Сегодня в мире продолжается глобальная борьба за международные транспортные коридоры и путь доставки ресурсов. Про роль России в этом процессе и фактор Черноморского региона — в нашей новой программе «Сегодня в мире», которую журналист ForPost Сергей Абрамов делает совместно с РУДН им. Патриса Лумумбы и КФУ им. Вернадского.
Как справедливо отметила Наталья Задонская (начальник отдела зарубежных проектов и международного сотрудничества АНО «Дирекция международных транспортных коридоров»), после начала СВО из европейских коридоров, куда Россия и Беларусь входили, обе страны были фактически исключены.
«Нас формально выкинули из процесса перевозки и транспортировки на европейском направлении. Ввели ряд ограничений по перевозке грузов автомобильным транспортом. Конечно, Россия стала рассматривать другие маршруты и пути. Сейчас это четыре основные направления: международный транспортный коридор Север – Юг; маршрут Восток – Запад; маршрут Азово-Черноморского бассейна (в Европу через Турцию) и Северный морской путь», — говорит Наталья Задонская.
Ранее у бизнеса не было большого интереса использовать направление Север – Юг, но геополитическая ситуация подтолкнула нашу страну к работе по данному направлению. Сейчас коридор проходит от Санкт-Петербурга до портов Персидского залива, до Индии, и также мы пытаемся распространить его на остальные континенты и страны.
Из успехов Наталья Задонская отмечает, что контейнерный сервис, который открыт по восточному маршруту МТК Север – Юг (через Казахстан — Туркменистан — Иран), нашим железным дорогам удалось согласовать взаимные тарифы для перевозки на достаточно хороших условиях.
«Другое дело, что пока ещё нет заполняемости этого коридора, все понимают, что нет обратной загрузки грузов. Поэтому мы стараемся работать с Индией. Наши таможенные структуры подписали меморандум об упрощённой системе ведения таможенных процедур — это тоже большие шаги. Приходится сажать за стол переговоров разные страны с учётом их внутренних взаимоотношений. Из больших успехов — удалось посадить за стол переговоров Россию, Иран и Азербайджан», — говорит эксперт.
По словам Натальи Задонской, если с Азербайджаном у России налажены отношения, то найти общий язык с Ираном было значительно сложнее. В том числе и потому, что Иран жил под санкциями 40 лет и какие-то стандарты у них отличались от стандартов России или Азербайджана. Кроме того, Иран подталкивает нас к тому, чтобы развивать транскаспийские морские перевозки, где, безусловно, есть перспективы, но в настоящий момент у России наблюдается небольшой недостаток судов и паромов на этом направлении.
По словам нашего постоянного эксперта Виталия Данилова (кандидат исторических наук, директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН), СВО существенно притормозила, но до конца не исключила налаженные транспортные потоки.
«Именно поэтому остаются в целости и сохранности все железнодорожные мосты через ключевые реки Украины. Их не трогают. Все задаются вопросом — почему, а ответ в том, что мы выполняем обязательства перед другими странами в рамках торговли. Но если мы говорим про «Новый Шёлковый путь», который выстраивает Китай, он — с точки зрения бизнеса — нерентабельный. Почти год работы этой железной дороги — это где-то 12 тысяч тонн груза, но для сравнения: один серьёзный сухогруз берёт на борт в два раза больше груза. Море — это 94% мировой торговли, а железные дороги — всего 2,4%. Да, Китай декларирует создание этого маршрута — но это политические декларации», — отмечает Виталий Данилов.
Если мы говорим о том, как Россия выстраивает свои независимые маршруты, — это, конечно, Север – Юг. Причём этот маршрут имеет перспективу выхода на Норвегию, Швецию, Финляндию. А через Иран — выходит на Индию. Здесь перспектива очень приличная.
В свою очередь, Наталья Задонская подчёркивает, что всё-таки наше основное направление — это Восток – Запад, ввиду его глобальности. По восточному направлению пропускная способность железных дорог составляет 173 млн тонн. Это на 75 млн тонн больше, чем показатели 10-летней давности. Это огромный поток грузов, который Север – Юг никак не может пока догнать.
«Направление Восток – Запад интересно с точки зрения железнодорожных перевозок как транзит. Это выгодно и России, и Беларуси. Если сравнивать Север – Юг и Восток – Запад в части объёма, то Восточное направление приоритетное. Беларусь, безусловно, участник всех этих коридоров. Они проводят очень большую работу по направлению Север – Юг, по организации поставок из Беларуси, производят закупки в Иране. И это даже не в рамках нашей союзнической работы, а у Беларуси есть своя политика в области развития транспортных маршрутов и по упрощению перевозочных процессов. И мы в этом вопросе с Беларусью не конкурируем, а развиваем совместный проект», — говорит Наталья Задонская.
При этом Наталья Задонская соглашается, что у железнодорожных перевозок (Восток – Запад) есть сложности и это отрицать нельзя.
«С точки зрения железнодорожной инфраструктуры это направление перегружено, поэтому необходимо её дальнейшее развитие. Восточное направление стратегически важно. Именно поэтому есть дополнительные коридоры, как Китай — Монголия — Россия.
Также недавно был подписан меморандум по формуле Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан. И это тоже новый коридор, и мы сейчас рассматриваем его как новые возможности для перевозок. Есть и инициатива по строительству трансафганской железной дороги», — говорит эксперт.
Наталья Задонская обращается внимание, что маршрут Север – Юг наша страна начала развивать одновременно с коридором «Северный морской путь». Это видно и с точки зрения пристального внимания по финансированию, и с точки зрения согласованности позиций стран — участниц маршрутов.
«Что касается Северного морского пути — это, конечно же, обеспечивает международный доступ к арктическим ресурсам. Россия сейчас в некотором роде приостановила это международное движение. Но, тем не менее, Индия и Китай продолжают проявлять к нему интерес. Как только льды уйдут, а тенденция такая есть, арктические ресурсы будут доступны. И Россия здесь играет ключевую роль», — говорит Виталий Данилов.
Что касается Балтийского, Черноморского транспортных коридоров, отмечает Виталий Данилов, то они тоже для России крайне важны, поскольку соединяют и Россию, и Европу, страны СНГ, и Турцию. Кстати, сейчас Турция взяла на себя часть логистических проблем России. Это важный момент. Турции очень многое прощается из-за этого, говорит Виталий Данилов.
Сергей Абрамов
Обсуждение (2)
А Россия -разве не продает все свои ресурсы -которые -возможно- продать за доллар -всеv кто готов -купить -за доллары,.? Девушка переживает .что тяжело теперь -туже Красную икру транспортно завести на остальные Континенты и страны?
"Россия сражается за контроль..." - за что? Не, серьезно? Ну, с одной стороны такое признание, это как бы все равно что расписаться за претензии на монополизм (читай - несправедливое распределение в своих интересах) , типа "это мы хотим крышевать!", а с другой... не хотелось конечно обижать, но - "нашему бы теляти..."