Учёные-археологи из Севастопольского госуниверситета обследовали затонувший в 1719 году линкор ревельской эскадры Петра I под названием «Портсмут». О результатах подводной археологической экспедиции, которая состоялась в августе-сентябре этого года, рассказали в пресс-службе СевГУ.
На раскопках затонувшего недалеко от Кронштадта линкора побывали старший научный сотрудник Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев и старший научный сотрудник НИЛ «Цифровые технологии в историко-археологических исследованиях» Василий Петровский.
Учёным пришлось погружаться в холодные и мутные воды Финского залива и искать артефакты в условиях почти нулевой видимости, но результаты поражают: почти 300 лет не сдававшийся археологам корабль удалось полностью исследовать и поднять на поверхность 60 артефактов.
Среди них — 18 целых корабельных пушек, фрагменты ещё 6 орудий, так называемая «виноградная» картечь, которая хорошо сохранилась в специальных мешочках внутри корпуса «Портсмута».
Сюрпризом для самих учёных стало обнаружение трофейных шведских пушек. Об этом ForPost рассказал участник экспедиции Виктор Вахонеев.
«В письменных источниках об этом не сообщалось, но, оказывается, наша эскадра, победив шведов, захватила их пушки. Мы долго не могли понять, что за эмблема на цапфах этих пушек, но проведённые научные исследования показали, что это шведские, то есть трофейные», — поделился радостью от открытия учёный.
Особо он отмечает важность исследования «Портсмута» как корабля, принявшего участие в первом в истории российского флота артиллерийском морском сражении, в котором Россия одержала победу. До этого отечественные гребные суда захватывали корабли противника, беря их на абордаж.
«Это была самая сложная экспедиция, потому что она длилась больше месяца в уникальных условиях, в кромешной темноте, но мы смогли прикоснуться к удивительной, овеянной ореолом романтики эпохе Петра I. Он ведь лично бывал на этом корабле, контролировал его строительство. Мы нашли пистолет петровского времени, пушки с его личным вензелем на цапфах (боковинах — Прим.) До этого мы видели такое только на картинках», — подчеркнул археолог.
Исследователь обратил внимание на то, что работа по подъёму артефактов была тонкой и трудоёмкой.
«Чтобы не повредить окружающий орудия конгломерат, в который за столетия превратились донные отложения, фрагменты корпуса и различных предметов, его частично разобрали вручную, а затем каждую пушку немного смещали и аккуратно заводили под них специальные стропы, на которых и выполнялся подъём», — поделился подробностями Виктор Вахонеев.
Однако прежде над остатками корпуса «Портсмута», находящегося на глубине восьми метров, был заложен раскоп площадью десять квадратных метров. Подводные археологи при помощи гидроэжектора и других инструментов, а порой и вручную, расчищали участок дна, промывали донные отложения, чтобы не упустить ценные артефакты.
«Работа была затруднена характерной для Финского залива плохой видимостью под водой, которая была ограничена тридцатью сантиметрами при условии использования осветительных приборов. Это меньше, чем на длину вытянутой руки. Без осветительных приборов — абсолютная темнота», — рассказал о сложностях подводный археолог Василий Петровский.
Такая низкая видимость не позволяла использовать некоторые современные технологии, и учёным часто приходилось надеяться не на технику, а на самих себя. Например, вместо цифровой съёмки и 3D-облака точек специалисты делали чертежи от руки, а замеры осуществляли с помощью гибкой рулетки.
«Размеры объекта, расположение его отдельных деталей и фиксация отдельных предметов осуществлялась преимущественно вычерчиваем плана на пластиковых планшетах под водой, с переносом его на бумагу при камеральной обработке чертежа», — отмечает Виктор Вахонеев.
Помимо самого обследования линкора, целью археологической экспедиции было определение его точного местоположения и уточнение границ кораблекрушения объекта культурного наследия, добавил Виктор Вахонеев.
Для справки:
Линкор «Портсмут» — флагманский корабль отряда под командованием предка адмирала Дмитрия Сенявина капитана 2-го ранга Наума Акимовича Сенявина. Он активно участвовал в военных кампаниях Петра I и знаменит тем, что в сражении со шведской эскадрой 24 мая (4 июня) 1719 года у острова Эзель почти три часа отбивался от врага в одиночку.
На линкоре была сбита часть такелажа, в результате чего он потерял ход, но всё же продолжал поддерживать активный огонь, и в итоге все три корабля шведской эскадры сдались.
По пути на зимовку 30 сентября (11 октября) вместе с линкором «Лондон» линкор сел на мель у южного берега Финского залива. На следующий день начался сильный шторм.
Петр I прибыл к месту крушения на шлюпке, чтобы лично контролировать попытки спасти корабли, но снять их с мели не удалось.
Корпуса полузатонувших линкоров были разрушены через несколько месяцев в результате ледохода.
Алина Громова
Обсуждение (7)
Когда я читаю....Учёные-археологи из Севастопольского госуниверситета .У меня -возникает -Вопрос -откуда в В севастопольском политехе(сейчас-универ-)взялись ученые -археологи.?
Обертон,
Там еще и типа медики имеются.
Да собирают артефакты с помощью МО в музей комплекс под патронатом дочки Шойгу.
Назвать корабль в честь английского города, ВМБ... Наверное, тогда с туманными альбионами дружили. Portsmouth... А ведь был там когда-то.. Чем-то похож на наш город. И "spinaker tower" опять же.)))
Исправьте название статьи!! Линкоров НЕ военных не бывает. Они по определению военные.
Писала барышня, откуда ей знать...
Меня всегда умиляют знатоки, которые пишут капитан крейсера, капитан подводной лодки...Вместо командира.