Накануне ForPost рассказал о том, что в Крыму за два миллиона рублей продаётся легковая машина «ГАЗ 21» 1969 года выпуска. И мы, и наши эксперты удивились высокой стоимости автомобиля – пусть и в идеальном состоянии, и с 650–километровым пробегом (по словам хозяина этого авто). Но, как мы узнали, на полуострове есть другие «железные кони», от цен на которые только хлопаешь глазами и хватаешь воздух ртом.
Мы открыли пять крупных интернет–ресурсов, специализирующихся на объявлениях о купле–продаже машин, – rst.ua, auto.ru, avito.ru, drom.ru, am.ru – и запросили информацию о самых дорогих автомобилях (с пробегом), которые продаются в Республике Крым и Севастополе.
Первым нам попался «ЗиЛ 117» 1973 года выпуска (пробег – 69000 километров, полная комплектация, включая штатную сирену и проблесковые маячки) – за него хозяин просит 30 миллионов рублей.
«Один единственный в своем роде! – описал авто его владелец. – Экспериментальная модель, на которой испытывалась перегородка между водителем и пассажирским отсеком. В последствии был передан 23 апреля 1973 года в ГОН Ленинграда. Обслуживал первого секретаря ЦК КПСС Романова. В дальнейшем – находился в Крыму, в Ялте, на одной из госдач, где и обслуживал многих госдеятелей конца 1970–х и до развала СССР! Там был найден и сохранён!Этот уникальный и единственный экземпляр (модель (П) был сохранён одним из управляющих госдач».
«ГАЗ 13» (знаменитая «Чайка») 1980 года выпуска (из домашней коллекции, в идеальном состоянии, с оригинальным запчастями) продаётся за 12 миллионов рублей.
А вот «ГАЗ 12 ЗИМ» 1957 года выпуска (с пробегом 2000 километров) владелец готов отдать за 10 миллионов рублей.
«Цена складывается из стоимости трёх машин, из которых она сделана, – рассказал продавец авто. – Реставрировалась она не на продажу, а в личную коллекцию. Хозяин – весьма значимый человек на Украине, отчасти поэтому реставрация, возможно, лучше и дороже, чем требует рынок. <...>Это не коммерческий проект и хозяин не стремится на нём заработать, стоимость реставрации больше запрошенной суммы».
За раритетный «Додж Д–5» 1937 года выпуска (пробег – 80000 километров), которому была проведена полная реставрация, владелец из Ялта хочет получить 5,0047 миллиона рублей. Каких–либо подробностей хозяин не раскрывает – ну разве что реальному покупателю.
Ещё одна «Чайка», выпущенная Горьковским автозаводом в 1972 году, продаётся за пять миллионов рублей. Подробного описания к ней владелец не оставил.
Покупая такие автомобили, люди платят за обладание тем, что нет и не будет у кого–то другое, за историю, пояснил президент Крымского клуба старинных автомобилей «Астра» Валерий Гутник.
«Причём история может быть как реальная, так и придуманная. В 90% случаев – история, как правило, придумана. То есть вокруг автомобиля есть какая–то легенда, которую продавец изо всех сил поддерживает. Как правило, собственник сам её придумывает, а потом на каком–то этапе начинает в неё верить», – отметил Гутник.
Он добавил, что человек, обладая вещью, которой ни у кого нет, так хочет выделиться из общей массы.
«Коллекционируют не только автомобили, но и картины и другие вещи. Но автомобиль утилитарен, на нём можно покататься и его проще кому–то показать. Картина же висит на стене, ваза стоит на столе – их видит ограниченное число людей. На автомобили время от времени можно покататься, друзей покатать, что–то заработать участием в съёмках фильмов, на прокате, на участии в каких–то мероприятиях, например, в свадьбах.
Но есть машины, которые годами стоят в гараже, то есть человек купил, закрыл и никому не показывает. В эксплуатации эти машины – дорогие или супердорогие. Зачастую «охота» на детали также превращается в коллекционирование. Иногда запчасть какую–то, мелочь приходится искать годами – просто потому, что другой такой нет. Если машина не комплектная или чего–то не хватает, то комплектовка может растянуться на долгие годы», – рассказал Валерий Гутник.
Алексей Лохвицкий, Власта Пидпалая
Фото auto.ru, avito.ru, drom.ru, rst.ua