ЕС согласовал новый пакет санкций против России. Он вводит эмбарго на импорт российской нефти морским путем. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, благодаря эмбарго поставки российской нефти в ЕС к концу года сократятся примерно на 90%. Россия потеряет, по оценкам Bloomberg, около 10 млрд долларов, пишет РБК.
Сейчас эксперты говорят, что Россия найдет новые рынки сбыта для своей нефти, прежде всего речь идёт о стремительно развивающихся экономиках Китая и Индии, а также других стран Юго-Восточной Азии. Более того, Азия уже обогнала Европу по объёмам закупаемой у нашей страны нефти. В истории это произошло впервые.
Однако геополитические реалии и следующие за ними тенденции в мировой экономике говорят о том, что Россия стоит перед необходимостью существенно изменить парадигму работы нефтяной отрасли. Только так она не просто сможет не просто выжить в изменившихся условиях, но и развиваться. Об этом основной акционер и вице-президента ПАО «Лукойл» Леонид Федун написал целую статью.
В этой публикации ForPost разбирается в предложенных автором механизмах жизнедеятельности и развития нефтяной отрасли России.
Причины и следствия
Нефтяная отрасль России в нынешнем виде сформировалась в первой половине двухтысячных. В итоге — это высокотехнологичное производство с высокими экспортными доходами. Эти доходы, как отмечает автор, распределялись в такой пропорции: 40% покрывали расходы нефтяных компаний, сюда же входит их прибыль, 30% — это отчисления в федеральный бюджет и 30% — в валютные резервы страны.
Именно последние 30% представляют наибольший интерес. Валютные резервы РФ — это, в том числе, приобретение государственных ценных бумаг, преимущественно выпущенных Федеральной резервной системой США и Центробанком Евросоюза.
Как мы помним, коллективный Запад после признания Россией ЛДНР и начала спецоперации на Украине заморозил именно эти валютные резервы России.
Следствием этого антироссийского решения стали два момента.
Во-первых, весь мир увидел, что доверять существующей финансовой модели миропорядка нельзя. Мало того, что в этой модели западные метрополии попросту экспортировали свою внутреннюю инфляцию в другие страны, тем самым лишая их части суверенитета. Так теперь они ещё и дали понять, что финансовая надёжность вложений в их ценные бумаги прямо зависит от политической конъюнктуры. Если уж совсем просто: мы будем делать с вами и вашими деньгами всё, что захотим, можете называть это воровством, но нам-то всё равно.
Очевидно, что мир встал перед необходимостью изменения этой модели, так как ее надёжность более не является незыблемой. И хотя экономикам многих стран понадобятся годы, а то и десятилетия на переустройство, процесс уже запущен. И Россия, констатирует Федун, не могла не стать лидером в этом процессе.
По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, утверждение Федуна верно, однако нужно учесть, что в новой модели финансового мироустройства Россия получит и новые возможности, более того, они у нее уже есть. Именно этим объясняется стремление нашей страны отвязаться от расчётов в долларах за экспортируемые углеводороды, а также за все другие товары, поставляемые Россией миру.
«Сейчас нет драматической границы между валютным заработком и рублёвым. То есть если мы зарабатываем на нефти, в том числе в валюте, это не означает, что сверхприбыли не нужно направлять на формирование государственных резервов, нам без них нельзя. Но хранить их нужно в рублях, раз в долларах и евро это стало рискованно», — сказал Беляев в разговоре с ForPost.
Во-вторых, вице-президент ПАО «Лукойл» в своей статье справедливо задаётся вопросом: зачем России наращивать объёмы производства нефти, то есть добывать больше, чем нужно самой России для развития и улучшения благосостояния. Тем более, что экспортёры нашей нефти соглашаются на дисконты и скидки, чтобы её продать.
По мнению Федуна, России следовало бы более бережно относиться к запасам собственных углеводородов и сохранить их для будущих поколений.
«Зачем России обеспечивать добычу 10 млн барр. нефти в день, если мы сможем эффективно потреблять и экспортировать 7–8 млн без потерь для бюджета государства, внутреннего потребления и обеспечения импорта. Что лучше — продавать 10 барр. сырца по $50 или семь, но по $80?» — ставит вопрос Леонид Федун.
Экономист Михаил Беляев счёл этот тезис автора статьи справедливым, однако обратил внимание на разницу между интересами государства и его планируемого развития и интересами корпораций. По словам Беляева, эти два момента при определении объёмов добываемой нефти должны коррелировать между собой.
«Ещё Аристотель разделял понятие «экономики», относящейся к государственным интересам, и понятие «хрематистики», то есть личного обогащения. Иными словами, индивидуальная точка зрения каждого агента рынка должна координироваться с общегосударственными интересами. Государство не может руководствоваться соображениями сиюминутной прибыли», — пояснил Беляев.
Читайте по теме: США и нефть: не только Россия многое поставила на карту
Нужны изменения
Описанные выше проблемы можно решить, по мнению Федуна, путём изменения парадигмы существования нефтяной отрасли РФ, в том числе и путём предложенного снижения добычи.
С его точки зрения, в этих условиях чрезвычайную важность приобретает сохранение соглашений и связей в рамках ОПЕК — организации, объединяющей крупных производителей и экспортёров нефти и регулирующей мировую добычу нефти путем квотирования. Автор отмечает, что в эту организацию входят страны, которые способны заместить российскую нефть на мировом рынке (прежде всего это арабские производители). Поэтому для нашей страны целесообразно координировать собственные шаги с этими странами.
«Со временем по мере роста мирового спроса на углеводороды и развития экспортной инфраструктуры, ориентированной на восточное направление, у России появится возможность вновь нарастить добычу нефти, сохраняя формат взаимодействия ОПЕК+», — пишет Леонид Федун.
Экономист Михаил Беляев, комментируя наши отношения со странами ОПЕК, отметил, что не стоит воспринимать эту организацию, как объединение дружественных стран. Поэтому любой уход с рынка несёт огромные риски.
«Все эти международные договорённости, когда речь идёт о прибыли и доле рынка, значат очень мало. Если ты один раз покинул рынок, то вряд ли сможешь вернуться. Речь идёт о больших деньгах, а ОПЕК — это не кружок единомышленников, и если арабы ещё как-то между собой договорятся, то мы для них чужаки. Значит тут Россия должна предложить им то, чего у них не хватает, например, поддержку в политическом и военном плане», — высказал мнение эксперт.
Второй важный вопрос — решение проблемы надёжности перевозок морским транспортом, включая страхование грузов. Проблема тут кроется в том, что из-за санкций очень выросла стоимость фрахта судов, а также стоимость страхования грузов. В этой же связке проблем — строительство собственного танкерного флота, включая танкеры «река-море». По мнению Федуна, это позволит России развивать новые морские пути доставки нашей нефти, например, через Турцию, Иран и страны Средней Азии.
Наконец, по мнению вице-президента ПАО «Лукойл», для поддержки отрасли нужно усовершенствовать российское налоговое законодательство. Дело в том, что нефтяная отрасль РФ научилась балансировать спрос и предложение путём уменьшения и увеличения добычи и производства. Автор напоминает, что уменьшение-увеличение добычи — это дорогостоящая процедура заморозки-разморозки скважин, но действующим налоговым законодательством этот аспект не учитывается.
Экономист Михаил Беляев скептично отнёсся к возможности снижения налогового давления на нефтяные компании в России.
«Тут просматривается корпоративный интерес, мол, раз мы поддерживаем державу, то давайте снижать налоги. Но если есть зазор прибыльности, государство не обязано таким образом поддерживать более чем прибыльную отрасль. Во всяком случае на данный момент это так», — подытожил Беляев.
Читайте по теме: Ждать ли нам падения цен на бензин на 30%?
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
Это понятно, совсем непонятно, Фридман, Абрамович,Михельсон, Усманов и подобные, будут зарабатывать больше или меньше?
"Парадигма" такая, что уже очевидно даже не специалисту - меньше надо "загонять" денег за бугор и больше оставлять внутри страны, тем самым развивая и стимулируя отечественное производство...Олигархи прибыль прежде всего от экспорта гонят на офшоры, Государство "закапывает" свою прибыль в золотовалютные резервы за рубежом...Никто особенно не напрягается и не заморачивается развитием национальной экономики и производства, так ведь проще. Что бы поднять свою экономику и сделать ее самодостаточной, не зависящей от не "коллег" и не "партнеров", надо :
- перевести все экспортные операции в расчеты за рубли (или подавляющее большинство );
-энергоресурсные отрасли являются стратегически важными в вопросах обороноспособности Государства, поэтому их надо национализировать, тем самым сверхприбыли олигархов будут оставаться в Бюджете;
- необходимо всю рублевую массу оставлять внутри страны и вкладывать деньги в развитие самодостаточной национальной экономики;
-ограничить добычу (производство) энергоресурсов, компенсируя это поднятием цены.
to Patriot1.: