
По словам искусствоведов, сама Богоявленская не считала себя настоящим художником. Тем не менее специалисты в области живописи отмечают её высокий талант.
«Я счастлива, что это имя начинает открываться для многих», — выразила уверенность Светлана Емец.
Богоявленская не считала себя настоящим художником, но искусствоведы отмечают талант.
Потерянная коллекция
Однако вернёмся в Крым... Здесь Богоявленские появились ранней весной 1971 года. Обменяв жильё в Краснодаре, они въехали в крохотную квартиру на улице Гагарина в Судаке, где уже много лет работой Генуэзской крепости руководила родная сестра Александры, рассказала ForPost близко знавшая художницу старожил города Наталья Герасимова.
По её мнению, не выдержав новых стеснённых условий, через несколько месяцев после переезда на 85-м году жизни умер Михаил Петрович.
Овдовев, Александра Ивановна не опустила руки, а наоборот, решила посвятить жизнь сохранению памяти мужа. Женщина несколько раз обращалась к руководству посёлка, каким в 1970-е годы считался Судак, с просьбой выделить помещение, где можно было бы хранить и экспонировать творческое наследие Михаила Петровича.
Это, казалось бы, значимое предложение не встретило поддержки у руководителей художественных музеев Крыма, и вдова была вынуждена поступить по-своему…
«Не найдя отклика у властей Феодосии, к которой территориально в то время относился Судак, Александра Ивановна перевезла огромную коллекцию художественных произведений — полотна, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства — в Соликамский краеведческий музей», — рассказала Татьяна Конова.
В свою очередь, Наталья Герасимова поделилась воспоминаниями о том, что, будучи депутатом поселкового, а потом и городского совета, неоднократно поднимала вопрос о том, чтобы в Судаке появился свой исторический или краеведческий музей, но подходящего помещения не находилось. Отступая в сторону, отметим, что такое учреждение культуры в городе с древнейшей историей появилось лишь в 2003 году.
В итоге, в 1975 году в уральском Соликамске к 90-летию Михаила Богоявленского был открыт художественный отдел живописи, графики и прикладного искусства.
Афиша выставки к пятилетию открытия отдела в Соликамске.
Пять лет спустя Наталья Герасимова сопровождала Александру Ивановну в поездке на юбилейную выставку.
«Мы ехали через Москву, где провели несколько дней, посещая друзей-художников Александры Ивановны. Почти каждый из них передавал что-то из своих работ в дар новому Соликамскому музею. Таких подарков было столько, что они не уместились в купе поезда, и часть из них ехала в коридоре вагона. Потом, знаю, что многие по её просьбе самостоятельно пересылали свои произведения в дар музею, — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost. — Александра Ивановна, конечно, обладала даром убеждать, но и время было другое, люди были более бескорыстными».
Так что крымчанам остаётся лишь сожалеть, каких художественных ценностей мы оказались лишены, добавила судакчанка.
Читайте по теме: Какой была Анна Олейник: в Ялте простились с мэтром крымской живописи
Пелагея Попова
Фото автора