Считанные дни, оставшиеся до встречи глав внешнеполитических ведомств стран-участниц Организации Североатлантического договора в Брюсселе, ознаменовались лихорадочной внешнеполитической активностью Вашингтона.
По сведениям из штаб-квартиры НАТО, длительные телефонные переговоры с коллегами из Франции, Германии и ряда других европейских держав провела госсекретарь Кондолиза Райс. Предмет консультаций: предполагаемое сближение Североатлантического альянса с Грузией и Украиной.
Добиться этого изначально предполагалось путем предоставления Киеву и Тбилиси плана действий по членству в НАТО, призванного помочь им реализовать комплекс политических и военных реформ и со временем получить официальное приглашение вступить в «клуб избранных демократий».
На апрельском саммите военного блока в Бухаресте такие замыслы, которые активно «проталкивались» администрацией Буша и против которых решительно выступала Россия, были блокированы европейцами. Однако разразившийся на Украине острейший внутриполитический кризис и августовская попытка Грузии установить силой контроль над Южной Осетией с последовавшими за ней событиями раскололи альянс.
Перечисленные факторы заставили Европу уведомить США о невозможности утвердить на брюссельском совещании, которое пройдет 2-3 декабря, план действий в отношении Киева и Тбилиси. Вашингтон же, возложивший всю полноту ответственности за августовские боевые действия на Кавказе на Москву и проигнорировавший мнение украинской общественности, большая часть которой выступает против вступления в НАТО, продолжал настаивать на расширении связей альянса с Тбилиси и Киевом, невзирая на протесты европейских союзников и России.
Таким образом, по вопросу о предоставлении двум бывшим советским республикам натовского плана США в преддверии декабрьских переговоров в Брюсселе оказались фактически в изоляции. В связи с этим на выручку американцам пришли ближайшие союзники — британцы.
Они от своего имени выдвинули предложение вообще забыть о плане действий, то есть по существу действовать в обход процедуры приема в альянс, практиковавшейся в последние годы, остановить уже запущенный юридическо-бюрократический маховик, а вместо этого, как выразилась Райс, «рассмотреть иные пути реализации положений Бухарестской декларации». В этом документе утверждается, что Украина и Грузия «со временем» станут членами НАТО.
Шеф американской дипломатии не уточнила детально, каким именно образом Европе предлагают поступать в сложившейся ситуации Вашингтон и Лондон. Как сообщила госсекретарь, американцы считают необходимым прежде всего интенсифицировать работу Комиссий Грузия-НАТО и Украина-НАТО. «На данном этапе нет необходимости вести какую-либо дискуссию относительно плана действий», — подытожила Райс.
По свидетельству The New York Times, спешно предпринятую американцами попытку сохранить лицо в Брюсселе при содействии британцев поддержали пока только Польша, Чехия, страны Балтии и еще несколько государств. Между тем против инициативы отказаться от изучения целесообразности предложения плана действий Украине и Грузии выступили Франция, Германия, Италия, Испания, Норвегия, Люксембург и еще четыре страны.
Как заявляют американские официальные лица, у них до сих пор нет полной уверенности по поводу того, как будут выглядеть итоги брюссельского совещания в части обсуждения отношений с Тбилиси и Киевом. В Вашингтоне, естественно, надеются «выбить» из европейцев некий приемлемый для всех компромисс, который, видимо, подтвердит итоги бухарестской встречи на высшем уровне, готовность альянса в будущем принять в свои ряды Украину и Грузию.
Надеяться на их ускоренный прием в НАТО в условиях, когда Европа отказывается даже утвердить для Киева и Тбилиси план действий, Белому дому, безусловно, не приходится, замечает ИТАР-ТАСС. Это была вынуждена признать та же Райс. «Грузия и Украина не готовы к членству. Это совершенно ясно», — констатировала она.
В свою очередь ее помощник по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид на специальном брифинге для журналистов подтвердил, что направление Грузии и Украине приглашения присоединиться к НАТО, по общему мнению входящих в альянс государств, может состояться только через «какое-то время».
«Речь идет о годах, и грузины, и украинцы признают это», — сказал дипломат. Не исключено, что США будут настаивать в Брюсселе на расширении программ содействия Грузии и Украине со стороны альянса. В то же время, утверждал Фрид, ни США, ни Североатлантический блок в целом не рассматривают возможность наделения Тбилиси «возможностями проведения массированной наземной наступательной операции».
«Известия»