У горожан появилась уникальная возможность увидеть земляков и совершить путешествие в прошлое Севастополя - когда люди любили, творили и строили планы, даже не подозревая, что совсем скоро их судьбы изменятся раз и навсегда. Благодаря открытой в художественном музее имени Крошицкого выставке "Севастопольцы в начале XX века. Старинный фотоальбом".
Фотовыставка – не типичное мероприятие для художественного музея, но у этих старинных фотографий всё же был свой художник – время. Людям, запечатлённым на снимках, довелось жить в эпоху великих потрясений для России. Представленные фото сделаны с 1900-го по 1917 год. Крымская война осталась позади, а революция только приближалась. Вглядываясь в тех дам и господ, видишь, что время писало на их лицах покой и безмятежность, свойственные людям, ещё не познавшим горечь больших утрат и государственных переворотов.
Это своеобразное путешествие в прошлое так или иначе вызывает чувство лёгкой грусти. Её сопровождает слишком много «никогда». Мы уже никогда не застанем той тяжёлой, но по-своему интересной эпохи; мы никогда не увидим Севастополь того времени, не увидим его жителей. Войной и революцией были уничтожены целые архивы, уникальные фотографии, да что там говорить – поломаны человеческие судьбы, стёрты из истории целые поколения. Слишком много утеряно. На фотовыставке мы можем лишь наблюдать запечатлённое мгновение, а в нём – целую жизнь.
Посетившая открытие выставки спикер заксобрания Севастополя Екатерина Алтабаева отметила, что на снимках она увидела счастливые лица людей, которые надеялись на прекрасную жизнь, но на их плечи легли страшные испытания. Среди почётных гостей были родственники фотографа Михаила Мазура, работы которого представлены на выставке, – внучка Лидия Закалюжная и правнучка Людмила Мазур.
Организовал выставку исторический клуб «Севастополь Таврический». Фото из своей коллекции предоставил его учредитель Вадим Прокопенков. Он рассказал ForPost, что несколько лет назад клуб готовил к изданию альбом «Севастополь в лицах».
«Фотографии нам несли целые семьи, несколько поколений севастопольцев, а их было более трёхсот, – вспоминает Вадим Николаевич. – И это были люди, не занимающие высокие посты, а обычные севастопольцы, труженики, бывшие военные».
Он добавил, что клуб уже 10 лет продолжает приобретать старые фотографии в разных странах: на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Польше, Чехии, Югославии, реже – в Европе.
Сейчас идёт год осмысления уроков столетия – и для этого как раз нужны такие проекты, где есть возможность стать ближе к той эпохе, которую мы не застали, подчеркнул Вадим Прокопенков.
«Ещё мы очень мало знаем о фотографах того времени, – добавил он. – А это целая плеяда, более 30 человек, они внесли неоценимый вклад в формирование исторической мозаики Севастополя».
Но, признался историк, у выставки есть ещё одна цель: «Вполне вероятно, что, вглядываясь в лица этих людей, кто-то узнает знакомые черты. Ведь есть севастопольцы, которые сожалеют, что у них не сохранились старые альбомы, которые бы вели их родословную к началу прошлого столетия. Если мы не стремимся воссоздать свою родословную, патриотизм, о котором сегодня так много говорят, будет неполным. Эти фотографии – воссоздание исторической памяти Севастополя. Нельзя, чтобы они продавались. Эти люди являются не только носителями культуры и истории, но и подают нам из прошлого пример доброты, учтивости и благородства – тех правил поведения в обществе, которых нам так сегодня не хватает».
Кстати, о правилах поведения. На выставке можно ознакомиться не только с уникальными фотографиями, но и узнать о том, какие были правила хорошего тона в начале прошлого века. Среди экспозиций представлены стенды с выдержками из «Правил светской жизни и этикета» за 1902 год. На одном из них можно прочитать: «…Вежливость в поступках – то же самое, что грация в красоте. Она обнаруживается исполнением обычаев, принятых в обществе. Вежливость есть выражение общественных добродетелей, если она истинна…».
На выставке представлены и уникальные фотографии города из коллекции фонда русского военного инженера и историка Александра Бертье-Делагарда. По словам Вадима Прокопенкова, в «Центральном музее Тавриды» в Симферополе хранится уникальный артефакт – альбом, который подписан так: «От города Севастополя Александру Львовичу Бертье-Делагарду».
Это огромный альбом размером метр на метр с красивым орнаментом из металла – в нём хранится более 50 фотографических видов города.
«Я видел множество фотографий Севастополя в архивах и библиотеках, – признаётся Вадим Прокопенков. – Но эти работы – редкие и невероятно красивые, с необычными ракурсами видов города. Мы надеемся опубликовать их в нашем издании „Севастополь на старых фотографиях”».
Проекты, как фотовыставка «Севастопольцы в начале XX века. Старинный фотоальбом», нужны Севастополю. И не только Севастополю, но и современной истории. Это возможность почувствовать неразрывную связь эпох, задуматься хотя бы на секунду… Мы и те люди на снимках объединены не только общей историей и пространством, но и, в каком-то смысле, одной судьбой. Мы уйдём, но после нас останутся мгновения, много запечатлённых мгновений. Из них наши потомки будут собирать новую историческую мозаику. В наши лица будут вглядываться новые поколения. Что они увидят?..
Арсений Веденин
Фото автора, а также предоставленные историческим клубом «Севастополь Таврический»
Поделитесь с друзьями:
Читать также:
Обсуждение (19)
Тогда не было никаких "дам". Были только "господа", и мужского и женского пола, которые кончились после Февральской революции - граждане России осознали, что они "граждане", а не рабы.
"... пример доброты, учтивости и благородства" подавали во все века и времена также и простые русские люди "подлого сословия", потом и кровью которых была и создана Россия.
"Проекты, как фотовыставка «Севастопольцы в начале XX века. Старинный фотоальбом», нужны Севастополю... современной истории."
Замечательно! Славно!!!
К моему счастью и у нашей семьи сохранились фотографии (а точнее фотографические карточки) прадеда, прабабушки и деда с подписью М.Мазуръ.
Несмотря на десятилетия антисоветской пропаганды и попытки отмыть Колчака, последний наследил в Сибири так, что даже сейчас его там поминают недобрым словом, зачастую даже не потому, что люди за большевиков, а в силу замараности Колчака в работе на британскую военную разведку и мясницком характере внутренней политики на захваченных территориях. Что и стало одной из главных причин поражения - его "мини-империю" сожрала прежде всего партизанская борьба в тылу, которую дополнили сокрушительные удары Красной Армии.
to Tkachuk Nikolay (Севастополь)
До сих пор сибиряки не могут спокойно слышать имя Колчак. Столько он натворил дел там . Да и в Севастополе после войны многих собак звали Колчаками!!!
"... в Севастополе после войны многих собак звали Колчаками!!!"
А ещё важно в то время было, что они вместе с хозяевами получили наконец-то свободный проход на Приморский бульвар, который последние быстренько переделали в "примбуль"...
Заголовок сочинил олигофрен.
to Lucy (Севастополь)
Ну, будем считать, глаз за глаз.
to Tkachuk Nikolay (Севастополь) to 1965 (Североморск - Севастополь)
Господин монархист, неужели Вы не знаете других героев Белого движения? Увы Вам.
Господин коммунист, цитирую Ленина: «Довольно неумно порицать Колчака только за то, что он насильничал против рабочих и даже порол учительниц за то, что они сочувствовали большевикам. Это вульгарная защита демократии, это глупые обвинения Колчака. Колчак действует теми способами, которые он находит».
Самая страшная из войн отнюдь не ядерная, самая страшная - гражданская. ИМХО.
А выставка об обычных людях для людей, которым интересно посмотреть на лица севастопольцев, живших 100 лет назад и получить эстетическое удовольствие. В отличии от фото местных голожопых "красавиц" на эти фото смотреть приятно.
Нам необходимо знать все стороны жизни Севастополя.
Посмотреть на красивые лица горожан, жившие сто лет назад - наверное благородное дело.
Они же тоже внесли свой вклад в строительство и благоустройство любимого города.
to Lucy (Севастополь) Да, конечно, заголовок сочинил ... писатель.
интересно посмотреть на фото выставки)
Это наша история.
Эпоха не весёлая, предмайданная, произвол властей, коррупция, изображение чести при наплевательстве на свои корни и пускание слюней на всё французское.
Ах душенька моя культурная Россия: балы-шампаснкое-лакеи-юнкера-и-вальсы-Шуберта-и хруст-французской-булки - и всё это за счёт крестьян сидя на шее у крестьян - ну не романтично?.
Это наша история и следует помнить чем обернулось обособление властей, и превращении их в "особых". Этим воспользовались их культурные европы-америки и проплатили их свержение, ограбив страну, на страже которой должны были быть власти, а не бальная шушера в мундирах, сбежавшая туда же доучивать французкую мову.
А дело хорошее, это мне понятно не смотря на мнение о той эпохе.
Это наша история.Эпоха не весёлая, предмайданная, произвол властей, коррупция, изображение чести при наплевательстве на свои корни и пускание слюней на всё французское.Ах душенька моя культурная Россия: балы-шампаснкое-лакеи-юнкера-и-вальсы-Шуберта-и хруст-французской-булки - и всё это за счёт крестьян сидя на шее у крестьян - ну не романтично?.Это наша история и следует помнить чем обернулось обособление властей, и превращении их в особых . Этим воспользовались их культурные европы-америки и проплатили их свержение, ограбив страну, на страже которой должны были быть власти, а не бальная шушера в мундирах, сбежавшая туда же доучивать французкую мову.А дело хорошее, это мне понятно не смотря на мнение о той эпохе.
Абсолютно не вижу разницы между "той" эпохой и настоящим временем. Денег нет, но выТАМ держитесь, хорошего вам настроения!Он вам не Димон
to Svetovod (РУСЬ)
.Эпоха не весёлая, предмайданная, произвол властей, коррупция, изображение чести при наплевательстве на свои корни и пускание слюней на всё французское.....
"Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять."
(1978 год. Александр Кушнер. Канва.
Ленинградское Отделение,
"Советский Писатель", 1981.
"История в лицах" - замечательный проект.Люди разных эпох всегда имеют свой отпечаток времени в котором живут.
Лица защитников города ("золотопогонников") - адмиралов, русских матросов и солдат запечатлены в памятниках и бюстах в городе-герое как в первую оборону, так и во вторую.
Лица защитников глядят на нас и в башне-пантеоне 35 ББ.
Как мы далеко ушли от тех времен видно по нынешнему обычаю оголять тела и души. По ком звонит, например, Колокол Януковича на Херсонесе?
А ведь на нем отлиты имена не защитников города, а имена обычных временщиков-чинуш. Капитализм - это власть денег и беспредельный цинизм слуг народа.
to komandor (Севастополь)
1. Вопрос о Колчаке закрыт в истории окончательно.
Надеюсь, вы, кроме художественного произведения, где упомянута приведённая вами цитата В.И.Ленина прочитали и саму биографию Колчака.
Кстати, Ленин, проживавший «на западе» более 10 лет и вполне согласный со взаимоотношениями и устройством стран своего обитания, не понимал ещё фашистской сущности буржуазии, это понимание к соратникам пришло позже, уже после смерти Ленина.
Что же есть такого в биографии Колчака, интересующего нас, в двух словах?
- Служба Колчака в английской армии это исторический факт. Колчак отказался от предложения служить во Флоте Его Величества. Колчак понимал, что отношение английских моряков к нему, будет недостойным его звания, и он никогда не получит признания в морской среде англичан, считавших себя моряками, до уровня которых морякам никаких других стран никогда не дотянуться. Колчак попросился в армию и был туда зачислен. В каждой королевской армии мира приносится присяга на верность королю. Принял её и Колчак.
Перепресягнул. Затем Колчак отдал "союзникам" Сибирь за военную помощь. Об этом он сам писал Деникину, что Сибирь для России "потеряна".
Поэтому я не вижу никакой доблести Колчака, торговавшего Родиной. И мне непонятна картиночка, выставленная ником 1965 (Североморск) и её связь с архивом, отдельные фото которого представлены.
Фото мещан, и возможно, потомственных и личных дворян (личными дворянами были все государственные служащие, получавшие государственный чин) - «господ» по мнению простого люда. Фото рабочих, крестьян, портовых грузчиков, уличных торговцев, чистильщиков обуви - чумазых, пыльных и устадых не увидел. Схожу на выставку, может там они и есть.
2. Я и не «коммунист». Коммунисты закончились в тот момент, когда их вождь и иже с ним решили обналичить общенародную собственность и банально украсть её, вывезя за рубеж вместе с 2000 тонн золота, следы которого не найдены до сих пор (так как искать особо никто и не хочет).
3. Я и не господин. Господа закончились в феврале 1917. Более об официальном обращении «господа» нигде ни кем не объявлялось. В 1991 разжиревшие на спекуляциях «кооператоры» и потомственная прожидь из местечек – бухгалтеры-экономисты и прочая муть из подвалов Вторсырья и ларьков Союзпечати, а также глупые и наивные обыватели, наивно и самонадеянно посчитали себя «господами.
"Пройдет лет сто или двести. Большевики рухнут. Потому что никаких природных ресурсов не хватит даже в такой стране, как наша Россия, чтобы прокормить безумное стадо. И вот тогда придут больные, изуроченные люди и попытаются – может быть даже искренне – что-то изменить. И ничего не получится, потому что заряд векового бессилия слишком силен. Но это, поверьте, не самое страшное. Те потомки дворянства, казачества, кои непостижимом образом уцелеют в кровавой мясорубке большевизма – случайно ли, ценою предательства предков – кто знает? Так вот, они создадут „дворянские собрания“, „офицерские собрания“, и т. д... Будут воссоздавать дипломы и родословные, звания и ордена, а по сути своей, все равно останутся прачками и парикмахерами... Исключения только оттенят всеобщее печальное правило. Увы...».
Генерал-лейтенант Е. К. Миллер. Париж, 17.07.1937 г.
Обращайтесь, как и следует в нашем государстве: «гражданин, гражданка».
По поводу Гражданской войны. А вы знаете, с какого события началась Гражданская война в России?
Зная ответ на этот вопрос можно понять, кому это было выгодно и кто, стравил две непримиримых силы, ни одна из которых не была заинтересована в этой войне.
to Tkachuk Nikolay (Севастополь)
1. Быть уверенным, что в истории России хоть один вопрос закрыт окончательно - большая самоуверенность.
2. Ну нет так нет. Извините, что так Вас назвал.
3. Еще раз извините, но "гражданином, гражданкой" у меня язык не повернется клавиши не нажмутся называть. Я так людей даже при советской власти не называл. Хотя ни к барыгам, ни к наивным обывателям себя не отношу. Предки мои люди в подавляющем большинстве военные, присяге не изменявшие, выжившие после Гражданской работали где могли (даже в шахте!), но никто никогда в прислуге не был. К счастью, никто не эмигрировал, потому, наверное, и смогли не опуститься до лакейства. Следующие поколения смогли опять стать военными. Я никогда не отношусь пренебрежительно к обслуживающему персоналу, уважаю их труд, но сам работать так никогда не буду. Современными "дворянскими" собраниями брезгую. Ибо там нынче исключительно те, о ком так точно высказались Вы в своем комменте и господин Миллер в далеком 37-м году.
(портрет Колчака со стороны 1965 был явным троллингом, не следовало на него "вестись")
Комментарии бесноватых лишний раз свидетельствуют очевидное: коммунист = русофоб.
Советских крючит даже от простых бытовых фотографий обеспеченных и уверенных в себе русских людей.
Замечательная выставка, обязательно схожу.