Тотальный снос, театр в классическом духе в Артбухте и непрерывная зелёная набережная — такие концепты заложил известный севастопольский архитектор Георгий Григорьянц в альтернативный проект нового культурного пространства, которое создаётся на мысе Хрустальном. О том, как идёт зачистка под его первый объект, ForPost подробно писал в материале «Стеклянная чайка: каким будет оперный театр в Севастополе».
Это непропорционально, чужеродно, неуместно и вообще не для людей, говорит Георгий Григорьянц об австрийском проекте культурно-музейного комплекса на мысе Хрустальном. Протест подтолкнул архитектора к созданию «контрварианта», в котором он постарался учесть и обыграть все особенности города и свойства этого севастопольского пространства.
До сих пор архитектора возмущал гигантизм памятника «Матрос и солдат» и его развёрнутость спиной к поднимающимся людям. Но эскизы, сделанные австрийскими разработчиками, вызвали ещё больший гнев: на них памятник-гулливер превратился в фигурку для игры в солдатики «под крылом» стеклянной чайки. Или же «бутерброда», как уже окрестили в народе будущий оперный театр.
Как ранее писал ForPost, этот проект театра не был принят экспертами архитектурно-художественного совета, но чиновники выдали обсуждение спорных эскизов за одобрительное решение.
Новые святые
— Севастополь — город-герой, с традициями, идущими от памяти о Великой Отечественной войне, с постом № 1. Это свято для города. А они таким образом, сделав ниже и памятник, и обелиск, унизили всё население Севастополя. Я написал письмо <главе департамента архитектуры и градостроения> Моложавенко и губернатору, что таким образом театр уничтожает сакральные символы Севастополя, вид на которые открывается с моря — потому что он намного выше и Владимирского собора в Херсонесе, и Дворца пионеров, и Солдата и Матроса. И масса громадная.
— Как оцениваете само художественное решение?
— Есть такое направление — деконструктивизм, австрийцы в нём работали. Такие архитекторы строят «в контр» городской среде, не знают, как в неё вписаться. Это как диван под вами на 45 градусов повернуть. Они не понимают, что такое ансамбль, они не знают, что такое традиция. Деконструктивизм не предполагает уважительного отношения к соседним зданиям, его объекты им не пропорциональны, не масштабны.
Такие здания должны стоять там, где они не влияют на окружение, где простор. Это та архитектура, которая воспринимается на скоростях — проехал мимо аэропорта-волны и оценил. Деконструктивизм подходит для вокзалов, аэропортов, потому что человек с чемоданом туда пришёл — и ушёл, уехал.
А театр — это музыкальная шкатулка, камерное здание, где человек общается с музыкой. Вокруг него ходить надо, смотреть, чтоб челюсть отвисла. В театр идиоты не ходят, туда идут люди духовно обогащённые. Он изнутри должен раскрываться в первую очередь. А снаружи — образ в классической традиции. Таким Севастополь заложил Лазарев, таким его и после войны восстанавливали.
А там открытые стеклянные пространства. Это катастрофа.
— Но как произошла эта катастрофа, ведь в прошлом году был конкурс проектов этой парковой зоны — и выбирали лучшие, чтобы на них опираться?
— Да, и я был в числе финалистов. Я думал, что мы вместе выработаем позицию, один общий проект. Но департамент вдруг всё смял и решил, что нужно обратиться к австрийским архитекторам. А их проект просто агрессивен городской среде.
Они дальше пошли: сделали вдоль побережья систему отелей, как эти два голубых здания. Ещё пара небоскрёбов, концертные залы, училища хореографические и так далее. Всю «Хрусталку» уделали этими крупными объектами, и мыс превратился в скопище общественных зданий, какие не каждая столица может себе позволить. Такое раскручивание федеральной программы, в которую пытаются вбить максимум, — это недопустимо.
Читайте по теме: Севастопольцам отводят глаза от застройки мыса Хрустального, — Вячеслав Горелов
«Вы меня плохо знаете?»
— А нужно не это всё! Человеку нужна набережная! В Севастополе должна быть зелёная зона у моря!
— Где вы её видите?
— От Приморского бульвара и до Карантинной бухты. Сейчас же гулять негде, везде во что-то упираешься. На набережной Клокачёва тротуара нет практически, набережная там прерывается.
Я делаю непрерывные пешеходные зелёные зоны. До самого мыса Хрустального, до обелиска — никаких зданий. Я зачистил всю набережную: «шанхай» с ларьками и дельфинарием, пристройки к театру Луначарского и к гостинице «Севастополь», все балаганы и питейные заведения, громадные синие здания — я всё убрал, сделал единую набережную. Все заведения — на первый этаж проспекта Нахимова.
— Вы снесли «голубые унитазы»?
— А как же. Естественно. Вы меня плохо знаете?
— Вы думаете, это реально? И «унитазы», и «шалманы» — это собственность, которой вряд ли кто-то поступится.
— Эта собственность сделана безобразным образом. А я архитектор, градостроитель, и делаю, как считаю нужным. Это моя позиция. Город может не принимать, но в городе много продажных людей и тех, кто ничего в градостроительстве и в архитектуре не соображает. В том числе наш департамент архитектуры во главе с пришлыми людьми. Может, они и хорошие люди, но плохо понимают, в каком городе живут.
Позиция градостроителя должна быть чёткая и жёсткая, как бы его ни оскорбляли. Я был в градостроительном совете в 2014 году, когда «новороссийская мафия» всё возглавляла и давила всех. И проголосовали, чтобы сделать мусорку на Фиоленте, в курортно-рекреационной зоне. Я написал заявление о выходе, это же невозможно.
— А позиция градоначальника? Считаете, что он поддержит идею всё снести?
— Да! И он был готов к этому. На конкурсе, комментируя мой проект, губернатор говорил: видно, что севастополец делал, потому что всё посносил. Абсолютно позитивно говорил.
— Вы снесли не только «шанхай», но и паром. Разводите два дублирующих морских маршрута?
— Да, переношу его в Южную бухту — к развязке у железнодорожного вокзала. Зачем гнать машины в центр? Грузовики, автобусы, легковые — из-за них невозможно пройти, людей давят, площадь не получается. А будет место для прогулочных катеров, для пляжных в Учкуевку.
Артбухта — это же ключ к нашему культурному центру. Через неё мы выходим к театру, к ДДЮ, к гостинице и объектам развлечения. А тут «шанхай».
Ресторана, что стоит на месте билетных касс — их помнят старожилы, — тоже нет. Сносим его и возвращаем в первозданном виде пропилеи (парадный проход с портиками и колоннами. — ForPost), и тогда открывается панорамный вид с моря и возникает ось, по которой движутся люди: причал — пропилеи — театр. Это очень важно в градостроении.
— Театр на площади в Артбухте?
— На месте «Ивушки».
Artбухта
— Гастрольный театр, который совместит и оперный, и драматический, и музыкальный, и площадку для городских форумов, — он сформирует новую городскую площадь искусств, духовно-культурный центр.
Театр навесным закрытым переходом будет соединяться со служебными помещениями. Они расположатся в 4-этажном здании бывшего Дома быта (торгово-офиcного центра на площади 300-летия флота. — ForPost). Это гвоздевое здание, оно замыкает ось «причал — театр». Типовое здание реконструирую в севастопольском стиле.
— О частной собственности уже не спрашиваю. Вопрос другой: там поместится театр?
— Конечно! Зал — уместится. Делать его надо не на 1100, а максимум на 800 человек, у нас же не 10 млн людей, как столице. Не надо раздувать вместимость. Севастополь — он же маленький город, и строить надо компактно. Масштабность — это главное.
Диаметр «Ивушки» 40 метров. Размер зала — примерно 24 метра, и с двух сторон кулуары примерно по 8 метров. Как раз умещается. Пойдите посмотрите — там места более чем достаточно. Я вообще сторонник комфорта тесноты, как в европейских средневековых городах.
— И каким вы видите театр?
— Дворец пионеров, театр Луначарского, институт биологии — они выполнены в классической стилистике, и новый театр должен с ними гармонировать, а не дисгармонировать, как этот австрийский монстр.
Театр трёхъярусный, классический, с системой аркад, колонн, балясин, портиков, с высоким колосником, необходимым для меняющихся задников. При взгляде на фасад возникают музыкальные ассоциации. По первому этажу — крытая галерея. Вокруг — полукруглая зелёная аллея с выходом на ось с пропилеями. Купол покрыт медью. Да, она будет зелёной, но это же красиво — старое, с патиной. И потом, его сделал — и забыл на восемьсот лет. Не крашеную же черепицу.
Дом быта реконструирую под мастерские, репетиционные. Там первый этаж высотой 5 метров, можно выставочный зал сделать. Под закрытым переходом к служебным помещениям будет свободное движение людей и транспорта.
Хрустальная мечта
— А мыс Хрустальный, каким видите его?
— Зелёными зонами продолжаем Приморский бульвар так, чтобы подход к памятнику «Матрос и солдат» был сбоку, а не со спины. Со спины памятник обнимает полукруглый музей Великой Отечественной войны, он формирует площадь. Рядом с памятником должен быть музей, а не опера, и они должны быть органичны друг другу и пространству.
Читайте по теме: Севастополь может потерять свободную береговую линию
Зелёный холм, не уделанный зданиями. Люди на верхней галерее гуляют, смотрят на море, на памятник. Там, где 54-й завод, — культурный центр: выставочный комплекс, досуговые занятия, картинная галерея, художественные магазины, может быть.
Так видит музей и памятник Г. Григорьянц. Австрийскую версию - "бумажный кораблик" - можно увидеть здесь.
Создать этот комплекс мемориальный на мысе Хрустальном ещё в 70-е годы придумали. Прошло уже почти 50 лет, и он никак не получается. И народ туда не идёт. Один Мархолиа раз в сто лет туда оркестры загоняет. Поэтому у меня есть ещё одно интересное предложение: из Артбухты, от памятника 300-летия флоту традиционными для Севастополя тропами выходим на верхний уровень к музею.
И второй путь — с этого же места прямой тоннель к пляжу. Там можно и торговлю сувенирами запрятать. Есть в моём проекте две громадные парковки, потому что много народа должно гулять, а общественный транспорт на мыс не залезет.
— Вы видите возможность изменить заявленный властями проект?
— Я уеду из Севастополя, если это г… здесь появится.
Я обращался в департамент архитектуры, чтобы рассмотреть вопрос на градостроительном совете, но там отмолчались пока. А надо провести градсовет расширенный, пригласить туда всех «вонючек», в том числе меня, которые чётко излагают свою позицию. А они просто отмели людей, которые знают и понимают город.
Добавим от себя: очевидно, что в методе деконструктивизма, о котором говорилось выше, севастопольские власти заметно опережают даже модных западных архитекторов.
Светлана Косинова
Фото: Светлана Косинова, Тарас Любимов, фрагменты презентаций проектов архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au и Георгия Григорьянца
Обсуждение (105)
О, господи!...
На переднем плане - армянский храм, а за ним - "Матросская тишина" или еще одно Ленина-2?
Беда в том, что материковое руководство как раз и добиваются того, чтобы все мы отсюда уехали. А этого допустить нельзя.
То, что весь состав троешников от архитектуры в Градсовете нужно менять давно назрело. Традиции Г.Бархина заложенные в городское кольцо послевоенного Севастополя - вот тот стиль, который и формирует образ города-героя. Игнорирование мнения Г.Григорьянца не пошло на пользу городу. Череда непонятных главных архитекторов после Русской весны и привела в тупик.
Концепт развития урбаниста А.Старшинина "Артбухта для людей" и сайт "Деградация Севастополя" тоже был проигнорирован...В угоду кому?
Молодец Георгий Саркисович! Поддержим ваши проекты!
Музей должен быть построин из камней взорванных инкерманских штолен это лучшая память для тех кто там был взорван.
Мне это напоминает здание рынка 50-ых годов. Тогда так строили.
На минуточку, сейчас на дворе другой век! Нет архитекторов в городе не из прошлого столетия...
Лучше обратиться за помощью к столичным специалистам!
Ну это точно лучше чудовищного проекта предыдущего унитаза оперы.
Хотя лично мне вот этот вариант видится (примерно) получше. Тут дело вкуса, конечно.
Народ теперь этим мозги забивают. В каждом регионе России возникают какие то мифические проекты чтоб народ отвлечь. Можно сказать коротко кто сейчас зарабатывает баксы на контрактах, не тратьте а оставляйте ,копите на впереди идущие времена "стабильности" Спасение будет в них.Потому что впереди за этой стабильностью грандиозный обвал. И про эти проекты забудут
Какие есть способы влияния на решение по застройке у горожан сейчас?
молодец Георгий Саркисович!Самый "стойкий оловяный солдатик" из местных архитекторов(остальные ушли в подполье,ждут,когда что-то изменится!)
Там в забвении лежат кости неупокоенных защитников Севастополе.
Война заканчивается только тогда, когда похоронен последний солдат - А.В. Суворов.
Вот это старая школа Архитекторов, мой поклон. Одно странно что музей по своей форме фасадной части не предполагает наличие в нем полотна- панорамного типа - "Последние дни обороны Севастополя" концепцию которого давним давно разработала студия им. Грегова. Ну как можно без него, мне лично не понятно. I- оборона Панорама. II- оборона Диорама а II обороны нет. Это был бы шедевр. Но я так понимаю построить хотят быстро, а писать полотно - это долго. Все хотят здесь и сей час, завтра не будет.
А мне кажется что главная фраза в статье:
А остальное все производное из данного факта))
Мне понравилась расчистка пространства! Но, как-то даже не верится, что это смогут реализовать.
А вот про вместимость зала не согласен - летом приезжает много людей.
Зачем ещё в центре театр? Луначарского мало? Унитазы посносить и больше НИЧЕГО не строить!
Я поддерживаю классический, сбалансированный архитектурный стиль и за Григорьянца! Общался лично- принципиалтный, но конструктивный и умный мужик!
Вот этот проект мне уже нравится. Это лучше стократ. Классический стиль, полностью гармонирует с тем, что построено в Центре города. Оперный театр - вообще-то прекрасная задумка и добавило бы нашему городу обаяния культурной столицы Крыма. Посмотреть бы оперу "Евгений Онегин" в постановке Мариинского театра, уммм (мечтательно закатываю глаза)........... Григорьянц прав по всем пунктам. Он давно здесь живёт, знает и чувствует стиль Севастополя.
Далее, я обратил внимание на то, что в австрийском проекте очень огромное остекленение. А теперь подумаем - как будут бить лучи солнца в ответ от стёкол. Это будет невыносимая сковородка. Втюхиваемое нам здание развёрнуто так, что солнце будет падать при восходе с востока на остекленение, создавая световой расходящийся сноп от стёкол. В любом случае это нехорошо как минимум. И гигантизм этот неуместен совершенно. Совершенно. Проект Григорьянца - камерный, уютный, соразмерен, не потребует ненормальных бюджетных вливаний. Будто у страны, кроме Ёперного театра в Севастополе других проблем нет!
очень метко сказано - ВООБЩЕ НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ австрийский проект.
На этом месте я с удовольствием хмыкнул.
Даже столичные после войны отдали приоритет севастопольским архитекторам, потому что они грамотно "привязали" свои объекты к территории.
Почему?!!!!
Граждане!!! Опомнитесь! Ведь должна же быть совесть! Севастополь и так висит камнем на шее России. А Вы с прожектами . Вы бы россиян спросили а не фантазировали. Что в России избыток средств!? Или все кругом в ажуре и благополучии. Стыдно за Вас!
Я бы лично так не сказал жестко. Но это тоже не то пальто, если честно. А что лучше, см. мой пост со зданием театра в Сочи.
Ведь намного лучше, не правда ли? Разве он не прекрасен (подобный античный стиль), и разве есть что-то лучше именно для нашего города?
Сейчас меня закидают тапками, но... если по-хорошему, то надо сносить не только два унитаза, но и здание Гидрофиза. Это тот же унитаз, только советский - совершенно нелепое и неуместное строение в контексте городской застройки центра.
Аплодирую стоя! Набережная + зеленая зона!!!!!
за скобками остаются истиные причины аргументации, но на сегодня я - "за" многое:
- общие прогулочные пространства, перетекающие и продолжающиеся;
- соразмерность и сохранение единства или сочетания стилей;
- бюджетность не только при создании, но и при дальнейшем обслуживании зданий - на местных точно ляжет обслуживание объекта, причем, думаю, финансовая - наиболее критичная сторона;
- зелень (даже если этой незастройкой берегут пространство на потом, я за зелень!!!)...
Григорьянц на порядок талантливей, судя по предложениям, чем то, чем нас пытаются накормить с закрытыми глазами.
неужели не видно бездарность, хоть и масштабную?
Вот поэтому севастопольцы в общей массе и выступают за развитие производств ,чтоб перестать быть дотационным регионом. Это на первом месте .Мало того еще и такие чтоб можно было выжить в условиях санкций и попробовать конкурировать с другими российскими. Чтоб мы как то смогли выжить, когда в России наступят еще более тяжелые времена.У нас уважаемые депутаты и сенатры вместо того чтоб Центр долбить по этому вопросу занимаются черти чем с этими художествами.И людей тут за нос водят с этими балетами и музеями
В городе должен быть создан Аналитический совет состоящих из местных адекватных людей.Экономистов,политиков ,общественников . Для того чтоб честно спрогнозировать ситуацию в стране,что нас ожидает и что нам нужно на самом деле. И стучаться к Гаранту ,выводить его из амнезии. И это нужно делать уже сейчас .Потеря времени смертеподобно.Сейчас в городе во всем путаница ,разброд и шатания
Задник у театра мне напоминает башни в Грузии. Косые линии как-то не в тему с классикой.
Чиновники УПЕРЛИСЬ (по понятным причинам..... не считаясь со мнением жителей города) в абсолютно ненужные и бесполезные, для Севастополя проекты. Городу его жителям в т.ч. его гостям ,нужны доступные места отдыха как в его исторической части в центре, так и на СЕВЕРНОЙ стороне, о чем постоянно и пишут форумчане. Губернаторы и чиновники меняются, а Севастополь ОСТАНЕТСЯ на столетия.
Да, Григорьянц всегда так говорил. Но и его сломали: он уже смирился с Каракатицей:-((.
Расчистка пространства - это здорово! Но как-то мало верится в то, что снесут голубые унитазы. Зеленая зона и набережная - очень хорошо. Здание театра лучше чайки, но на мой взгляд тяжеловато для предлагаемой территории. Как-то воздуха сразу не хватает. Здание музея понравилось.
to МсСк: Обвиняя, всё-таки нужно приводить конкретные примеры. Я вот, например, знаю истории о том, как Георгий Григорьянц спас центр города от памятника Шевченко, горельефа Георгия Победоносца и памятника Сагайдачному, пожертвовав ради которого своей мечтой - скульптурой Херсонесита, длающего клятву. Этими историями я неоднократно делилась с читателями.
Помню, как тоже вот так кто-то в комментах хаял деятельность архитектора. Я попросила привести хотя бы один пример его бездарной работы, и мне назвали ..."Плазу", к которой Георгий Саркисович не имеет никакого отношения:-((.
Не могу не согласиться. Мне тоже сразу резанул взгляд задний план театра. Как будто его от чего-то другого отрезали и к зданию театра плилепили сзади. Но сама планировочная концепция, предлагаемая Григорьянцем, несомненно верная. Австрийские монстры совершенно не вписываются.
Мне вот интересно - а че этот австрийский проект Вы не рекомендуете забабахать в ЦЕНТР Вены? Объясните венцам, что ужо другой век на дворе и не фиг им в 18-19 веках пребывать... а ЧО? Зато современно... было бы интересно посмотреть, что бы сказали венцы и иХний архитектурный совет вместе с историческим.
Скорее башни Бастилии, гильотины на площади не достаёт
Моё мнение : нельзя в центр пихать ещё один театр. Тут уже в Луначарский не подойти не подъехать когда что то стоищее идёт.
Если уж строить то на более открытом пространстве, чтобы спроектировать и зеленую зону вокруг и стоянку для машин и городской транспорт.
А Ваш проект,, Георгий Саркисович, может и неплохой но, громоздко и неуклюже смотрится в этом слишком уж зажатом со всех сторон месте.
И уж если выбирать классику то в Севастополе театр без колонн как то не вписывается, если выбирать классику
Возможно, но тут же вспоминается Троя... хотя мне больше нравится здание в стиле зимнего театра в Сочи, что на фото выше... зачем вообще в центральных районах Севастополя уходить от античного стиля- ведь даже православный храм Пётра и Павла выполнен в антике... все эти предложенные австрияками суперпроект напоминают .... режоперу, когда действие , допустим"отелло" переносят во времена 20 века... кстати, вполне вероятно, что кто то из австрияков самовыразился, а воплотить в жизнь в Австрии ЭТО невозможно... а почему проект в Австрии заказали.... наверное по той же причине, по которой Собянин проект тллюминации Русская Зима заказывал у итальянцев- в Австрии также нет моря, как в Италии зимы
Не иначе архитектор российского происхождения с австрийским гражданством......
случаем не товарищ БЕНДЕР !?
Ничего,что на улице 21 век и Севастополь не заштатный мухосранск?Зачем строить в 21 веке в античном стиле?Кто вообще так делает?Привыкайте уже к нормальной современной архитектуре,достаточно колхозного советского убожества.Севастополь-город федерального значения,наравне с Москвой и Петербургом,третья столица.И выглядеть должен соответственно.И решать,как будет выглядеть культурный центр будут специалисты федерального уровня,поскольку строиться все будет за федеральные деньги специалистами соответствующей квалификации.А все эти стенания озлобленных неудачников, ничего в жизни не видевших кроме своих загаженных хрущевок никого не интересуют.Это,извините,просто пук в лужу.
Страницы